ВОЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ в начале XX века
ВОЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ совокупность исключительных мер, применяемых в какой-либо части государства при чрезвычайных условиях внешней или внутренней опасности, как-то, нашествии неприятеля или народных волнениях, когда обычные полномочия органов управления оказываются недостаточными для обеспечения государственного порядка и общественного спокойствия.
Законодательства почти всех государств, исключая Швейцарию, в начале XX века, предусматривали случаи установления чрезвычайных мер охраны порядка, причем разнообразные формы этих мер сводились к 3 основным видам, выражались:
1) в приостановке действия постановлений, обеспечивающих гражданского свободу, т.-е. свободу личную, неприкосновенность жилищ, право собраний и т. д.;
2) в передаче общих административных функций военной властям и
3) в замене деятельности общих судов деятельностью судов военных.
Высшая степень чрезвычайных мер выражалась в соединении всех перечисленных форм вместе, что и составляло Военное или осадное положение (Belagerungs- и Kriegszustand в Германии, etat de siege во Франции, Standrecht в Австрии).
По Русскому законодательству (С. 3. т. II. Общие учреждения губернии, изд. 1892 г., прил. к ст. 23; Собрания Узаконения 1892 г. № 85, ст. 925), могли быть объявлены состоящими на Военном положении губернии, области, уезды, округа или отдельные населенные места, "входящие в район театра военной действий и имеющие особо важное значение для интересов государственных или специально военных»; при чем Военное положение вводилось или одновременно с объявлением мобилизации, или впоследствии.
В 1-м случае Военное положение могло было быть объявляемо не иначе, как по Высочайшему повелению, а во 2-м—принятие этой меры предоставлялось также власти главнокомандующего или командующих армиями в пределах подведомственных им районов.
В случаях, так называемых забастовок, т.-е. прекращения железнодорожного, почтового и телеграфного сообщения, а равно и замешательства в правильности их, когда местным властям предоставлялось право прибегать к применению чрезвычайных мер, без испрошения на то разрешения центральной власти,— Военное положение могло было быть объявлено и военными начальниками не ниже командиров бригад, при чем этим начальникам в таких случаях присваиваются полномочия генерал-губернаторов (Собр. Узак. 1905 г. № 234, ст. 1924).
Военное положение вступало в силу:
1) в городах и в местах нахождения волостных и равных им правлений—одновременно с объявлением в этих местах о его введении и
2) в прочих местах, состоящих в ведении сельской полиции, — со дня, следующего за днем объявления о введении Военного положения в месте нахождения подлежащего волостного правления.
С введением в местности Военного положения высшее направление действий по охранению в ней государственного порядка и общественного спокойствия переходило к главнокомандующему и командующим армиями, которым предоставлялось:
1) воспрещать удаляться из места жительства лицам, коих по их знанию, ремеслу или занятию предполагается привлечь к работам для достижения целей войны;
2) назначать реквизиции и воспрещать вывоз необходимых для работ орудий и др. предметов, могущих потребоваться для войск.
Каждый военный начальник, под личную его ответственность, мог вправе распорядиться уничтожением строений и истреблением всего того, что могло затруднить действия войск и благоприятствовать неприятелю.
За все уничтоженное производилось вознаграждение, определяемое особою комиссией под председательством уездного предводителя дворянства. В районе действий армии местный генерал-губернатор подчинялся командующему армией. Полицейские и гражданские власти, а равно городские и земские управы, обязывались оказывать военному начальству в его требованиях полное содействие.
Не принадлежащие к армии лицам гражданского ведомства подлежали военному суду и наказанию по законам военной времени:
1) за бунт против Верховной власти и государственную измену;
2) за умышленный поджог, истребление и приведение в негодность предметов воинского снаряжения и вооружения, а также припасов продовольствия и фуража;
3) за умышленное истребление и повреждение водопроводов, плотин, мостов, гатей и вообще средств передвижения и снабжения водою; телеграфов, телефонов, железнодорожных путей;
4) за нападение на часового и военной караул, вооружённое сопротивление чинам полиции и убийство чинов караула, полиции или часового.
Особые права предоставлялись с объявлением Военного положения и административным органам гражданского ведомства.
Генерал-губернаторы получали право: издавать обязательные постановления, установлять взыскания, не превышаются заключения в тюрьме или крепости на 3 мес. или денежного штрафа до 3 т. руб.; передавать на рассмотрение военного суда отдельные дела о всяких преступлениях, для суждения по законам военного времени; исключать из общей подсудности целые категории дел об известного рода проступках и преступлениях; требовать рассмотрения судебных дел в судах гражданского ведомства при закрытых дверях; утверждать приговоры военных судов; воспрещать всякие собрания; закрывать торговые заведения; приостанавливать и закрывать собрания городских, сословных и земских учреждений; приостанавливать периодические издания; закрывать учебные заведения; воспрещать отдельным лицам пребывание в объявленной на Военном положении местности; высылать отдельных лиц во внутренние губернии Империи, а иностранцев — за границу; налагать секвестр на недвижимое и арест на движимое имущества; устранять от должности чиновников всех ведомств, занимающих должности ниже первых трех классов, а также лиц, служащих по выборам в сословных, городских и земских учреждениях; подчинять по гражданскому управлению некоторые из местностей вверенного им края особо для того назначенным лицам, на основаниях, определяемых специальною инструкцией. Предоставлялись особые полномочия по производству обысков и задержанию заподозренных в преступлениях лиц и местным начальникам полиции, а также начальникам жандармских управлений. Рассмотрение и решение дел, изъятых из общей подсудности, производилось по правилам, изложенным в разделе IV военно-судных установлений (о суде в военное время), причем дела о государственных преступлениях рассматривались при закрытых дверях, и временные члены назначались военным начальством каждый раз особо, причём исключительно из штаб-офицеров.
К лицам, виновным в вооружённом сопротивлении властям или нападении на чинов войск и полиции и на всех вообще должностных лиц, при исполнении ими обязанностей службы или же вследствие исполнения этих обязанностей, коль скоро преступления эти сопровождались убийством или покушением на убийство, нанесением ран, увечий, тяжких побоев или поджогом, применялось наказание, предусмотренное в ст. 279 воинского устава о наказаниях (XXII кн. С. В. П.), т.-е. смертная казнь. Предназначаемое, в виде общего правила, для местностей, входящих в район театра военной действий, Военное положение впервые получило свое применение при внутренней смуте в 1905 г. в г. Баку и Бакинской губернии.
При объявлении на Военном или осадном положении крепости, коменданту предоставлялось обращать жителей её на крепостные работы, а также брать от них необходимые орудия и материалы для работ, перевозочные средства и припасы довольствия, производя за все уплату или выдавая квитанции. В пределах крепостного района все казенные места и должностные лица обязаны были по требованию коменданта предоставлять в его распоряжение имеющиеся в их ведении казенные денежные средства. Городская и уездная полиция, почтовые и телеграфные правительственные учреждения, находящиеся в крепости, поступали в распоряжение коменданта. С введением "осадного» положения комендант по отношению к жителям крепостного района вступал в права, предоставленные главнокомандующему в местности, объявленной на Военном положении.
С Военным положением не надо смешивать другие формы исключительного положения — "чрезвычайную» охрану и охрану "усиленную» (С. З. т. XIV, установления о предупреждение и пресечение преступлений, прил. 1 к ст. 1, прим. 2).
Во Франции по законам 9 августа 1849 г. и 3 апреля 1878 г. etat de siege устанавливался законодательным актом, в котором точно означаются срок и местности, к которым положение применяется, причем установление осадного положения допускалось, только в случае войны или вооружённого восстания. Когда палаты не заседали, осадное положение может быть и объявлено декретом президента республики, изданным в совете министров, но в таком случае палаты собирались ipso jure (без созыва), через 2 дня. Если палата представителей распущена, осадное положение не могло было быть объявлено раньше окончания выборов.
В колониях осадное положение устанавливалось властью губернатора колонии, а в крепостях и в лагерях военным начальством.
В силу осадного положения все права органов администрации переходили к военным властям.
Общие административные учреждения продолжали выполнять только те функции, которые военная власть не найдет нужным принять на себя.
Военная власть получала полномочия производить обыски и высылать лиц, подвергшихся наказанию по приговору суда, и всех вообще лиц, не имеющих постоянного жительства в данной местности, требовать выдачи оружия и снарядов и воспрещать собрания и публикации, которые могли содействовать поддержанию беспорядка. Суждение лиц, обвиняемых в преступлениях против безопасности республики, против обществ, порядка и спокойствия, могли быть передаваемы военным судам.
В Германии, по ст. 68 конституции, Императору предоставлено было право объявлять в осадном положении любую часть имперской территории, исключая Баварию. Объявлялось оно на месте при барабанном бое и трубных звуках. Последствия осадного положения, в общем, те же, что и по французскому законодательству, которое и послужило образцом для прусского закона 4 июня 1851 г.
В Баварии особые относящиеся к этому вопросу постановления содержались в уголовном кодексе.
В Австрии передача административных функций гражданских учреждений военным властям могла быть установлена распоряжением Императора. Замена обыкновенных судов военными допускалась только на основании законодательного акта и притом с соблюдением формальных установленных для издания конституционных законов.
Англия и Северо-Американские Соединенные Штаты при внутренних волнениях по закону вовсе не знали Военного положения и замены гражданских судов военными, но на практике в С. Штатах применялось при внутренних восстаниях Военное положение, как например, по распоряжению генерала Джонсона в 1815 г. при защите Нового Орлеана.
Источники:
И. М. Коркунов, Русское государственное право, т.I; В.М. Гессен, Исключительное положение; В.Ф. Дерюжинский, Лекции по полицейскому праву; Материалы по пересмотру установлененных для охраны государственного порядка исключительных положений; Положение о полевом управлении войск — пр. по в. в. 1890 г. № 62.
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!