Налог военный

Налог военный

НАЛОГ ВОЕННЫЙ (Тахе Militaire, Milit?rtaxe, Wehrsteuer, Wehrgeld, Milit?rpflichtersatz), денежный сбор, взимаемый специально с лиц, освобожденных от воинской повинности.

Идея этого Налога родилась на почве не уравнительности всеобщей воинской повинности, которая, будучи сопряжена с известными техническими требованиями, не могла быть наложена на всех граждан без исключения и в одинаковой мере. Так, от воинской повинности освобождались лица, обладающие крупными физическими недостатками, опороченные по суду и непринятые на службу за излишеством.

Т. обр., в корне подрывался принцип общеобязательности воинской повинности, и насколько значительно в действительности отступление от этого принципа, можно было судить по тому, что число новобранцев, поступавших на службу, составляло в начале XX века,  для большинства государств лишь 20-40% всех призываемых.

Стремясь к равномерному распределению между гражданами всех вообще повинностей, некоторые государства и ввели Военный Налог, как корректив неравномерности отбывания воинской повинности. Однако, необходимость установления этого Налога не пользовалось всеобщим признанием. Одни возражали против самой идеи Налога; другие против практического его осуществления.

Так, в 1881 г., при обсуждении законопроекта о Военном Налоге в Германском рейхстаге, указывалось, что введением такого Налога подрывает престиж воинской повинности, как личной и всеобщей; что государство, отвлекая от народного хозяйства значительное количество производительных сил, не в праве возлагать на население еще дополнительную экономическую тяготу; что несправедливо возлагать уплату Военного Налога на тех лиц, которым, вследствие расстройства здоровья или телесных недостатков, вообще труднее пробиться в жизни, и, наконец, что Военный Налог нецелесообразен и с точки зрения финансовой, т. к. ему, очевидно, не могли подлежать лица, освобожденные от службы по болезни, как неспособные или почти неспособные к труду, а таких среди освобождаемых больше всего.

Соображения защитников Военного Налога сводились по существу к тому, что возложение уплаты его на лиц, обладающих телесными недостатками, мешающими исполнять обязанности военной службы, не заключало в себе никакой несправедливости, т. к. в большинстве случаев наличность таких недостатков не мешает достигать материального благосостояния, а правильность указания противников Военного Налога на экономический ущерб населению путем не только привлечения его к отбыванию воинской повинности, но и возложения дополнительной денежной тяготы ослабляется целями употребления сумм Военного Налога.

С зачатками Военного Налога мы уже встречаемся в республиканском Риме; в средние века он вылился в форму Heerbann, который первоначально имел характер штрафа, впоследствии превратившегося в обыкновенную подать, заменившую личную службу.

В современном его значении Военный Налог появляется лишь со времени 1-ой французской революции.

Военный Налог существовал во Франции в течение всего XIX в. и был отменен законом в 1905 г., уничтожившим льготы по отбыванию воинской повинности. Затем частичное существование Военного Налога до 1871 г. имело место в Баварии и Вюртемберге.

В Швейцарии он был установлен в 1804 г. и сохранился до начала XX века.

Попытки ввести его в Германии были сделаны в 1881 г., но не имели успеха; такой же неудачей окончилась попытка ввести его в Италии.

В начале XX века, идея Военного Налога была осуществлена в Швейцарии, Греции, Болгарии, Сербии, Румынии и в некоторых других государствах.

Наиболее совершенную форму Военного Налога получил в Швейцарии, где ему подлежали все не отбывающие воинской повинности граждане, за исключением:

1) бедных, получающих вспоможение от общин, а также неспособных к труду, если они не имеют необходимых средств для содержания себя и своей семьи, и

2) военнообязанных, утративших на самой службе способность продолжать ее.

Военный Налог уплачивался ежегодно до достижения 40-летнего возраста. Он слагался из постоянной части (6 фр.) и подоходной; последняя взимается в размере 11/2 фр. с каждой 1.000 фр. капитала и 100 фр. дохода, при чем капитал менее 1.000 фр. и доходы меньше 600 фр. не подлежали обложению; общая сумма Военного Налога не должна была превышать 3.000 фр.; в возрасте 32-40 л. Военный Налог взимался в половинном размере.

Часть от сбора Военного Налога шла на усиление военно-пенсионного фонда.

В Австрии Военный Налог состоял из "Налога взамен службы" (Dienstersatztaxe) и в некоторых случаях из "родительского налога" (Elterntaxe).

Hалог взамен службы взимался ежегодно в течение 12 л. с освобожденных по разным причинам от воинской повинности, если их доходы превышали 1.200 кр.

Величина Налога находилась в зависимости от доходов плательщика; наименьший её размер 6 кр.

Налог с родителей взимался, когда доходы родителей или одного из них превышает 4 т. крон.

В Венгрии минимальный размер Военного Налога 6 крон, максимальный — 200 крон, налога на родителей не существовал.

Часть сбора от Военного Налога шла в Австро-Венгрии на образование особого военного фонда, служащего подспорьем для призрения инвалидов, вдов и сирот военных, а др. часть поступает в доход государства на общем основании, взамен чего казна брала на себя обязанность давать вспоможение семьям лиц, призываемых под знамена во время мобилизации.

Доход от Военного Налога ежегодно достигал 8 милл. кр., при чем фонд Военного Налога превышал 100 милл. кр.

В России с зачатками Военного Налога мы встречаемся в Московской Руси и Петровскую эпоху.

Частичное осуществление идеи Военного Налога имело также место в XIX ст. у крестьян казенных и удельных.

Так, в "положении департамента уделов" 1808 г. указывалось, что, если семейство, состоящее из 3 работников, не имело ни одного способного к отдаче в рекруты, то обществу поселян предоставлялось право наложить на это семейство денежную сумму соразмерно состоянию его и употребить эту сумму на общественные рекрутские расходы.

Приблизительно такие же правила были изданы в первой половине XIX ст. для крестьян Царскосельской дворцовой вотчины и удельных имений.

С особыми денежными сборами с освобожденных от воинской повинности мы встречаемся и потом. Так, Налог "взамен исполнения воинской повинности" у нас уплачивало мусульманское население Терской и Кубанской областей и некоторые др. инородцы.

Затем, в казачьих войсках освобожденные от службы по неспособности вносили определенную плату в доход станиц на снаряжение беднейших казаков и на удовлетворение др. общественных потребностей.

Наконец, в Уральском казачьем войске довольно значительный Налог в виде "подмоги" платили все, не состоящие на службе.

Вопрос о введении Военного Налога по образцу западноевропейских государств был возбужден в 1883 г. ген. Ванновским, с целью обращения сумм его на расходы по обеспечению участи отставных воинских чинов. Предложение это не получило, однако, дальнейшего движения. Затем вопрос о Военном Налоге вновь возник в 1902 г., по инициативе министерства финансов, причем предполагалось установить "единосрочный" денежный сбор с лиц, записанных при призыве в запас или в ополчение, в размере 3 руб. с каждого призывного; Государственный совет с такой организацией Военного Налога, однако, не согласился.

В 1911 г. вновь был составлен законопроект о Военном Налоге и внесен министерством финансов на рассмотрение совета министров.

Сущность этого проекта заключалось в следующем: Военный Налог уплачивали все, не отбывающие воинской повинности по тем или иным причинам; от уплаты Налога освобождались лишь лица, неспособные к труду.

Продолжительность взимания Военного Налога была определена — 4 г.

Взимание Военного Налога прекращалось в случае смерти плательщика, изменения им подданства, призыва на действительную службу в военное время и лишения всех прав состояния или всех особенно лично и по состоянию присвоенных прав и преимуществ.

Военный Налог предположен в размере 6 руб. с каждого ежегодно, что давало в ближайшие годы по введении налога поступление в размере 14-15 мил руб. ежегодно.

Ответственность за уплату Военного Налога возлагалось как на самого плательщика, так и на его родителей.

Что же касается местностей и частей населения, изъятых от отбывания натуральной воинской повинности, то здесь предполагалось установить Налог не с отдельных лиц, а со всего изъятого из воинской повинности населения, путем надбавок к др. поземельным Налогам и сборам.

Истчники:

Брандт, Налог на освобожденных от воин. пов-сти в теории и практ. применении; Ю. С. Лазаревич, Воен. Налог в иностр. гос-твах, "Рус. Инв." 1910 г., № 91; Законопроект о воен. Н., "Рус. Инв." 1910 г., № 203 и 1911 г., № 73; Проект положения о воен. Н., "Рус. Инв." 1910 г., № 95 и 1908 г., № 74; Neumann, Die Wehrsteuer в Finanzarchiv, В. IV; Milit?rorganisation Des Schweizerischen Eidgenossenschaft vom 12 avr. 1907; Marcinowski, Die Wehrsteuer im Deutschen Reich, 1881; Amiand, ?tude sur La taxe Militaire, 1898; Laffarge, ?tude sur La taxe Militaire, 1899.


Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!


Название статьи:Налог военный
Автор(ы) статьи:
Источник статьи:
ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна !
html-ссылка на публикацию
BB-ссылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию
Добавить комментарий

Оставить комментарий

Поиск по материалам сайта ...
Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
Книга Памяти Украины
Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...
Top.Mail.Ru