Городовые тяглые люди
В конце XV-XVII в. Категория населения городов, проживавших (сидевших) на государевой черной земле. Иван Ш давал жителям городов землю "в посажень", что, возможно, стало причиной названия "посадские люди".
Согласно Судебнику 1550 года среди Городовых тяглвых людей выделяются большие гости, торговые люди, посадские середние и черные городские люди молодшие. Первые 2 категории относились преимущиственно к Москве и не были характерны для большинства русских городов. Среди них Первый Земский собор (1566 г.) различает гостей, московских торговых людей и смольнян (торгующих через западную границу). В проекте Судебника 1589 года выделяются уже гости большие, средние и меньшие, которые на Соборе 1598 года и в течение всего XVII в. именуются гостями гостинной и суконной сотни. Среди гостинной и суконной сотни выделяются 3 статьи - большая, средняя и меньшая. Среди московских черных сотен - то же разделение.
Начиная с XVI в. термин "посадские" относится ко всему черному населению городов, занимавшемуся частично обработкой земли, частично - торговлей и промыслами. Поскольку Городовые тяглые люди сидят на черной государевой земле, они платят за нее оброк (тягло). Городовые тяглые люди платят общегосударственные налоги и исполняют всевозможные повинности: поддерживают ямскую гоньбу, осуществляют городское управление, проводят сбор налогов. Из своего состава Городовые тяглые люди выбирают таможенных и кабацких голов (см. Таможенный голова; Кабацкий голова) и целовальников, ямских старост, нанимают ямщиков.
Посады уплачивают также оброки государю с дворов, амбаров и лавок. Различие между Городовыми тягловыми людьми и уездными тяглыми людьми идет по приписке их к различным тяглым обществам, в одном случае к городскому, в др. - к сельскому. Госарственная подать в городских обществах развёрстывалась по дворам. По величине имущества Городовые тяглые люди (посадские) делились на лучших, средних и молодших. Такое деление обусловливалось взиманием налогов. Рядом с посадскими людьми жили бобыли и нищие. Бобыли не несли посадского тягла, платили только оброк, к ним относились малосостоятельные ремесленники.
Для управления Городовымми тягловыми людьми с середины XVI в. создаются чети, управлением московских чернотяглых людей ведает Земский приказ. Городовые тяглые люди внутри городов управляются органами местного самоуправления до конце XVII, центром которого является посадский мир - совокупность членов всего посада и его органов. Посадский мир складывался из более мелких организаций -посадских концов, улиц, сотен, десятков и торговых рядов. Деятельность этих мелких миров была, как правило, пассивна. Посадский мир представлял собой совокупность всех взрослых дворо-хозяев посада. Одним из осн. органов посада был посадский сход, называвшийся Мирским, или Земским, советом, в которомучаствовали все желающие. Городовые тяглые люди на Мирском совете производили выборы должностных лиц посада и выдачу им полномочий. Совет также уполномочивал своих представителей производить сборы денег на общегосударственные нужды (посоха, ямские деньги) и местные (ружные доходы).
Каждый разряд Городовых тягловых людей составлял особую корпорацию, отличавшуюся от других размером общего государственного тягла и тяжестью служб, которыена него приходились. Двор лучшего посадского человека нес вдвое большее тягло, чем двор среднего, и т.д. Лучшие и средние посадские люди служили обычно целовальниками в таможне своего города или верным головой при кружечном дворе в сельском обществе, при этом они не имели никаких льгот.
Источники: Дитятин И.И. Статьи по истории рус. права. СПб., 1895; Ключевский В.О. Спец. курсы // Соч.: В 9-ти т. М., 1989. Т. VI; Смирнов П.П. Посадские люди Моск. государства // Рус. история в очерках и статьях. Киев, 1912. Т. 3.
И.В. Сабенникова
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!