ОБ ОРДЕНЕ РЫЦАРЕЙ СВЯТОЙ ДЕВЫ МАРИИ (ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ) МОНЖУА.
Вольфганг Акунов
ОБ ОРДЕНЕ РЫЦАРЕЙ СВЯТОЙ ДЕВЫ МАРИИ (ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ) МОНЖУА.
Моей дочери Маше
Орден Святой Девы Марии (Пресвятой Богородицы) Монжуа ("Гора радости") был основан в Святой Земле выходцем с Иберийского полуострова - испанским графом Родриго, бывшим рыцарем Ордена Святого Иакова и Меча, в 1176 г. дон Родриго даровал учрежденному им Ордену земельные владения в Кастилии и Арагоне, а король Иерусалимский даровал "рыцарям Монжуа" в качестве пристанища несколько башен в палестинском городе Аскалоне (Ашкелоне). Этот дар был сопряжен с обязанностью защищать башни от неверных.
Резиденция магистра Ордена рыцарей Девы Марии была расположена в замке Монжуа на одноименной горе близ Иерусалима. Свое название гора получила в дни Первого Крестового похода, когда в 1099 г. подступивших к занятому сарацинским гарнизоном Святому Граду Иерусалиму крестоносцев на этой горе посетило видение Пресвятой Богородицы (Девы Марии), вселившее в них великую радость и веру в победу над неверными.
Орден Пресвятой Богородицы Монжуа, члены которого, подобно рыцарям Храма, следовали уставу монахов-цистерцианцев и носили их белые орденские облачения, был официально признан папой римским в 1180 г. Изначально Орден Монжуа был задуман в качестве международного духовно-рыцарского братства (подобно иоаннитам-госпитальерам, храмовникам-тамплиерам и лазаритам), однако в силу сложившихся обстоятельств, со временем превратился в преимущественно испанский (подобно тому, как другой учрежденный в Святой земле Орден Пресвятой Девы Марии - Тевтонский - оказался, по сути, немецким).
Тем не менее, в Орден Монжуа, особенно на первых порах, вступало немало иностранцев, в первую очередь - французов, что вполне соответствовало удельному весу выходцев из Франции в составе европейских крестоносцев - участников испанской Реконкисты (длившегося долгие столетия отвоевания Пиренейского (Иберийского) полуострова западными христианами у мавров-мусульман).
Особенно важная была связанная с Реконкистой французская эмиграция на Иберийский полуостров. Ведь отвоевание почти всей Испании у мусульман, осуществлявшееся христианскими королями при помощи наемников и рыцарей, главным образом французских, приходивших к ним на помощь из-за Пиренеев, являлось одним из главных успехов экспансии западного Христианского мира в X-XIV столетиях. Среди тех, кто, по мере сил, способствовал испанской Реконкисте, видную роль играли монахи французского духовного Клюнийского Ордена. Клбюнийские монахи также содействовали развитию всеевропейского паломничество в Сантьяго де Компостела, к мощам святого "галисийского апостола" ("Апостол Гальего") Иакова Зеведеева.
Испанская Реконкиста отнюдь не была чередой непрерывных побед христианского воинства. Она знала и тяжелые поражения - например, захват святынь Сантьяго де Компостела знаменитым халифом Аль-Мансуром (вошедшего в героический рыцарский эпос средневековой Европы под именем "Альманзора") и разрушение базилики апостола Иакова победоносными маврами в 997 году, или соткрушительный разгром другим Аль-Мансуром короля Кастилии в битве при Аларкосе в 1195 году. Были в истории Реконкисты и недолговременные успехи христиан - например, взятие Валенсии королем доном Фернандо (Фердинандом) I в 1065 году (которое, впрочем, пришлось повторить в 1094 году знаменитому "Сиду Кампеадору" - дону Родриго Диасу де Вивару). Знала история Реконкисты и длительные периоды вынужденного бездействия.
Ее решающий этап начался в 1085 году со взятием королем доном Альфонсо (Альфонсом) VI Кастильским мавританской твердыни Толедо - древней столицы испанского королевства вестготов, удерживаемой мусульманами в течение почти трех столетий. В 1095 году иберийские крестоносцы завоевали всю обширную область между реками Дуэро и Тахо. За этим крупным успехом вскоре последовало взятие христианами Сантарена, Синтры и Лижбоа (Лиссабона), позднее снова утраченных ими и захваченных у мавров повторно только через сто лет, в 1147 году.
Успехи объединительной монархической политики на Пиренейском полуострове были не столь впечатляющими, чем, скажем, во Франции, и там, несмотря на временные успехи, королевства на протяжении столетий оставались разобщенными. Но эти королевства - Португалия (с 1140 г.), Наварра, Кастилия ("страна замков", поглотившая после 1240 года королевство Леон, присоединив его львов к башням-замкам на своем гербе) и Арагон (если не принимать в расчет устойчивость арагоно-каталонского дуализма, существовавшего под покровом заключенного в 1137 году военно-политического союза) представляли собой достаточно стабильные политические образования. В своих границах, изменявшихся в зависимости от успехов Реконкисты и (порой весьма сложных) династических комбинаций, каждое из иберийских королевств добивалось значительных достижений в плане централизации.
Так, царствование в Кастилии короля дона Альфонсо (Альфонса) Х Мудрого в 1252-1284 гг. стало эпохой составления обширного свода законов ("Партидес") и расцвета Саламанскского университета (при щедром королевском покровительстве).
Королевство Арагон, устремившееся, под влиянием каталанов (каталонцев) к средиземноморским горизонтам, при короле Хаиме (Иакове) Завоевателе (годы правления: 1213-1276) превратился в великую (по масштабам того времени) державу, после раздела которой в 1262 году достигло расцвета королевство Майорка (крупнейшие города которого располагались не на одноименном острове, а на континенте - в Перпиньяне и Монпелье).
При этом следует заметить, что особые условия Реконкисты и заселения Пиренейского полуострова позволили простому народу, через весьма жизнестойкие местные парламенты-"кортесы" (начавшие свою деятельность не позднее середины XIII столетия) принять широкое участие в управлении во всех иберийских королевствах.
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!