БЕРЕГОВАЯ СЛУЖБА ВО ФЛОТЕ
БЕРЕГОВАЯ СЛУЖБА ВО ФЛОТЕ
Служба во флоте по своей сущности резко разделяется на две отрасли: служба судовых команд, составляющих вместе с кораблями морскую вооруженную силу, и береговая, необходимая для обслуживания Береговых учреждений, предназначенных для постройки, ремонта и снабжения флота.
При основании русского флота Петр Великий образовал два рода морских команд: судовые команды, находившиеся всегда в ведении судовых командиров, независимо от того, находится ли корабль в плавании или нет, и Береговых команд различных назначений: адмиралтейские батальоны, роты морских и адмиралтейских служителей, служители на заводах, верфях, в портах, госпиталях.
Такая организация совершенно соответствовала сущности морской вооруженной силы, так как судовая команда всегда представляла собой цельную боевую часть, находилась в ведении судовых чинов и Береговой службы не несла.
В 1816 г. произведено полное переустройство морских команд, команды нескольких судов были сведены в один экипаж. Каждому экипажу придана однообразная организация в 8 рот; в экипажах заведено береговое хозяйство и учреждены хозяйственные нестроевые роты.
В обучении морских команд главное внимание уделено Береговому строю и Береговой службе. С окончанием плавания корабль выходил из ведения своего командира и поступал в полное распоряжение командира порта; команда расписывалась по различным экипажам, и связь судовых офицеров со своими командами прекращалась. Новые экипажи названы флотскими,
вместо прежних корабельных.
Флотский экипаж (Береговая служба) расстраивал судовую команду (служба в море), а при отправлении судов в плавание судовая команда расстраивала флотский экипаж. Последний, не имея самостоятельного боевого значения, являлся основной флотской строевой частью, организация же судовой команды имела временный и потому случайный характер.
При Императоре Александре II, в 1863-65 гг., была сделана попытка частичного исправления организации 1816 г., а именно — судовые команды разбиты на постоянные роты, которые вошли в состав одного и того же экипажа. Экипаж состоял из команд нескольких судов. Особые Береговые команды уничтожены, и их обязанности возложены на флотские экипажи (1870 г.). Но и новое устройство не внесло улучшений в организацию службы, т. Как судовые команды не являлись отдельными частями, специальные же команды для береговой службы перестали существовать.
В 1891 г., в виду значительного увеличения флота, число экипажей утроено; к каждому экипажу приписан один большой корабль (броненосец или крейсер 1-го ранга) и несколько мелких судов. Но при этом организация оставлена прежняя, и это, в связи с огромным недостатком офицеров (см. Морской ценз), привело судовые команды и службу во флоте в совершенное расстройство.
Война и морские бунты 1904-06 гг. обратили внимание властей на ненормальные условия этой службы, и в 1908 г. организация морских команд изменена коренным образом.
Главной целью поставлена продолжительная совместная служба начальников с подчиненными, а для нижних чинов, кроме того,—прохождение всей службы на одном корабле или в одной команде. Для сего все морские команды разделены на судовые и Береговые.
Судовые команды как на судах, так и на берегу составляют отдельные части, всегда находятся в ведении судовых командиров и офицеров и Береговой службы не несут. Для обучения и подготовки новобранцев, для содержания людей, предназначенных на пополнение убыли в судовых командах, и для ведения письменных сведений о судовых чинах образованы флотские экипажи: два в Балтийском море (1-й в Кронштадте, 2-й в Спб.), один в Черном море (в Севастополе), один в Тихом океане (во Владивостоке) и одна Каспийская флотская рота (в Баку). Для несения караульной службы на берегу и обслуживания портов сформированы флотские полуэкипажи: Кронштадтский, Либавский, Севастопольский и Николаевский, и флотские роты: Ревельская, Свеаборгская и Каспийская.
Реформа 1908 г. по своей идее приблизила организацию службы во флоте, как морской, так и Береговой, к началам, положенным Великим Основателем русского флота. Одновременно с разделением морских команд был разделен на две отдельные части офицерский состав флота, с установлением для них различных условий прохождения службы и производства в чины; для офицеров Береговой службы условия эти сводятся к обязательной выслуге определенного числа лет в чине и соответствию нового чина занимаемой должности. До чина капитана 1-го ранга включительно чины Берегового и судового составов одноименны, далее офицеры Береговой службы, занимающие высшие классные должности, могут быть производимы в соответствующие должностям генеральские чины. При этом офицеры Береговой службы должны представляться к производству в следующие чины не ранее своих товарищей, числящихся в судовом составе.
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.