ДЕКРЕТ О ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ, ОХРАНЕ ДОРОГ И ПОВЫШЕНИИ ИХ ПРОВОЗОСПОСОБНОСТИ

ДЕКРЕТ О ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ, ОХРАНЕ ДОРОГ И ПОВЫШЕНИИ ИХ ПРОВОЗОСПОСОБНОСТИ

23 марта 1918 г.

Ввиду очевидной необходимости положить предел дальнейшему разрушению железных дорог, особенно грозному по своим последствиям именно теперь, в момент повсеместного передвижения воинских эшелонов и наличия голода в ряде областей; ввиду того, что ряд местных областных и центральных организаций, пытаясь улучшить положение, вмешивается самостоятельно в техническое управление железнодорожным аппаратом и тем окончательно убивает его.

Во главе Комиссариата путей сообщения находится комиссар путей сообщения, ответственный перед Советом Народных Комиссаров и Центральным Исполнительным Комитетом Советов рабочих и крестьянских депутатов.
Коллегия путей сообщения состоит из народного комиссара, который является председателем, и членов коллегии, избранных Викжедором на основании параграфа устава, выработанного на Чрезвычайном железнодорожном съезде, и утвержденных Советом Народных Комиссаров и Центральным Исполнительным Комитетом.
В случае расхождения коллегии или Викжедора с комиссаром они имеют право апеллировать к Совету Народных Комиссаров и к Центральному Исполнительному Комитету.
Коллегия по управлению Комиссариатом путей сообщения не вмешивается непосредственно в распоряжения комиссара путей сообщения, снабжаемого неограниченными полномочиями в области транспорта.
Вся сложная сеть организаций, ведающих транспортом, по предложению Комиссариата путей сообщения, упрощается, причем излишние организации упраздняются. Перечень таковых последует дополнительно в форме приказа комиссара путей сообщения.
Все федеративные, областные и иные местные советские организации не имеют права вмешиваться в дела транспорта, ввиду того, что дороги, хотя и проходят по определенной территории, но по самому существу своему экстерриториальны, ибо служат нуждам всей Республики. Все федеративные, областные и иные местные советские организации всячески оказывают содействие железнодорожникам, вплоть до подачи им вооруженной помощи, в случае попыток каких-либо организаций не подчиниться настоящему декрету.
Каждый местный районный или областной железнодорожный центр выбирает из своей среды наиболее активного, преданного Советской власти работника, знатока железнодорожного хозяйства, которого и ставит во главе своего центра, в качестве исполнителя, ответственного перед комиссаром путей сообщения за административно-техническую постановку дела; в этом лице воплощается вся полнота власти пролетариата в данном железнодорожном центре. Таковое лицо утверждается комиссаром путей сообщения.
С момента издания настоящего декрета, вступающего в силу при передаче по телеграфу, упраздняются все комиссары, эмиссары и агенты, назначенные на железные дороги прочими, кроме Комиссариата путей сообщения, ведомствами. Впредь назначение таковых комиссаров должно носить лишь контрольный характер, причем правом распоряжения железнодорожным делом они не пользуются.
На тех дорогах или местах, где главные дорожные комитеты или иные выборные железнодорожные организации отказываются встать на точку зрения Советской власти и проводят скрытый саботаж, наиболее активные революционные товарищи железнодорожники обязаны организовать военно-революционные железнодорожные комитеты, которые по утверждении их Народным комиссариатом путей сообщения и по соглашению с ним примут на себя полноту власти, выдвинув для этого одно определенное ответственное лицо.
Учреждается военная охрана железных дорог из отрядов, организуемых, преимущественно, из железнодорожников, как на местах, так и в центре; все эти отряды военной охраны подчиняются ответственным лицам, назначаемым или утверждаемым народным комиссаром путей сообщения. Чрезвычайная Всероссийская междуведомственная комиссия по охране дорог передается в ведение народного комиссара путей сообщения.
Эти же отряды военной охраны выполняют обязанности контрольных отрядов, как по борьбе с безбилетным проездом и беспорядочным провозом грузов, так и по борьбе с простоем вагонов и паровозов, вызываемым бессознательными или корыстными действиями отдельных агентов железнодорожной службы. Такие летучие контрольные отряды снабжаются каждый раз определенными письменными инструкциями и полномочиями от соответствующих уполномоченных агентов железнодорожной власти и не имеют права преступать эти полномочия.
В соответствии с постановлениями Чрезвычайного железнодорожного съезда в центре и на местах из лучших специалистов железнодорожного дела немедленно организуются техническо-инструктические отделы, как технические аппараты, которыми должны воспользоваться ответственные руководители в целях упрощения правил эксплуатации, устранения излишних формальностей, изменения системы отчетности, замены одних материалов другими, подходящими, имеющимися налицо, замены одного вида топлива другим, ввиду возможности полного прекращения подвоза угля из Донецкого бассейна, и т. п.
Неподчинение настоящему декрету карается немедленным арестом; в случае противодействия применяется вооруженная сила; виновные предаются суду революционного трибунала.
Подписали:

Председатель Совета Народных Комиссаров
Вл. Ульянов (Ленин).

Народный комиссар
А. Рогов.

Управляющий делами Совета Народных Комиссаров
Вл. Бонч-Бруевич.

Секретарь Совета
Н. Горбунов.

Москва, 23 марта 1918 г.


Приложение: Рабочие материалы к декрету
а. Проект первой редакции декрета, с правкой В.И. Ленина (21 марта)
Проект от 21 марта, обсужденный и утвержденный СНК, содержал основные положения, но впоследствии был переработан. Ниже приведены ключевые пункты с ленинской правкой:

§ 1. Во главе Комиссариата путей сообщения ставится комиссар путей сообщения, ответственный, параллельно с остальными народными комиссарами, лишь перед Всероссийским рабоче-крестьянским съездом, а не перед отдельными профессиональными организациями, хотя бы и такими могущественными, как Викжедор, которому было предоставлено право выдвинуть кандидата на пост комиссара путей сообщения.

§ 2. Коллегия, избранная Чрезвычайным Всероссийским съездом железных дорог для управления Комиссариатом путей сообщения, признает себя организацией, подчиненной высшей коллегии Российской Федеративной Республики — Совету Народных Комиссаров, в лице комиссара путей сообщения, причем оставляет за собой право, в случае расхождения коллегии, апеллировать через Всероссийский железнодорожный съезд Всероссийскому съезду рабоче-крестьянских депутатов.

Коллегия путей сообщения состоит из нар[одного] комиссара, который является ее председателем, и <товарищей> членов коллегии, избранных Всероссийским железнодорожным съездом и утвержденных Советом Нар[одных] К[омиссаров] и Ц[ентральным] И[сполнительным] К[омитет]ом.
В случае расхождения коллегии с к[омиссар]ом, она имеет право апеллировать к С[овету] Народных] К[омиссаров] и к Ц[ентральному] И[сполнительному] К[омитету].
§ 3. Коллегия по управлению Комиссариатом путей сообщения не вмешивается <в непосредственные> непосредственно в распоряжения комиссара путей сообщения, снабжаемого диктаторскими полномочиями в области транспорта.

§ 6. (Правка В.И. Ленина): Каждый местный районный или областной железнодорожный центр выбирает из своей среды наиболее активного, преданного Советской власти работника, знатока железнодорожного хозяйства, которого и ставит во главе своего центра, <в качестве технически ответственного исполнительного лица перед комиссаром путей сообщения> в качестве исполнителя, ответственного перед к[омиссаром] путей] сообщения за административно-техническую постановку дела; в этом лице воплощается вся полнота власти пролетариата в данном железнодорожном центре. Таковое лицо утверждается комиссаром путей сообщения.

§ 9. ...обязаны организовать военно-революционные железнодорожные комитеты, которые по утверждении их Народным комиссариатом путей сообщения и по соглашению с ним примут на себя полноту власти, выдвинув для этого одно определенное ответственное лицо.

§ 11. ...немедленно организуются техническо-инструктические отделы, как технические аппараты, которыми должны воспользоваться ответственные руководители в целях упрощения правил эксплуатации, устранения излишних формальностей, изменения системы отчетности, <(карточной системы)> (карточная система), замены одних материалов другими...

§ 12. ...виновные предаются суду революционного трибунала.

(На документе пометка: «21/III 1918. Утвержден. Ленин.»)

История принятия декрета
На заседании СНК 18 марта 1918 г. обсуждался проект декрета «о номенклатуре разных учреждений в дела Железнодорожного ведомства». Было решено поручить особой комиссии переработать проект и представить его на следующее заседание СНК. По предложению В.И. Ленина СНК утвердил основные установки, которыми комиссия должна была руководствоваться при пересмотре проекта:

Большая централизация.
Назначение отдельных ответственных лиц — исполнителей в каждом местном центре по выбору железнодорожных организаций.
Беспрекословное исполнение их приказаний.
Диктаторские права отрядов военной охраны по обеспечению порядка.
Меры к немедленному учету подвижного состава и его размещения.
Меры к созданию технического отдела.
Топливо.
Вторично на заседании СНК декрет рассматривался 21 марта. В.И. Ленин внес в проект, переработанный комиссией, ряд поправок (см. выше), после чего он был принят.

Однако представители Викжедора заняли левоэсеровскую позицию и противопоставили проекту СНК свой проект, сущность которого сводилась к замене единоличной диктатуры комиссара коллегией, имеющей широкие полномочия. В защиту декрета на заседании СНК 23 марта выступил В.И. Ленин. Декрет был утвержден с поправками (поправки, предложенные В.И. Лениным, см. выше).

На значении этого декрета В.И. Ленин подробно остановился в работе «Очередные задачи Советской власти», характеризуя борьбу вокруг декрета как борьбу «мелкобуржуазной стихии распущенности с пролетарской организованностью» (Сочинения, изд. 4-е, т. 27, стр. 237). 29 апреля, выступая на заседании ВЦИК, В.И. Ленин вновь вернулся к оценке декрета, указав, что декрет «ухватил самую сущность того, что нужно», «это шаг, который показывает, что мы стали на правильный путь, что мы вышли на дорогу» (Сочинения, изд. 4-е, т. 27, стр. 280).


Примечания и разночтения по тексту:

В п. 3 окончательного текста вместо «диктаторскими» или «чрезвычайными» полномочиями по правке В.И. Ленина установлено «неограниченными».
В п. 6 в некоторых источниках («Известия» № 57) было: «в качестве административно-технического ответственного исполнительного лица перед комиссаром путей сообщения» и «вся полнота диктаторской власти».
В п. 8 в копии и «Известиях» № 57: «комиссаром» (вместо «Народным комиссариатом»).
В п. 9 в копии и «Известиях» № 59: «назначенным» (вместо «назначаемым или утверждаемым»); исправлено по утвержденному СНК проекту и «Известиям» № 57.
В копии декрета после подписи Н. Горбунова следует: «С подлинным верно: За секретаря Кокшарова. 23 марта 1918 г. Москва».



Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!

Ссылка на статью "ДЕКРЕТ О ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ, ОХРАНЕ ДОРОГ И ПОВЫШЕНИИ ИХ ПРОВОЗОСПОСОБНОСТИ"

Ссылки на статьи той же тематики ...

  • - Главный инспектор Министерства путей сообщения
  • - Главный инспектор частных железных дорог
  • - Главный инспектор железных дорог
  • - Главный инспектор шоссейных и водяных сообщений
  • - Имперский инспектор железной дороги
  • - Агарев Николай Алексеевич, действительный статский советник
  • - Дорожный смотритель
  • - Главный директор путей сообщения


  • Название статьи: ДЕКРЕТ О ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ, ОХРАНЕ ДОРОГ И ПОВЫШЕНИИ ИХ ПРОВОЗОСПОСОБНОСТИ


    Источник статьи:  Декреты Советской власти. т. 2, 17 марта - 10 июля 1918 г. М. 1959

    Дата написания статьи:  23 марта 1918 г.


    ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна !
    html-ссылка на публикацию
    BB-ссылка на публикацию
    Прямая ссылка на публикацию
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
    Поиск по материалам сайта ...
    Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
    Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
    Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
    Книга Памяти Украины
    Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...
    Top.Mail.Ru