Кабацкий целовальник
С середины XVI– по конец XVII в. Выборная должность. Выборы Кабацкого целовальника производились совместно и посадскими, и уездными людьми, их старостами и земскими Судетами. В дворцовых селах Кабацкий целовальник избирались из числа крестьян. Выборы Кабацкого целовальника подтверждались выборной записью за подписью лучших посадских и уездных людей, которые тем самым гарантировали верность Кабацкого целовальника своим обязанностям. Затем воевода приводил Кабацкого целовальника на чиновной книге к крестному целованию. Кабацкий целовальник, так же как и кабацкий голова, избирался на год, что, с одной стороны, ограничивало возможное воровство, а с другой - гарантировало от полного разорения, т.к. служба на этой должности была безвозмездной. По этой причине в Кабацкие целовальники выбирались состоятельные люди.
Кабацкие целовальники выбирались, как правило, посадским и уездным населением другого города в целях предотвращения злоупотреблений.
При вступлении в должность Кабацкий целовальник вместе с кабацким головой принимал весь кабацкий инвентарь согласно росписи и оценке посадских незазорных людей, приведенных для этого к крестному целованию. Стоимость оставшихся на момент приемки кабацких запасов Кабацкий целовальник и кабацкий голова выплачивали из доходов начиная с первого месяца своей работы.
Кабацкий целовальник совместно с кабацкими головами вели учетные книги по доходам и расходам питейных заведений, для чего часто нанимали дьячков (1) и подьячих, поскольку сами часто были неграмотными.
В функции Кабацкого целовальника входил непосредственный сбор денег за "питие", которые он опускал в специальный ящик, запечатанный печатью кабацкого головы. Эти деньги изымались еженедельно или ежемесячно, что объяснялось правилом платить за "питие" мелкими монетами без сдачи.
Контроль над Кабацкими целовальниками, как и над всей кабацкой администрацией, осуществлял воевода или губной староста. Контроль состоял в проверке отчетных книг, которые приносились в съезжую избу 4 раза в год, и непосредственно ден. сборов. За проявленную корысть воевода мог прогнать Кабацкого целовальника и потребовать выборы нового.
Кабацкий целовальник вместе с кабацким головой должен был ездить для отчетности в Москву для представления отчетных книг и ден. сборов. Частота таких поездок определялась удаленностью города от столицы.
Источники: Неволин К.А. Образование управления в России от Иоанна III до Петра Великого // Собр. соч. СПб. 1859. Т. 6; Дитятин И.И. Царский кабак Моск. государства// Статьи по истории рус. права. СПб. 1895; Смирнов П.П. Эконом, политика Моск. государствав XVI-XVIIвв. // Рус. история в очерках и статьях. Киев, 1912. Т. 3.
И.В. Сабенникова
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!