Билет пассажирский
Билет пассажирский
С середины XIX в. – по 1917 год.
Разновидность билета. 2. (см.) - документ, удостоверяющий право пользования чем-либо.
Билет пассажирский - документ, дающий право проезда в железно-дорожном вагоне между станциями посадки и назначения и бесплатного провоза ручной клади и в багажном вагоне 1 пуда, а по детскому - 20 фунтов багажа. При поездке прямым сообщением (между станциями, принадлежащими различным железным дорогам) использовался один Билет пассажирский, багажная квитанция и товарная накладная выдавались на весь путь.
В практике железно-дорожного сообщения были представлены Билеты пассажирские различного типа:
1) картонные единичные, на которых были обозначены: серия и номер билета, класс вагона (Билеты пассажирские разных классов различались цветом), станция отправления, станция назначения, цена проезда, стоимость провоза 10 фунтов ручной клади, сумма гербового сбора, срок действия Билета пассажирского и оговорка о запрещении передачи его в пути.
Билеты пассажирские были "обыкновенными» (местного сообщения), дающими право проезда по одной железной дороге. На них не печатали путь следования.
И "прямого сообщения». Такой Билет пассажирский давал право пересадки на другие железные дороги;
2) картонные разрезные Билеты пассажирские с теми же реквизитами, что и единичные, за исключением станции назначения, которых на каждом Билете пассажирском печаталось несколько (но не более 15-ти). Справа, против каждой станции назначения, обозначалась стоимость проезда до этой станции, а слева - стоимость провоза 10 фунтов багажа;
3) бумажные бланковые Билеты пассажирские состояли из 3-х частей, из которых правая и была собственно билетом и включала: номер билета и класс вагона, название станций отправления и назначения и путь следования. А левая часть являлась талоном к билету. В средней части обозначались: номера поясов; расстояния, до которых предоставлялось право проезда; срок действия билета; оговорка о запрещении передачи его др. лицу и стоимость провоза 10 фунтов ручной клади. Подчистка на бланковых Билетах пассажирских делала их недействительными;
4) купонная книжка. Предназначалась для проезда пассажира прямым сообщением по русским и иностранным железным дорогам; по железным дорогам и водным или сухопутным путям. Состояла книжка из "оберточного листка» и купонов, число коих устанавливалось по соглашению участвовавших в сообщении перевозочных предприятий. На оберточном листке и на купонах пропечатывались: серия и номер купонной книжки; название дороги, к которой относилась станция отправления; класс вагона, станции отправления и назначения; путь следования; срок действия книжки в пределах России; стоимость книжки и стоимость провоза 10 фунтов ручной клади.
На каждом купоне значилось название конечных станций того расстояния, которому соответствовал купон. Купоны располагались в книжке в порядке пути следования пассажира.
На все билеты железно-дорожной кассой налагался штемпель, который со
держал строго определенные сведения, расположенные в едином порядке. Окончательно они были определены циркуляром Департамента железных дорог министерства путей сообщения 6 марта 1896 года.
Первая цифра означала номер поезда (по усмотрению дороги перед ним могло стоять обозначение номера). Затем: число, мес. и год выдачи билета. Месяц мог обозначаться римскими или арабскими цифрами или сокращенно буквами. Для проезда в скорых, курьерских поездах или для пользования спальными местами и отделениями помимо основного билета выдавались добавочные. При продаже Билетов пассажирских на "полустанциях», где поезда не останавливались, помимо обозначения станции отправления, независимо от наложения компостерного знака, штемпелем ставилось название места продажи билета.
При провозе детей от 5 до 10 лет, пользующихся скидкой с общего тарифа, выдавались такие же билеты с вырезкой определенного порядка. На купонных книжках, выдаваемых для детей, на оберточном листе и на каждом купоне отмечалось: детская, детский.
Для дачных поездов были учреждены "сезонные», "абонементные», "обратные» или "круговые» Билеты пассажирские.
Круговые Билеты пассажирские давали право проезда туда и обратно, были действительны от 15 до 30 дней, и цена их была занижена до 50%.
Для проезда воинских чинов из одной части в другую использовались "предельные» билеты, действительные в пределах одного округа, где военнослужащие проходили службу. Выдавались они только на перевозку воинских чинов, командируемых по служебной надобности. Это был один из перевозочных документов (см. Билет воинский).
Все служащие железных дорог, штатные и нештатные, пользовались правом бесплатного проезда по делам службы и по личной надобности. Для этого им выдавались билеты: годовые, временные (сезонные и служебные), билеты-карточки (выдавались на определенное число поездок) и разовые. Все они были именными, за исключением годовых и временных: провизионных (выдавались служащим на небольших станциях для поездок раз в неделю до торговых центров и провоза одного пуда провизии), консультационных (для поездок к участковому врачу), для поездок сотрудников одной железной дороги по другой железной дороги.
На всех бесплатных билетах обязательны были реквизиты: название и печать железно-дорожного учреждения, выдавшего его; класс вагона и номер билета; должность и фамилия владельца (в безымянных билетах они обозначались в прилагаемых к ним свидетельствах); участок или протяжение дороги для проезда; срок действительности билета; собственноручные подписи лица, уполномоченного подписывать билет, и лица, имеющего право на бесплатный проезд (на безымянных билетах ставилась на свидетельствах). На оборотной стороне бесплатных билетов печаталось постановление о поведении владельцев в вагоне.
См. также:
- ПЕРЕВОЗКИ ВОЕННЫЕ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРАТОРСКОЙ АРМИИ
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.