Империя, от смерти Феодосия I до создания Византийской государственности
Империя, от смерти Феодосия I до создания Византийской государственности
Введение
Проблема определения хронологических и сущностных границ между Римской и Византийской империями остается одной из наиболее дискуссионных в современном антиковедении и византинистике. Классическая историография, восходящая к западноевропейской науке Нового времени, традиционно акцентирует внимание на событии 476 года как формальном конце Римской империи на Западе. Однако для современников этого события, особенно для жителей восточных провинций, империя не прекращала своего существования, трансформируясь в новое качество — государство ромеев. Целью настоящей статьи является анализ процесса этой трансформации, начавшегося не в V, а в конце IV века, и выявление тех системных факторов, которые позволили Восточной Римской империи не только пережить системный кризис, но и просуществовать в качестве могущественной державы еще на протяжении тысячелетия.
I. Наследие единого Рима: предпосылки размежевания
Кризис III века, поставивший Римскую империю на грань распада, был в известной степени преодолен благодаря радикальным реформам Диоклетиана (284–305 гг.) и Константина I Великого (306–337 гг.). Введенная Диоклетианом тетрархия*, несмотря на свою недолговечность, институционализировала идею раздельного управления, де-факто признав невозможность эффективного контроля над гигантской территорией из одного центра1. Константин, упразднив тетрархию, тем не менее, продолжил курс на административное обособление регионов. Однако его главным свершением, определившим дальнейший вектор истории, стало основание Нового Рима на берегах Босфора.
Примечание:
*- В 293 г. н. э. император-реформатор Диоклетиан разделил империю на четыре части для удобства управления территорией.
Золотая монета, 304 г. Американское нумизматическое обществе.
На реверсе – портрет императора в полный рост, в тоге и со сферой, символом власти над империей ("кругом земель").
Основание Константинополя в 330 году не было просто переносом столицы; это был стратегический перенос центра тяжести империи в более богатые и урбанизированные восточные провинции, менее затронутые внешними вторжениями и экономическим упадком. Как отмечает А. Джонс, экономика Востока, базировавшаяся на устойчивой системе городов и товарного производства, оказалась гораздо более жизнеспособной, чем аграризированная экономика Запада2.
Параллельно происходили фундаментальные изменения в социальной структуре. Кризис рабовладельческого способа производства, проявившийся в сокращении притока рабов и их низкой экономической эффективности, привел к повсеместному распространению колоната. Законодательное прикрепление колонов к земле (эпибола) и ремесленников — к их коллегиям, завершившееся в IV-V веках, создало основу для формирования средневековых зависимых сословий. Деление общества на honestiores и humiliores лишь закрепило эту растущую социальную ригидность3.
Не менее значимой была и идеологическая революция — принятие христианства. Миланский эдикт 313 года и последующая политика Константина и его преемников (за исключением краткого правления Юлиана Отступника) привели к тому, что в 381 году при Феодосии I христианство было провозглашено государственной религией. Это знаменовало не просто смену культов, но и коренное изменение основы имперской легитимности, которая отныне зиждилась не только на военной силе и традиции, но и на божественной санкции.
II. 395 год: не раздел, а институционализация раскола
Смерть императора Феодосия I Великого* в январе 395 года, красочно описанная византийским хронистом Феофаном4, стала не причиной, а формальным оформлением давно назревшего политического размежевания. Важно подчеркнуть, что наследование престола сыновьям, Аркадию на Востоке и Гонорию на Западе, было стандартной практикой поздней империи. Уникальность ситуации заключалась в том, что на этот раз раздел оказался окончательным.
Это было обусловлено совокупностью факторов:
1. Экономическое неравенство: Восток, унаследовавший развитые торговые пути и богатые провинции Малой Азии, Сирии и Египта, обладал несравненно большими финансовыми ресурсами.
2. Варварский фактор: Натиск германских племен (готов, вандалов) в большей степени обрушился на Запад. Битва при Адрианополе (378 г.), где погиб император Валент, продемонстрировала уязвимость римской военной машии, вынуждая империю все активнее интегрировать варваров в качестве федератов. На Западе этот процесс привел к утрате военного контроля, тогда как Востоку, при Феодосии I, удалось на время стабилизировать отношения с готами.
3. Культурно-языковой барьер: Греческий язык и эллинистические культурные традиции на Востоке создавали прочную основу для региональной самоидентификации, которая постепенно замещала общеимперскую римскую.
Таким образом, после 395 года две части империи развиваются не как административные единицы единого целого, а как de facto самостоятельные государства, чьи отношения зачастую носили конфликтный характер.
Примечание:
*- 17 января 395 года скончался Феодосий Великий, последний правитель единой Римской империи. Государство подверглось административному разделению на западную часть, доставшуюся младшему сыну Феодосия, Гонорию, и восточную в столице которой, Константинополе, стал править старший сын, Аркадий (395 - 408 гг). 17-летний юноша был слабым. Фактически при нем управляли сначала префект претория Руфин, после него евнух Евтропий. Недолгое правление Аркадия закончилось 1 мая 408 года. Перед смертью император, озабоченный судьбой восьмилетнего сына, Феодосия Младшего, искал возможности обезопасить его от коварства могущественных придворных, что он в полной мере ощутил на себе. Рядом не оказалось ни родных, ни людей, заслуживающих доверия. Тогда Аркадий пошёл на беспрецедентный шаг: в завещании он назначил опекуном персидского шаха Йездигерда I. Это было тем более удивительно, что граница Рима и Персии неоднократно горела пожаром войны. И, однако, шах отнесся с полным сочувствием к воле Аркадия. Он гарантировал мир на границе и направил письмо сенату, грозя войной в случае посягательства на трон Феодосия. Своё слово он сдержал.
III. Кризис V века: две судьбы
V век стал временем агонии Запада и борьбы за выживание Востока. В то время как Западная империя, ослабленная внутренними усобицами и натиском варваров, медленно распадалась, Восточная империя столкнулась с не менее серьезными вызовами.
Примечание:
Первый император Восточно-Римской империи Флавий Аркадий был старшим сыном Феодосия Великого.
Он родился в 377 году в Испании. В 383 году стал соправителем своего отца. Перед своей смертью в 395 году Феодосий разделил империю между двумя сыновьями: Восток - Аркадию, Запад - Гонорию. Братьям было тогда 17 и 11 соответственно. Поэтому власть держали могущественные придворные: на Востоке префект претория Руфин, а на Западе магистр армии Стилихон.
Из-за их интриг отношения между частями империи были достаточно напряженными.
Символической точкой в истории Запада стало низложение в 476 году последнего императора, Ромула Августула, германским военачальником Одоакром. Значение этого события, впрочем, не следует переоценивать. Императорская власть на Западе к тому моменту была во многом фиктивной, а сам акт отправки инсигний в Константинополь и принятие Одоакром титула патриция от императора Зинона демонстрируют, что в теории единство империи сохранялось. Реальная власть перешла к варварским королевствам5.
Восток в этот период пережил несколько тяжелейших кризисов, включая нашествие гуннов Аттилы и крупные внутренние смуты. Однако более прочная экономическая база, эффективная (хотя и громоздкая) бюрократическая система и удачная дипломатия позволили Константинополю устоять. Важнейшим фактором resilience (устойчивости) Византии стала ее способность ассимилировать внешние угрозы, будь то путем интеграции варваров в военную и государственную элиту или откупа от вторжений.
Золотая монета Ромула Августа
Известно, что Ромул носил имя Август ещё до своего восхождения на престол.
Этот вывод делается на основании следующей надписи на его монетах: «Dominus Noster Romulus Augustus Pius Felix Augustus» (рус. Наш господин Ромул Август Благословленный Счастливый Август).
Также Ромула иногда называют Августулом (рус. Маленький Август, Августёнок) из-за его юного возраста, а подданные Восточной Римской империи насмешливо отзывались о нём, как о «маленьком позоре» — Момиле (лат. Momylos).
Позднее многие историки подмечали то, что по иронии судьбы Ромул Август соединил в себе и, по выражению Э. Гиббона, опозорил имена основателя Рима и его первого императора.
4 сентября 476 года, римский военный магистр по имени Одоакр вошёл в Равенну и низложил шестнадцатилетнего императора Ромула Августула. А до этого, 28 августа, он убил его отца - узурпатора Ореста.
IV. Становление Византии: синтез традиций и новаций
К VI веку, особенно в правление Юстиниана I (527–565 гг.), контуры нового государства становятся отчетливыми. Юстиниановские кодификация римского права, масштабная строительная деятельность (собор Святой Софии) и реконкистская внешняя политика были попыткой восстановить универсализм Римской империи. Однако эти усилия, истощившие ресурсы, показали, что возрождение старой империи невозможно.
Именно в этот период окончательно кристаллизуется уникальная византийская модель, которую ряд исследователей определяет как «органический синтез трех компонентов — антично-эллинистических традиций, римской государственной теории и христианства»6.
Политическая идеология: Окончательно формируется концепция домината, где император (василевс) — не princeps, а dominus et deus на земле, помазанник Божий. Однако, в отличие от восточных деспотий, его власть ограничивалась необходимостью следовать «законам божеским и человеческим», что теоретически давало подданным право на сопротивление тирану.
«Симфония властей»: Теория «симфонии», наиболее четко сформулированная Юстинианом I7, провозглашала гармоничное сотрудничество светской и духовной властей при сохранении их автономии. Это предотвратило ту ожесточенную борьбу за инвеституру, которая характеризовала историю средневекового Запада, но создало почву для постоянных теологических и политических дискуссий о пределах императорской власти в церковных делах.
Социальная мобильность: Византия, особенно в ранний период, демонстрировала высокую степень вертикальной мобильности. Карьера часто зависела не от знатности происхождения, а от личных способностей, образования и службы императору, что обеспечивало приток талантов в бюрократический аппарат и армию.
Кризис VII века, связанный с нашествиями персов, арабов и славян, привел к утрате восточных провинций и окончательному разрыву с античной средиземноморской универсальностью. Ответом на вызовы времени стала военно-административная реформа — создание фемного строя. Замена старой провинциальной системы на фемы, возглавляемые стратигами, совмещавшими военную и гражданскую власть, и опиравшиеся на свободное крестьянство-стратиотов, позволила империи мобилизовать ресурсы для обороны и выжить в новых условиях.
Заключение
Таким образом, гибель Западной Римской империи и становление Византии были не двумя разрозненными событиями, а двумя сторонами единого процесса трансформации позднеантичного мира. Смерть Феодосия I в 395 году стала рубежом, обозначившим финальную фазу этого процесса — институционализацию раскола между двумя частями ойкумены.
Византия не была ни простым продолжением Рима, ни совершенно новым образованием. Она стала результатом длительной эволюции, в ходе которой римские политические институты, переосмысленные в рамках христианской теологии, были адаптированы к социально-экономическим реалиям и культурному контексту греко-восточного мира. Ее тысячелетняя история, начавшаяся в тени угасающего Рима, стала доказательством жизнеспособности этой уникальной синтетической модели, оказавшей profound влияние на формирование всей восточноевропейской цивилизации.
-----------------------------------------------------
Примечания:
[1] Cambridge Ancient History. Vol. XII: The Crisis of Empire, A.D. 193–337. 2nd ed. Cambridge, 2005. P. 58-59.
[2] Jones A.H.M. The Later Roman Empire, 284–602: A Social, Economic and Administrative Survey. Oxford, 1964. Vol. I. P. 464-469.
[3] Giardina A. The Transition to Late Antiquity // The Cambridge Economic History of the Greco-Roman World. Cambridge, 2007. P. 743-768.
[4] Феофан Византиец. Хронография / Пер. и коммент. С.Д. Лисицина. М., 1884. С. 58.
[5] Heather P. The Fall of the Roman Empire: A New History. London, 2005. P. 424-432.
[6] Курбатов Г.Л. История Византии (от античности к феодализму). М., 1984. С. 98.
[7] Novella 6. Praefatio // Corpus Iuris Civilis. Vol. III. Ed. R. Schoell & G. Kroll. Berlin, 1895.
-----------------------------------------------------
Библиография:
1. Острогорский Г.А. История Византийского государства. — М.: Сибирская Благозвонница, 2011.
2. Успенский Ф.И. История Византийской империи. В 5 т. — М.: Мысль, 1996.
3. Cameron, Averil. The Byzantines. — Oxford: Blackwell Publishing, 2006.
4. Haldon, John. Byzantium in the Seventh Century: The Transformation of a Culture. — Cambridge: Cambridge University Press, 1990.
5. Mango, Cyril (ed.). The Oxford History of Byzantium. — Oxford: Oxford University Press, 2002.


Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.