Ахмад-Джан Кыры бин Муслим бин Маумин-Джан Бий
Ахмад-Джан Кыры бин Муслим бин Маумин-Джан Бий
Основные сведения о жизни Ахмад-Джана Кыры, сына Муслима, сына Маумин-Джана Бия, сохранились благодаря историко-биографическим записям его современников.
Ключевым источником является упоминание в материалах Ахмад-Вали (Ахмад-Вали ал-Бухари), который идентифицировал Ахмад-Джана Кыры как своего ученика и бывшего хафиза (человека, знающего Коран наизусть) в своей мечети, а также указал на его принадлежность к сартам (Frank and Usmanov, Materials, 32). Дополнительные данные содержатся в работе Курбан-Али Халиди. Согласно этим источникам, Ахмад-Джан Кыри занимал должность имама двухминаретной мечети Бакич-Бая (Бақач Бай, Baqach Bay) в Семипалатинске. Эта мечеть, являвшаяся одной из двух главных мечетей города для общин чала-казахов и сартов, была построена на средства местного сартовского нотабля Мир-Курбана бин Авваба Бая (مير قربان بن أواب باي, Mir-Qurban b. Awwab Bay), известного под прозвищем Бакич (Садовник).
Точные даты рождения и смерти Ахмад-Джана Кыры в доступных документах не неизвестны. Место его захоронения также неизвестно.
Его отец, Муслим бин Маумин-Джан Бай, и дед, Маумин-Джан Бай, упомянуты только в составе его полного имени, что свидетельствует об уважаемом положении семьи в местной мусульманской общине, однако каких-либо подробностей об их жизни или роде деятельности не сохранилось. Сведения о его собственной семье (жене, детях) отсутствуют.
Его профессиональная деятельность была целиком связана с религиозной службой.
Он был официальным имамом (إمام, imam) указанной мечети, что подразумевало руководство ежедневными и пятничными молитвами, совершение обрядов, а также, вероятно, преподавание. Важным аспектом его биографии является обучение у видного богослова Ахмад-Вали, что указывает на его принадлежность к определенной интеллектуальной и духовной традиции в регионе. Будучи сартом по происхождению, он служил в мечети, построенной для своей этнической общины, что иллюстрирует сложную социально-конфессиональную структуру Семипалатинска, где сарты и чала-казахи формировали отдельные приходы.
Ахмад-Джан Кыри не оставил после себя известных письменных трудов или трактатов. Его основное наследие заключалось в религиозно-административной функции имама крупной городской мечети и в роли передатчика знаний в цепи ученической преемственности (силсила, سلسلة, silsila) от Ахмад-Вали. Таким образом, его личность представляет интерес как пример религиозного деятеля из среды среднеазиатского оседлого населения (сартов) в казахской степи, интегрированного в местную исламскую инфраструктуру и связанного узами ученичества с более широкими интеллектуальными сетями региона. Противоречивых или дискуссионных моментов в его краткой биографии, зафиксированной источниками, не выявлено.
Использованные источники:
Frank, Allen J., and Mirkasym A. Usmanov. Materials for the Islamic History of Semipalatinsk: Two Manuscripts by Ahmad-Wali al-Qazani and Qurban-‘Ali Khalidi. Berlin: Das Arabische Buch, 2001. P. 32.
Халиди, Курбан-Али. Таварих-и хамса-и шарки (تاريخ خمسة شرقي, Пять историй Востока). Рукопись.
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.