Государственный секретарь
В 1810-1917 гг.
Заведующий делопроизводством Государственного совета, глава Государственной канцелярии.
Должность Государственного секретаря образована по учреждении Государственного Совета 1 январе 1810 года.
Государственный секретарь проверял принадлежность поступавших в Государственную канцелярию дел к компетенции Государственного Совета, правильность составления и оформления дел.
В обязанности Государственного секретаря входило предотвращение поступления на рассмотрение Государственного Совета дел, не оконченных в местных, центральных и высших учреждениях: дела, разрешение которых зависело от министров (см. Министр. 2) или подчиненных им учреждений; дела, зависевшие от решения Сената; дела, подлежавшие рассмотрению Комитетом Министров; проекты об изменении или отмене действующих законов, если на внесение их в Государственный совет не было предварительно испрошено высочайшее разрешение (с 1842 г.); текущие дела, если при них не прилагалось общего положения по разрешению аналогичных случаев. По делам, требовавшим принятия новых или изменения прежних законов, Государственный секретарь через министра юстиции запрашивал из Сената, выписку из действовавшего законодательства по обсуждавшемуся вопросу.
Подготовленные к рассмотрению дела направлялись Государственным секретарём по принадлежности. Он составлял журналы общих собраний Государственного Совета (до 1842 г.), осуществлял надзор и руководство за изготовлением журналов Общего собрания (с 1842 г.) и в департаментах, представлял решенные в Государственного Совете дела на высочайшее усмотрение и утверждение.
Если по делу, требовавшему высочайшему подписания или утверждения, император принимал мнение меньшинства или налагал особую резолюцию, то Государственный секретарь составлял проект исполнения и подносил его на высочайшее рассмотрение.
По Высочайшим резолюциям и повелениям в делах, не требовавших собственноручного подписания или утверждения, исполнительные бумаги изготовлялись по установленным формам, без подписания у императора.
Государственный секретарь руководил изготовлением всех исполнительных бумаг по журналам Государственного Совета, как в Общем собрании, так и в департаментах, осуществлял контроль за своевременным доставлением по принадлежности копий высочайше утвержденных мнений Государственного Совета и подлинных учреждений, уставов, манифестов и указов, заведовал делами по личному составу Государственного Совета.
После передачи Государственной канцелярии 18 сентября 1893 года штата, функций и дел упраздненного Кодификационного отдела при Государственном совете на Государственного секретаря было возложено руководство разработкой и изданием Свода законов и местных узаконений Российской империи и Полного собрания законов (до 19 сент. 1917 г.), а также высшее заведование Государственной типографией (до 5 марта 1917 г.), Библиотекой и Архивом Государственного Совета (до 5 мая 1917 г.).
Кроме того, в ведении Государственного секретаря находились здания Мариинского дворца, Архива Государственного Совета и отдельного дома Государственной канцелярии.
После реформы Государственного Совета в 1906 года под общее руководство Государственного секретаря перешли дела о выборных производствах.
Государственный секретарь назначался и увольнялся указами Государственному Совету за собственноручной подписью императора.
Должность Государственного секретаря соответствовала чину III кл. (тайного советника).
Должность Государственного секретаря ликвидирована с упразднением постановлением СНК 14 (27) декабря 1917 г.Государственной канцелярии.
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.