ВОДОЛАЗНЫЙ АППАРАТ в начале XX века
ВОДОЛАЗНЫЙ АППАРАТ в начале XX века, представлял собою комплект водолазного снаряжения, в котором человек без вреда мог спускаться в воду и производить там необходимую работу.
В нашем, Российском Императорском флоте были приняты к употреблению ВОДОЛАЗНЫЙ АППАРАТ системы, предложенной в 1865 г. лейтенантом французского флота Данейрузом и затем значительно видоизмененный водолазной школой в Кронштадтеа.
Преимуществом аппарата Данейруза являлось сравнительно быстрая скорость одевания водолаза в костюм этой системы и большая надежность в соединенных частей костюма.
ВОДОЛАЗНЫЙ АППАРАТ или скафандр состоял из следующих главных частей.
1) Трехцилиндровая помпа, подающая воздух водолазу, с манометром, показывающим его давление и одновременно глубину, на которой находится водолаз; каждая помпа имела формуляр, из которого видна её способность сжимать воздух, степень укупорки, характер работы, сличение её манометра с нормальным и т. д. Формуляр помпы составлялся судовым водолазным офицером или в складе водолазных аппаратов в Кронштадте.
2) Резиновые шланги от помпы к шлему водолаза, по которым посылался воздух; шланги эти изготовляются из лучшей вулканизированной резины с 3-мя парусиновыми прокладками и стальной спиралью внутри, обшиваются парусиной и испытываются на разрыв, сминание и внутренне
давление воздухом.
3) Шлем, защищающий голову водолаза, от ударов и позволяющий ему видеть через иллюминаторы окружающее; в иллюминаторах вставлены зеркальные стекла толщиной 0,5 дм.; только передний иллюминатор отвинчивается, а остальные завинчены постоянно в глухую.
С правой стороны шлема устроен головной золотник, служащий для самостоятельного вытравливания водолазом воздуха из костюма. Сзади к шлему приклепан воздухо-проводный рожок с предохранительным клапаном, к которому привинчивается воздухопроводный шланг; сверх шлема приклепан телефонный штепсель с колесом.
Внутри шлема имелись зажимы для присоединения телефона и микрофона и щитик, который закрывал предохранительный клапан воздушного рожка, а также защищал затылок водолаза от струи воздуха, проходящей через воздушный рожок. Манишка шлема защищала грудь водолаза и не позволяла грузам непосредственно надавливать на грудь и плечи.
При посредстве фланца манишки шлем соединялся с воротником (фланцем) водолазной рубахи.
Шлем и манишка изготовлялись из красной меди, а внутренние части их лудились, дабы водолаз не дышал окисью меди.
Надежность шлема определялось его герметичностью, которая испытывалась воздушным давлением до 6 фунтов.
Головной золотник должен держать был шлеме воздух под давлением 1 ? фн., а воздушный рожок выдерживать нагрузку до 12 пд.
Данные, полученные при проверке шлема, заносились в формуляр аппарата.
4) Водолазные рубахи, защищающие водолаза от воды и холода.
На судах нашего флота употреблялись рубахи системы Данейруза, зимние и летние, т.-е. с рукавицами или без них.
Материалом для рубахи служил прорезиненный "тифтик», между 2 слоями которого клалась прокладочная тонкая резина.
Все три слоя склеивались между собой резиновым раствором.
Выкройки верхнего слоя тифтика сшивались и швы прорезиниваются, затем наклеивался прокладочный слой резины и внутренний тифтик.
Для соединения рубахи со шлемом, к рубахе пришивался и приклеивался воротник, который называется фланцем и был изготовлен из вулканизированной резины с прокладкой из жерсэ внутри.
Фланец этот зажимался между фланцами шлема и манишки.
Исправность рубахи определялось её герметичностью, для чего рубаху присоединяли к шлему или к специальному фланцу и затем накачивают в нее воздух до давления 6 фн. в новой рубахе и до 3 фунтов в подержанной, при чем рубаха нигде не должна травить воздуха.
На рубахе устанавливались автоматические клапана для выпускания воздуха, грудной и спинной, при чем первый закрывался, и им водолаз мог регулировать выпуск воздуха из рубахи.
Грудной клапан должен приходиться против правого соска, а спинной – против нижней оконечности левой лопатки, т.-е. ниже грудного.
Клапана требоали проверки перед каждым спуском водолаза; проверка эта заключалась в осмотре клапана и установке резинового кружка, который, отгибаясь, вытравливал излишний воздух из рубахи, а прижимаясь к решетке клапана, закрываешь его пролеты и этим не допускал попадания воды в рубаху.
5) Водолазные галоши и грузы служащие для погружения водолаза в воду и большей его остойчивости; галоши употребляются двоякого веса: большие – около 45 фн. пара и малые – около 30 фн. пара.
Грузы, спинной и грудной, также бывали большие и малые (около 50 и 40 фн. каждый).
Остойчивость водолаза регулировалось в зависимости от его роста, и сложения распределением грузов на ногах и плечах. Галоши изготовлялись из крепкой кожи, скрепляемой медными заклепками, и имели свинцовые подошвы на деревянной подкладке.
Для сохранения галоши держались на колодках и смазывались ворванью.
Спинной и грудной грузы изготовлялись из свинца, имели вделанные кольца для наплечных брасиков и стягивались между ногами водолаза шкертом, называемым "подхвостником».
Галоши и грузы должны были всегда надежно одеты и закреплены на водолазе во избежание для него опасности перевернуться вверх ногами.
6) Сигнальный конец употребляется 2 ? -дюймовый, четырехпрядный и служил, кроме переговоров посредством условных подергиваний, для спуска и подъема водолаза из воды.
7) Водолазный трап всегда бывал железный. Верхняя часть его загнута и этой частью он одевается на транцевую доску шлюпки.
Водолазный трап служил только для того, чтобы водолаз по нему мог сойти со шлюпки в воду и подняться обратно на шлюпку.
8) Кроме указанных выше главных частей ВОДОЛАЗНЫЙ АППАРАТА, к нему на суда нашего флота отпускались еще следующие принадлежности: телефонная станция, станция подводного освещения, состоящая из герметически укупоренного фонаря с электрической дуговой лампой в 50, 100 и более свечей и катушки с бронированном проводником, инструментальная шкатулка, инструмента для подводных подрывных работ, набор пневматических инструментов и т. п.
Принадлежности эти имели большое значение при производстве подводных работ (см. Подводные работы), от которых могла зависеть участь корабля.
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!