Об Ордене Калатравы (Сальватьерры)
Вольфганг Акунов
ОБ ОРДЕНЕ КАЛАТРАВЫ (САЛЬВАТЬЕРРЫ).
Следующим по старшинству после ордена Христа (а по другим сведениям - после ордена Пресвятой Девы Монтезской) иберийским военно-духовным орденом считается уже упоминавшийся нами испанский Орден Калатравы. Он получил свое название от крепости Калатрава (арабск.: Кала'ат Рава'а), расположенной в Андалузии и дарованной в 1147 г. ордену Храма, который был, однако, оставить крепость 10 лет спустя, вследствие чего дорога на старинную столицу Испании Толедо оказалась открытой для мавританских набегов. Придя в отчаяние от этой позорной "ретирады" тамплиеров, король Кастилии дон Санчо Сильный предложил крепость любому, кто окажется в состоянии удержать ее, и вдобавок пожаловать смельчаку земельные владения, доход от которых позволит содержать крепость.
Аббат Цистерцианского монашеского Ордена из Наварры дон Рамон Сьерра (известный также под именем Раймунд де Серрат) из Фитеро вызвался защитить Калатраву и перебрался в крепость с монахами своего аббатства в сопровождении сильного воинского контингента из Наварры. К концу 1158 г. аббату Рамону Сьерра удалось очистить область Калатравы от мавританских (и не мавританских) разбойничьих шаек, прочно закрепив крепость и прилегающие земли за христианами.
В 1164 г. отважный аббат и лихой рубака Рамон Сьерра ушел в лучший мир, и его монахи возвратились в Фитеро, оставив рыцарей оборонять крепость Калатраву. Именно тогда для обороны Калатравы от наседавших мавров был учрежден Орден Калатравы, чей первый магистр, рыцарь дон Гарсия, поклялся следовать со своим братством уставу монахов-цистерцианцев и пригласил священников для несения службы в качестве орденских капелланов.
В 1179 г. в Арагоне было учреждено Альканизское командорство (по-испански: "энкомьенда"), перед которой была поставлена задача ратоборствовать против мавров Валенсии. Со временем оно превратилось в одну из важнейших твердынь Ордена Калатравы.
В 1187 г. Орден Калатравы был официально присоединен к монашескому Цистерцианскому ордену и подчинен Моримондскому аббатству цистерцианцев.
В 1195 г. король Кастильский дон Альфонсо VIII был разбит в сражении с маврами при Аларкосе. В битве погибли или были взяты в плен 25 000 кастильцев и их союзников, в том числе многие братья ордена Калатравы. После своей победы при Аларкосе мавры начали медленное, но неуклонное наступление в северном направлении. Орден был вынужден, под натиском магометан, оставить в 1197 г. крепость Калатраву, и его рыцари перенесли свою резиденцию в другую крепость, по которой их орден получил второе (ныне, впрочем, почти совершенно забытое) название - Орден Сальватьерры. В 1211 г. Ордену пришлось вновь эвакуировать свою штаб-квартиру, но зато в 1212 г. ему удалось вернуть и Сальватьерру, и Калатраву. С этого времени Магистры ордена Калатравы сконцентрировали свое основное внимание на укреплении позиций Ордена в Кастилии, что, впрочем, не мешало им при всяком удобном случае приобретать владения в других королевствах Иберийского полуострова.
Не позднее 1224 г. в нижнем течении Вислы, на имевшей важное стратегическое значение высоте Тимау, близ Меве(по-польски: Гнева), уже существовало здание конвента этого испанского Ордена, состоявшего главным образом из братьев и полубратьев, принятых в его ряды в Германии. Задача этого филиала рыцарей Калатравы заключалась в обороне Поморья от набегов прусских язычников. Судя по всему, Тимауский конвент Ордена Калатравы был каким-то образом связан с Оливским монастырем Ордена цистерцианцев, расположенным близ портового города Данцига (Гданьска) и сожженным пруссами вскоре прибытия братьев-рыцарей Калатравы в польское Поморье (Померанию). Во всяком случае, защита и поддержка монастырей Цистерцианского ордена (сыгравшего в свое время решающую роль в создании Ордена храмовников-тамплиеров), несомненно, являлась главной задачей рыцарей Калатравы (как и главной задачей добринских рыцарей, о которых пойдет речь ниже) в Померании.
Тимауский конвент Ордена Калатравы просуществовал, как минимум, до 1230 г., после чего его функции перешли к учрежденному с аналогичной целью в 1228 г. польско-немецкому Добринскому (Добжиньскому) ордену, полное название которого звучало: "братья-рыцари (воинское братство) Христова в Ливонии Лифляндии) против пруссов" (лат.: fratres militie Christi de Livonia cоntra Prutenos), а сокращенное - "milites Christi de Prussia", то есть "Рыцари Христовы (Воинство Христово)в Пруссии" или "milites Christi fratres de Dobrin", то есть "братья-рыцари (воины) Христовы из Добрина (Добжина).
Орден рыцарей Христовых из Добрина просуществовал немногим дольше Тимауского конвента рыцарей Ордена Калатравы. Уже в 1235 г. Добринский орден влился в состав Тевтонского (Немецкого) Ордена Пресвятой Девы Марии. Эмблемой Добринского ордена были красные звезда и меч на белом (серебряном) поле. Иногда на орденских облачениях (лат.: habitus), знаменах и вооружении добринских рыцарей Христовых изображались не один, а два меча (обычно скрещенных остриями вниз). Звезда членов Ордена Добжина могла быть желтой (золотой).
Существует версия, по которой золотую звезду вместо обычной красной получали право носить те из добринских рыцарей, которые удостоились чести побывать в Святой Земле. Однако, учитывая сравнительную немногочисленность Добринского ордена - 35 "братьев-рыцарей" плюс 500 "услужающих братьев" - представляется маловероятным, чтобы Орден рыцарей Христовых мог позволить себе роскошь откомандировывать своих членов, срочно необходимых ему на "прусско-померанском фронте", в далекую Палестину. Знаком принадлежности к Ордену Калатравы-Сальватьерры служил первоначально симметричный (равносторонний) ажурный красный крест на белом поле, с концами в виде лилий ("лилейный", или "лилиевидный", крест) а впоследствии - красный крест с концами, украшенными стилизованными латинскими заглавными литерами "М" (начальными буквами имени Пресвятой Девы Марии).
Первоначально члены Ордена Калатравы носили белые цистерцианские (или тамплиерские) мантии с капюшоном - длинные, до пят, у братьев-клириков ("клеригос") и укороченные у братьев-рыцарей ("кабальерос"). В военных походах они надевали под мантии поверх доспехов длинные белые полукафтанья (сюрко) без рукавов, а иногда - белые плащи с меховым подбоем. Ношение красного креста на орденских облачениях впервые документально засвидетельствовано в 1397 г., но рыцари Калатравы наверняка носили его и раньше, по примеру тамплиеров.
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.