ПЕРЕДАЧА ПРИКАЗАНИЙ НА КОРАБЛЕ
ПЕРЕДАЧА ПРИКАЗАНИЙ НА КОРАБЛЕ имеет одинаково важное значение в бою и в мирное время, служа для связи лиц, командующих кораблем, с разными его пунктами, в коих сосредоточено ближайшее управление оружием и механизмами.
Пункты эти суть: орудийные башни и казематы (плутонги), минные аппарат, судовые двигатели, рулевое устройство, якоря и другие.
Местами же, откуда производится передача приказаний, являются боевые рубки, центральные посты и ходовые рубки на мостиках.
На военных судах начала XX века, передача приказаний производилась следующими способами:
циферблатами (механический способ),
телефоном (электрический способ),
переговорными трубами (см. это),
звуковым,
голосом и
с помощью ординарцев.
Механическая система циферблатов являлась на многих судах основными средствами передачи, для неё служили 2 комплекта приборов:
- в пунктах управления — дающие приборы и
- в пунктах исполнения приказаний — принимающие приборы;
связь между теми и другими бывала обыкновенно механическая — помощью валиков и цепей (иногда применялась и электрическая связь, особенно удобная при больших расстояниях Передачи.
Дающие и принимающие циферблаты имели соответствующие деления с надписями приказаний; например, машинный телеграф имел надписи: "стоп", "вперед", "назад", "малый ход", "средний", "полный", "готовсь"; рулевой указатель — надписи: "так держать", "право", "лево", "градусы угла руля", "одерживай"; артиллерийские указатели — надписи: "открыть огонь", "прекратить огонь", "залп", "Пристрелка", "башни на правый борт", "на левый"; кроме того, имелись специальные артиллерийские указатели, передающие дистанцию до неприятеля, направление стрельбы, род снарядов, целик, отклонение снарядов и проч.; из других судовых циферблатных приборов для передачи приказаний употреблялись минные указатели, якорные указатели, швартовные и т. п., с соответствующими надписями.
Самая Передача приказаний производилась перестановкой ручки дающего прибора на соответствующее деление циферблата; у принимающего аппарата раздавался звонок или другой сигнал, обращающий внимание на подачу приказания, и затем индекс (стрелка) останавливался против того же деления принимающего циферблата; последний делался обыкновенно прозрачным и освещается изнутри электрической лампочкой.
Получивший приказание, в свою очередь, переставляет ручку своего прибора на указанное деление, и этот маневр вызывал соответствующую перестановку индекса дающего прибора; т. обр., за исполнением приказания сейчас же следовал контроль его правильности.
Электрическая система надежнее механической, т. к. последняя, вследствие скручивания валиков, срезания шестерен со шпонок и вытягивания цепей, часто давала ошибки, не доводя индексы до требуемого деления; электрическая же система действовала мгновенно и безошибочно.
Для большей надежности ответственных приборов, например артиллерийских, электрические цепи делали двойными, проводя их по обоим бортам корабля, переключатели ставили так, чтобы в случае порчи одной цепи или части её перевести ток на другую или выключить испорченную часть. Провода велись за толстою бронею, у каждого принимающего прибора имели контрольную электрическую лампочку или другой прибор, показывающей исправность цепи.
Телефоны на судах для передачи приказаний употреблялись только громко говорящие, чтобы приказание было слышно в нескольких шагах от аппарата; первыми телефонами такого рода в нашем флоте были телефоны лейт. Колбасьева, замененные позже другими системами.
Телефоны должны передавать речь ясно и отчетливо при всех условиях судовой службы, — работе механизмов и, по возможности, даже при стрельбе из орудий.
Телефоны устанавливались на судах по утвержденным схемам:
а) для боевых целей и
б) для сношений между отдельными частями корабля.
Первые разделялись на независимые и не соединяемые между собою группы:
1) управление кораблем,
2) артиллерийская и
3) минная.
В боевой рубке и в центральном посту ставилось столько телефонов, сколько боевых групп артиллерии на корабле.
Группа - управления кораблем включала телефоны машинных отделений и рулевые отделения.
Третью группу составляли телефоны у минных аппаратов, динамо-машин и у главных электрических станций.
Все приемные телефоны 1-ой и 2-ой групп соединялись только с соответствующими телефонами боевой рубки и центрального поста.
Соединение между приемными телефонами обыкновенно не допускалось во избежание путаницы при переговорах и усложнения проводки, не оправдываемого боевыми целями.
Из 3-ей группы обязательно соединялись с боевой рубкою и с центральным постом телефоны минных аппаратов.
На судах, где имелась кормовая боевая рубка, последняя соединялась телефоном с центральным постом.
В случае повреждения переговорных труб, вместо них можно было пользоваться запасными шлангами судовых переносных вентиляторов.
Звуковая передача производилась специальными колоколами громкого боя и сигналами на горне. Колоколам иногда присваивалось значение предупредительного сигнала, после которого следовала мелодия на горне или команда голосом. Колокола размещались по всему кораблю, сообразно местным условиям, и действовали через трансформатор тока от судовых динамо-машин, имея отдельную магистраль. Ежедневно, тотчас по пробитии на судне утренней повестки, исправность колоколов громкого боя проверялась.
Сигналы на горне употреблялись во флоте как средство передачи приказаний по управлению огнем; музыку этих сигналов должны были знать все на корабле. Наконец, последними средствами передачи приказаний являлась голосовая Передача и ординарцы, рассылаемые из пунктов управления судном в плутонги, в машину и т. д.
По боевому расписанию ординарцы обязательно назначались в распоряжение командира и старшего офицера.
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!