ВОЕННО-ФЕЛЬДШЕРСКИЕ ШКОЛЫ
ВОЕННО-ФЕЛЬДШЕРСКИЕ ШКОЛЫ
ВОЕННО-ФЕЛЬДШЕРСКИЕ ШКОЛЫ, возникли у нас в 1838 г., когда они были установлены при госпиталях: Петербургском, Московском, Варшавском, Киевском, Казанском и Тифлисском, — всего на 800 учеников.
Комплектование школ производилось из воспитанников училищ военных кантонистов от 12 до 17 л. от роду, умеющих читать и писать. Более чем незавидная служебная карьера в будущем заставляла наиболее способных и развитых воспитанников всячески уклоняться от поступления в Военно-фельдшерские школы; перевод туда рассматривался, как карательная мера; поэтому Военно-фельдшерские школы пополнялись преимущественно ленивыми и испорченными мальчиками.
Непосредственным начальником Военно-фельдшерской школы являлся Главный врач госпиталя; один из ординаторов исправлял обязанности инспектора, он же был преподавателем медицинских наук; госпитальный священник преподавал Закон Божий, арифметику, русский и латинский языки.
Практические фельдшерские занятия велись учениками под руководством госпитальных фельдшеров и под надзором врачей и аптекарей. Для наблюдения за учениками назначалось несколько старших фельдшеров, с платой по 28 руб. в год.
На учебные пособия отпускалось по 1? руб. г. на ученика.
Довольствие (пищевое, вещевое и аммуничное) было установлено для воспитанников школы такое же, как в батальонах военных кантонистов.
Жалование ученики получали на руки, по 3 р. 45 к. в год.
Кончившие курс выпускались на службу в госпитали, лазареты и войска младшими фельдшерами, с жалованьем по 25 р. в год.
Дальнейшая карьера была такова: не ранее, как через 5 л., они могли были произведены в старшие фельдшера с жалованием в 33 руб.; за 12-лет. беспорочной службу оно удваивалось. После этого они могли держать экзамен на первый класс, чин лекарского помощника, по получении которого жалованье повышалось до 120 р. в год. Этот чин составлял венец службы военного фельдшера; он давался также в награду за 25-лет. беспорочной службу, с увольнением в отставку и с пенсией в 80 р. в год.
По "Положению», назначение Военно-фельдшерских школ состояло в том, чтобы "выпускаемые из них фельдшера могли быть, как в мирное, так и в военное время, надежными помощниками врачам, при лечении больных и подавании пособия раненым на поле сражения». Школы этого типа, конечно, не могли выполнить такой задачи, т. к. в лучшем случае они могли приготовлять лишь военных служителей, освоивших технику фельдшерского дела.
Реформа Военно-фельдшерских школ типа 1838 г. была проведена только в 1869 г., вслед за реформой других военно-учебных заведений.
Устройство Военно-фельдшерских школ было основано, с небольшими изменениями, на "Положении» 26 апреля 1869 г.
Военно-фельдшерская школа в начале XX века, представляла совершенно отдельное учреждение, с особой администрацией, бюджетом, канцелярией.
Все Военно-фельдшерские школы, через посредство окружных военно-санитарных инспекторов, подчинялись Главному военно-санитарному инспектору.
В начале XX века, имелось 6 Военно-фельдшерских школ:
- Петербургская — на 300 казенно-коштных воспитанников (Приказ по военному ведомству 1869 г., № 186);
- Киевская — на 350 казенно-коштных воспитанников (Приказ по военному ведомству 1898 г., № 340);
- Херсонская — на 200 казенно-коштных воспитанников (Приказ по военному ведомству 1905 г., № 6);
- Московская — на 300 казенно-коштных воспитанников (Приказ по военному ведомству 1871 г., № 241);
- Тифлисская — на 200 казенно-коштных воспитанников (Приказ по военному ведомству 1895 г., № 313) и
- Иркутская — на 200 казенно-коштных воспитанников (Приказ по военному ведомству 1905 г. № 6).
Кроме этих школ, для подготовки Военных-фельдшеров к службе в казачьих войсках из юношей войсковых сословий имелись две школы: Новочеркасская, на 75 приходящих для войска Донского и Екатеринодарская (на такое же число) — для войск Кубанского и Терского.
Эти две школы имели особое подчинение (см. ст. 1433, кн. XV С. В. П., изд. 3).
В виду недостаточности названных 6 школ, разрабатывался вопрос об открытии еще двух в гор. Оренбурге и Ташкенте.
Кроме казенно-коштных воспитанников в каждой школе имелись стипендиаты от различные казачьих войск и отдельного корпуса пограничной стражи; за каждого из них соответственное ведомство платило 225 р. в год.
В 1910 г. стипендиатов при 6 школах числилось почти 100 ч. Сверх того, Военно-фельдшерские школы принимали для обучения и приходящих учеников, которые платы за обучение не вносилии не обязывались ничем за получаемое образование. Лучшие из них м. быть назначаемы на открывающиеся вакансии в течение учебного года казенно-коштными, при их желании и при удостоении начальства заведения.
Во главе каждой военно-фельдшерской школы стоял начальник, избираемый из штаб-офицеров, обративших на себя внимание полезной педагогической службой. Ему были присвоены права полкового командира по дисциплинарной и военно-судебной частям.
Он избирал всех чинов заведения, кроме инспектора классов, он же, в случае настоятельной надобности, отстранял временно от исполнения служебных обязанностей всех служащих в заведении без исключения, донося о том высшему начальству.
Вторым лицом, заменяющим начальника во время болезни или отсутствия, являлся инспектор классов из военных врачей (доктор медицины). Сверх того, он врач заведения.
Ближайшее наблюдение за воспитанниками со стороны нравственном, умственном и физическом воспитания, также обучение их предметам элементарного образования, вверялось учителям (по одному на 100 воспитанников) и воспитателям (по одному на 25 воспитанников).
Занятия по Закону Божию, специальным предметами и руководство практические госпитальным работами поручалось приглашаемому священнику, ординаторам и фармацевтам за плату из назначаемой на это суммы, отпускаемой по расчету по 25 р. на одного воспитанника. Затем, при школе состоял: заведующий хозяйством (он же казначей), эконом и письмоводитель (он же бухгалтер).
Из нижних чинов при школе состояло 4 писаря и один медицинский фельдшер.
Все хозяйственные работы в школе и ближайший за ними надзор производился вольнонаемной прислугой. Имелся педагог, и хозяйственные комитеты. Оба они состояли под председательством начальника школы.
В школы поступали сыновья офицеров, классных чиновников военного ведомства и нижних чинов, в возрасте от 13 до 17 л. от роду; поступающие разделялись по правам на прием на 8 разрядов:
1) круглые сироты;
2) сироты убитых на войне или умерших от ран, полученных в сражениях, а также и от увечья на службе и в мирного время;
3) сироты вообще;
4) сыновья лиц, состоящих под покровительством Александровского комитета о раненых;
5) сыновья кавалеров ордена Св. Георгия и знаков отличий военногой ордена;
6) сыновья лиц, имеющих орден Св. Анны;
7) сыновья прочих офицеров и классных чиновников и сверхсрочно служащих нижних чинов;
8) сыновья прочих нижних чинов.
В каждом разряде преимущественное право на поступление предоставлялось сыновьям чинов военно-медицинского ведомства.
На вакансии, остающиеся от малолетних этих 8 разрядов, принимались малолетние всех сословий.
Курс школ был 4-летний.
Приемные экзамены производились в 1-ой половине августа.
От поступающих в 1 класс требовалось: знание главных молитв, 10 заповедей и Символ Веры; уменье читать и писать, считать, складывать и вычитать до 1000.
Внутренний порядок в заведении определялся особой инструкцией, вырабатываемой при Главном военно-санитарном управлении; в начале XX в., за небольшими изменениями, вызываемыми специализацией заведения, школы руководствовались инструкцией Главного управления военно-учебных заведений для бывших гимназий и прогимназий военного ведомства (кадетских корпусов).
Разделяются воспитанники не на роты, а на возрасты, не менее двух.
В Военно-фельдшерских школах проходили следующие предметы: Закон Божий, история, география, арифметика, геометрия, зоология, русский и латинский языки, чистописание, ботаника, физика, анатомия, физиология, фармация с фармакогнозией, фармакология с рецептурой, хирургия с десмургией и механургией, а также уборка раненых, патология и терапия, учение о повязках, гигиена с поданием пособия обмершим, уходом за больными и практикой по дезинфекции, воинские уставы, а также практические занятия в отделениях госпиталя: внутреннем, хирургическом, венерическом и в аптеке. Кроме того, во всех классах производились занятия фронтовые, гимнастикой и пением.
Воспитанники одобрительного поведения, успешно окончившие полный курс, выпускались на службу младшими медицинскими или аптечными фельдшерами, утверждались они в этом звании окружным военно-санитарным инспектором, а распределялись на службу по указанию Главного военно-санитарного управления.
За полученное в школе воспитание они были обязаны прослужить за каждый год по 1 ? г. На службе они пользовались правами вольноопределяющихся 2 разряда и по истечении 3 л. службы м. быть производимы в первый классный чин на имеющиеся вакансии, при отсутствии же свободных вакансий, они переименовываются в кандидаты на классную фельдшерскую должность.
Каждый подготовленный фельдшер обходился военному ведомству 1.100—1.200 р.
Принимая во внимание бедность государства медицинскими силами и то, что главная масса воспитанников школ не прерывало сношений с средой, из которой она поступало в школы, было основание полагать, что бывшие воспитанники являлись полезными деятелями в тех местностях, где население нуждалось в медицинской помощи.
Источники:
С.В.П., кн. XV, изд. 3; М.С. Лалаев, статья о преобразованиях в Военно-фельдшерской школе в "Педаг. Сборнике», 1870; И. Цитович, О Военно-фельдшерских школах, "Воен. Сборники» 1871.
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!