Билет воинский
Билет воинский.
Примерно с 1863 г. по 1917 год.
Проездной документ, разновидность билета (2). Выдавался лицам, имевшим право проезда на основании перевозочных документов.
13 декабря 1862 г., согласно Положению о перевозке по железной дороге войск, по соглашению военного министра и Главного управления путей сообщения и публичных зданий при Департаменте железных дорог был учрежден комитет для составления правил о перевозке войск по железной дороге империи. В нем представителями Военного министерства и управлений всех частных железных дорог разработано Положение о перевозке войск по железной дороге.
Согласно ему лица, имевшие право отправлять команды или отдельных лиц по железной дороге, получали книги бланков готовых проездных документов, на которых писали только: для какой команды (сколько чел.) или лица выдавалось требование на проезд по железной дороге. Подписывал его и ставил казенную печать начальник, который отправлял команду.
Бланки были 2-х форм: для отдельных лиц и для команд.
Нижняя часть бланков по форме № 1 вырезалась из книги с указанием, для кого выдан билет, а оставшиеся корешки, по окончании книги, отправлялись в Генеральный штаб для оплаты.
Бланки по форме № 2 выдавались в 2-х экз. за одним номером: подлинник и дубликат. На бланке подлинника начальник станции отмечал: сколько отправлено людей и тяжестей, и с каким поездом. Эти бланки управлениями железной дороги также представлялись в Генеральный штаб для оплаты.
С 6 марта 1889 года циркуляром Главного штаба № 57 железно-дорожные накладные не представлялись, как ранее, в Главный штаб, а оставались в делах частей и учреждений, получавших грузы.
Тарифы перевозок рассчитывала каждая дорога.
По мере развития железно-дорожной сети поезда стали использоваться для воинских перевозок все чаще. Т.к. от станции отправления до станции назначения приходилось ехать по железной дороге, принадлежавшим разным собственникам, встал вопрос о разработке единого воинского тарифа, определения случаев и лиц, имевших права пользования проездом по воинскому тарифу и набора документов, на основании которых такой проезд осуществлялся.
12 января 1873 года высочайше утверждено Положение Комитета министров о перевозке войск железной дорогой, в соответствии с которым были введены перевозочные документы: Предложение (те, кто ехал по воинскому тарифу), Предельный билет. Свидетельство (кто ехал по уменьшенному тарифу).
В число получавших эти документы входили:
1) все штатные строевые и нестроевые части, команды и отдельные отряды;
2) все нештатные команды и пересыльные партии, перемещаемые для надобностей службы, а также партии новобранцев;
3) следующие отдельно по распоряжению своего начальства генералы, адмиралы, штаб- и обер-офицеры, гардемарины и кондукторы морского ведомства, классные чиновники воен. и морского ведомства, состоящее при войсках духовенство, а также нижние чины;
4) воспитанники военно-учебных заведений;
5) все прикомандированные к войскам лица, чины команд гражданского ведомства, пересылаемые по распоряжению военного начальства и нижние чины этих команд, увольняемые в отставку, временный отпуск или
для излечения;
6) денщики и вольнонаемная прислуга в числе, не превышающем определенное штатом;
7) члены семейств генералов, адмиралов, штаб- и обер- офицеров, классных чиновников, состоящего при войсках духовенства и не имеющих права на путевое довольствие семей нижних чинов, если их переезд производился с высочайшего разрешения.
По мере расширения объема воинских перевозок все новые группы служащих получали право пользоваться ими.
Перевозочные документы предъявлялись в железно-дорожную кассу и по ним выдавались Билеты воинские соответствующего класса. Составлялись Билеты воинские на печатных бланках особой формы, установленной по соглашению воен. министра, управляющего морского министерством и министром путей сообщения.
Печатались Главным штабом или (для нижних чинов, отправляемых в отпуск) окружными штабами.
Формы бланков были установлены циркуляром Главного штаба 1902 года за № 245 и 1903 года за № 226.
Билетом воинским служил и обычный пассажирский билет со штемпелем "воинский».
Билеты воинские печатались на светло-желтых или светло-серых бланках, в зависимости от представленного перевозочного документа.
Содержали следующие данные:
1) чин или звание и фамилия лица;
2) название части, к которой он принадлежит;
3) обстоятельно изложенная причина перевозки;
4) станции отправления и назначения с указанием железных дорог и перечислением передаточных пунктов;
5) род перевозочного документа (с указанием его литеры), на основании которого выдан Билет воинский, число, месяц, год выдачи и его номер;
6) род Билета воинского (светло-желтый, светло-серый, пассажирский со штемпелем, накладная или др. грузовые документы);
7) в каком поезде следует пассажир (скором, малой скоростью и т.п.).
Далее перечислялось число пассажиров, принятых к перевозке раздельно в вагонах всех 3-х классов.
В светло-желтом Билете воинском отмечалось попудно и/или поштучно число: войсковой клади, сверх размещенной между повозками; фуража, перевозимого бесплатно и за плату; вещей офицерских и нижних чинов бесплатно (по одному пуду на чел.) и за плату (ставился штемпель "багаж» и отмечался номер и число выдачи багажной квитанции), лошадей, колесных предметов (орудий, повозок и пр.).
В пути на обороте светло-желтого Билета воинского делались отметки об изменении в составе команд. Эти Билеты воинские выдавались на основании предложений (литеры "А», "В», "3») и предельных билетов (литера "Б»), Билеты воинские светло-серые выдавались на основании предложений литеры "Е». В них, помимо тех же данных, вписывались дети (моложе 5 лет, от 5 до 10 лет) соответственно классам вагонов, в которых следовали их родители.
Оба Билета воинских подписывались начальниками станций отправления. Выдавались они в кредит, и оплата их производилась по представлении их по начальству. Т.к. деньги за перевозку переводились в один адрес, в бланках указывалась дорога, куда переводились деньги (обычно станция отправления или назначения), а с остальными дорогами, по которым шла перевозка, расплачивалась уже она. Указывался порядок производства расчетов.
Печатались Билеты воинские в 4-х экземплярах через копирку:
1-й экз. - корешок,
2-й - копия корешка,
3-й - собственно Билет воинский,
4-й - талон Билета воинского.
Корешок оставался на станции отправления; копия корешка отсылалась в контрольное учреждение; Билет воинский выдавался на руки проезжающему и заменял пассажирский билет, но в конце поездки не отбирался, а представлялся по начальству; талон заменял собой багажную накладную и пересылался со станции отправления на станцию назначения при багажной дорожной ведомости.
На передаточных станциях в передаточные багажные ведомости вносились литера и номера предложения или предельного билета и номер талона Билета воинского.
Помимо светло-желтых и светло-серых бланков Билетов воинских, на основании свидетельств литер "Д» (нижние чины, увольняемые в отпуск) и "М» (воинский чин, сопровождавший транспорт и возвращающийся в часть) и предельного билета литеры "Ж» (воинские чины, командируемые по надобности службы) - выдавался обычный пассажирский билет с наложением на него штемпеля "воинский» и обозначением от руки прописью взысканной проездной платы.
С 1885 всем состоящим на службе военным и морским офицерам (а в военное время и зауряд-прапорщикам) разрешался проезд в вагонах 2-го кл. с Билетом воинским 3-го кл.
На основании циркуляра Главного штаба 1898 № 194 высшим чинам, начиная с 5-го кл., разрешался проезд в вагонах 1-го кл. с Билетами воинскими 2-го кл. Для этого в железно-дорожной кассе выдавался обычный железно-дорожный билет со штемпелем "офицерский».
Рядовым, имевшим право проезда только в 3-м кл., в случае отсутствия в поезде соответствующих вагонов билеты на такой поезд не выдавались.
С 19 марта 1899 года Циркуляром Главного штаба № 81 с пассажиров, следующих по Билету воинскому всех видов, стали брать доплату "из собственных средств» за пользование нумерованным местом и постельным бельем.
После утверждения новых железно-дорожных тарифов были введены и др. Билеты воинские: для перевозок, которые оплачивались по воинскому тарифу по завершении перевозки, - белые; те, которые оплачивались по общему коммерческому тарифу по завершении перевозки, - цвета сепии; для перевозок, которые оплачивались по воинскому тарифу при отправлении из сумм отправителя, - красные.
См. также:
- ПЕРЕВОЗКИ ВОЕННЫЕ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРАТОРСКОЙ АРМИИ;
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.