ПЕРСИЯ в начале XX в.

ПЕРСИЯ в начале XX в., мусульманское государство, занимающее юго-западную часть Азии между Каспийским морем, Персидским заливом и Индийским океаном; граничила с Турцией, Россией, Афганистаном и британским Белуджистаном.

Карта Персии начала XX века с важнейшими дорогами.
Карта Персии начала XX века.

Этим положением на путях, ведущих из М. Азии и Европы и от морей (Средиземного и Черного) Атлантического океана к Индийскому океану и в юго-восточную Азию, определялось важное политическое и торговое значение Персии.

Население.

Общая численность 9-10 мил. чел.; средняя плотность 7 ч. на 1 кв. вер.; наименее населены восточная часть центральной Персии и Персидский Белуджистан, наиболее — северные провинции, особенно же Азербейджан и Гилян.

Половина всех жителей составляла оседлое сельское население, ?-кочевники и ?-городское население.

Наиболее крупные города: Тегеран (250 т.), Тавриз (300 т.), Хой (50 т.), Урмия (20 т.), Решт (25 т.), Казвин (40 т.), Мешхед (70 т.), Керманшах (50 т.), Исфаган (80 т), Шираз (30 т.), Бушир (15 т.), Иездь (50 т.), Кирман (50 т.) и другие.

Как города, так и селения состояли преимущественно из серых глинобитных одноэтажных домов, расположенных вдоль узких кривых улиц.

Расположение войск по квартирам, вследствие антисанитарных условий, мало удобно.

Подавляющая масса населения (90%) исповедовало мусульманскую религию шиитского толка; суннитов и мусульман других сект до 9%, христиане же, евреи, гебры и последователи других немагометанских религий не превосходят 1%.

Такая однородность религиозного состава населения является важнейшим и едва ли не единственным стимулом, объединяющим разнообразные элементы государства, противодействуя их центробежным стремлениям.

Племенной состав разнороднее; он м. быть определен следующими цифрами: персов — 5.500 т. (55%), турко-татар — 2 250 т. (22,5%), лурских и бахтиарских племен — 1.000 т. (10%), курдов — 800 т. (8%), арабов — 350 т. (3,5%), армян, евреев, арабов и проч. — 100 т. (1%).

Всего — 10 мил. человек.

Персы составляют сплошное население центральной Персии и провинций Гилян и Фарсистан, а также населяют части провинций Мазандаран и Хоросан, в остальных частях ПЕРСИИ они находятся в небольшом числе.

Персы — оседлый, преимущественно земледельческий, мирный и наиболее надежный элемент.

Они всегда находились в наибольшей непосредственной зависимости от центрального правительства, а потому всегда страдали от общего неустройства администрации, от произвола и анархии.

Тюрко-татарские племена составляли главную массу населения Азербейджана, а также расселены в Хоросане, Мазандеране и других северных провинциях.

В небольшом количестве они встречаются к южной и центральной Персии.

Оседлые тюрко-татары также являлись мирным и надежным элементом, кочевые же и полукочевые, к которым относятся шахсевены, караджадагцы и макинцы Азербейджана, туркмены, иомуды и и гокланы Хоросана, кашкаи Фарсистана и многие другие мелкие племена, большею частью живут обособленной жизнью под властью своих наследственных ханов, и персидскому правительству удавалось поддерживать среди них лишь номинальную власть. Курды населяли сплошной массою район западной Персии, к югу от оз. Урмии, а также рассеяны по центральной Персии. Они разделяются на утративших свой родовой быт (ставших мирным оседлым народом) и сохранивших этот быт или аширетных курдов.

Большая часть последних — мусульмане-суниты, т.-е. единоверцы населения соседней Турции; однако, они всегда стремились к полной обособленности, не желая подчиняться ни Персии, ни Турции. Раздробленные на мелкие, нередко враждебные друг другу, роды (аширеты), курды эти никогда не могли объединиться для создания самостоятельного государства, но слабое персидское правительство также не в состоянии вполне подчинить их себе, и отдельные аширеты живут самостоятельно под властью своих родов, главарей.

Приблизительно тот же строй имели кочевые лурския и бахтиарские племена, обитающие к югу от Курдистана. Однако бахтиарские племена, управляемый членами одной ханской фамилии, имеют некоторое объединение в виду нравственного авторитета старшего хана, тогда как луры, отличающиеся большие дикостью и склонностью к грабежам, разбиты на мелкие племена.

К западу от Бахтиарии, в области нижнего Каруна, Шат-эль-Арака и побережья Персидского залива живут арабы. Они еще в большей степени, чем курды, луры и бахтиары, отчуждены от государственной жизни Персии.

Власть центрального правительства ограничивается здесь лишь некоторыми городами, да оседлым населением вокруг них, арабские же кочевья и селения не знают над собой другой власти, кроме собственных шейхов.

Главарь наиболее могущественного племени Чааб-Шейх-Газаль, авторитет которого признается во всем персидским Арабистане, находится под большим влиянием англичан.

Пути сообщения Персии — страна бездорожья.

В ней не было ни одной железной дорогой, если не считать 6-верстн. узкоколейной линии трамвайного типа от Тегерана до пригородной мечети Шах-Абдул-Азим.

Шоссейных дорог имелось несколько линий на севере, построенных русскими концессионерами, все же остальные дороги принадлежали к типу вьючных, кроме тех путей на равнине, и где характер местности позволял пользоваться колесными экипажами без разработки дорог.

Все торговое движение, за исключением наших шоссейных дорог, производилось посредством вьючных караванов.

Со стороны России главные направления нашего проникновения в Персию подразделялись на 3 группы путей: от Закавказской границы, от Каспийского моря и от наших Среднеазиатских владений.

От Кавказа:

1) от конечной железнодорожной станции Джульфа русская шоссейная дорога до Тавриза (130 вер.) и далее грунтовая колесная дорога через Миане и Зенджан к Казвину и снова шоссе до Тегерана, общая дл. 720 вер., до Тавриза является одной из главных артерий Русско-персидской торговли;

2) кратчайшая дорога в Тавриз от нашей границы: Ордубад — перевал Ири — Тавриз, 110 вер. тяжелая вьючная тропа;

3) Худаферинский пост — Агарь — Тавриз, 179 вер., вьючная;

4) Асландузский брод — Агарь — Тавриз — 280 вер., вьючная;

5) Джульфа — Эвоглю — Хой — Тавриз, 210 вер., колесная, кроме вьючного участка на перев через Мишоу-даг;

6) Шахиахты — Тазакинд — Хой, 93 вер., вьючная;

7) ветвь от Хоя через Дильман к Урмии, 165 вер, колесная;

8) продолжение предыдущий через Соуджулах и Сенне в Керманшах, 587 вер., большого частью вьючная.

От Каспийского моря:

1) Астара — Ардабиль — Сераб — Тавриз, 244 вер, частью аробная, частью вьючная, важная торговая артерия;

2) русское шоссе Энзели — Решт — Казвин — Тегеран, 326 вер., главный путь из России в столицу Персии, хорошее шоссе; на участке Имам-заде — Хашим — Казвин (140 вер.) — горная;

3) от Казвина идет шоссейная же ветвь на Хамадан, 250 вер.;

4) Гассан-абад — Шерстенек — Тегеран, 150 вер., вьючная, кратчайший путь от Каспийского моря в Тегеран;

5) Мешедессер — Барфруш — Тегеран 240 вер., до Амуля — колесная, дальше — вьючная;

6) Бендер — Гязь — Сари — Фирузкух — Тегеран, 350 вер., вьючная.

Из пределов Туркестанского округа:

1) Асхабад — Кучан — Мешхед, 275 вер., ко тесная, частью шоссе;

2) Каахка — Мешхед, две вьючные тропы с весьма тяжелыми перевалами через хребты; через с. Кярды — 144 вер. и через с. БахЯнд — 151 вер ;

3) Душак — Каратекян — Мешхед, 153 вер., хороший вьючный путь, всюду доступный для верблюжьих караванов; при разработке перевал Габь через Копет-даг без труда м. быть приспособлен под колесное движение;

4) Душак — Чаача — Мешхеи, 165 вер., такого же качества;

5) Душак — Муздеранский перев. — Мешхед, 280 вер., по рельефу местности легче предыдущих, но идет пустынным районом, бедным водой;

6) Серахс — Мешхед через Муздеранский перев., 179 вер, колесная, кроме вьючного участка на перевале через хребет, мало воды;

7) Пуль-и-хатум — Мешхед, 145 вер., вьючная, идет все время по долине р. Кешеф-руд.

Для дальнейшего проникновения вглубь восточной Персии служат дороги:

1) Мешхед — Турбети-Хайдари — Бирджанд — Нусретабад, 800 вер.;

2) Мешхед — Гурбети-Хай дар и-Р>й — Нусретабад, 700 вер.;

3) Пуль-и-Хатум — Турбети-шейх-джам — Руй — Нусретабад, 280 вер.; все три почти всюду пригодны для колесного движения, но практикуется исключительно караванное вьючное движение.

С юга от Индийского океана и Персидского залива главными путями проникновения в Персию служат:

1) Чахбар — Бампур — Кирман — Иезд — Кашан-Тегеран, 1.700 вер.;

2) Бендер-Абасс — Исфаган-Кашан — Тегеран, 1.300вер.;

3) Бендер-Бушир — Ширал — Исфаган — Тегеран, 1.076 вер.

Все три внутри плоскогорья, благодаря равнинной сухой местности, допускают колесное движение, но при пересечении южных хребтов и спуска к морю представляют тяжелые вьючные тропы; особенно труден спуск к Бендер-Буширу; однако, эта последняя дорога, благодаря меньшему протяжению, является важнейшей торговой артерией английской торговли с Персией;

4) пароходный путь по Шат-эль-Aрабу и Каруну и затем либо от Ахваза по разработанной англичанами вьючной Бахтиарск. тропе на Исфаган (420 вер.), либо от Шустера через Дизфуль, Хуремабад, Бируджирд и Тегеран -750 — 800 вер., также большею частью вьючная тропа.

Наконец, со стороны Турции в полк идут две важнейшие торговые артерии:

1) Багдад — Ханекин — Тегеран, 750 вер., служащая также частью пути от Персидского зал.,

2) Баязет — Хой — Тавриз — Тегеран, 1.150 вер., составляющая часть исторического караванного пути от Черного моря: Трапезонд — Эрзерум — Тавриз — Тегеран.

Телеграфная сеть была развита весьма слабо: длина всех персидских правительственных лин и, соединяющих между собой важнейшие города Персии, не превосходить 5 ? т. вер. Кроме того, через Персию проходил тройной провод английского индоевропейского телеграфа от Джульфы через Тегеран и Исфаган к Буширу.

Правительственная система Персии находилась в совершенно неурегулированном переходи, положении.

25 сентябрь 1906 г. обнародован указ о введен и в Персии преставительного однопалатного строя, который д. был заменить прежний деспотический строй. Однако, национальный совет (меджлис) скоро был распущен, и потом фактическая, как законодательная, так и исполнительная власть, находилась, за малолетством шаха Ахмета, в руках регента и совета министров.

Особое место и значение занимало в государстве высшее духовенство, в руках которого находился суд и защита населения от произвола властей.

Местное управление находилось в руках или правительственных губернаторов, получающих провинцию за уплату определенной суммы денег центральному правительству, или в руках местных наследственных ханов и беков, нередко лишь номинально подчиненных шаху.

К таковым относились хан макинский, главари караджадагских и шахсевенских племен, главари курдских аширетов, луристанских, бахтиарских и белуджистанских племен и проч.

Система вооруженных сил Персии совершенно не упорядочена.

По существу в Персии вовсе не было регулярной армии в европейском смысле этого слова, если не считать одной, руководимой русскими инструкторами, казачьей бригады, состоящей из 4 конных полков, по 2 эскадрона, пехотного батальона и 2 батарей (по 4 орудия), общей численностью в 1.750 ч.

Кроме того, в 1912 г. сформирован в Тавризе отряд этой бригады в 500 чел.

На бумаге существует еще персидская армия, комплектуемая по системе рекрутского набора: сельские общества обязаны были выставлять определенное число солдат, пропорционально выплачиваемым податям. Состав ее числится в 78 фоуджей (полков) пехоты и 33 фоуджа артиллерии различного состава, общей численностью в 65 т ч.

В действительности же эти войска распущены по домам, и призываются местными властями и разнообразном числе, в зависимости от потребностей, для несения полицейской службы, поддержания спокойствия и охраны дорог. Пехотные части вооружены старыми австрийскими ружьями Верндля, а артиллерия не имеет вовсе орудий, т. к. таковые (Ухациуса) в небольшом числе хранились отдельно в арсеналах.

Правильно организованного офицерского состава нен, должности и чины покупались за деньги. Никакой строевой подготовки части не получали и м. рассматриваться лишь как полицейская стража.

В начале XX в., В Персии приступлено к формированию в Тегеране и провинциях жандармерии, для чего приглашено 38 шведских офицеров.

Иррегулярных войск, главным образом, всадников из кочевых племен, насчитывалось до 200 т. ч. Однако, подчиняясь своим местным ханам, они принимали участие лишь в междоусобных распрях, призывы же центрального правительства этих всадников под знамена никогда не исполнялись.

Во время революции большую роль сыграли бахтиарские всадники, при помощи которых их ханы поддерживали в Тегеране свою власть.

Рассматривать иррегулярные части, как силу для внешней обороны государства, нельзя; наоборот, центральному правительству нередко приходилось вести борьбу с непокорными иррегулярными войсками кочевников.

Флота Персия не имела ни военного, ни коммерческого.

На Каспийском море она не имела права содержать свой флот в силу Гюлистанского мирного договора (Гюлистанский трактат) с Россией (1813 г.), на Персидском же заливе имелся лишь один старый военный пароход, типа яхта, приобретенный персидским правительством в 1855 г. в Бремергафене.

Соглашением России с Англией 1907 г. определены сферы влияния и преимущественных прав на получениее различного рода концессий в Персии обеими державами, при чем в сферу влияния России отошла вся северная Персия до линии Каф-и-Шерин — Исфаган — Иезд — Хакк — Зюльфагар, а в сферу влияния Англии — юго-восточная часть Персии до линии Бендер-Абасс — Кирман — Бирджанд.

Полоса территории между этими линиями признана нейтральной.



Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!

Ссылка на статью "ПЕРСИЯ в начале XX в."

Ссылки на статьи той же тематики ...

  • - ПЕРСИДСКИЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ВОПРОС
  • - Карта театра войны в Азии 1826, 1827, 1828, 1829 и 1830 годов.
  • - Гюлистанский трактат
  • - Белуджистан
  • - Урмия
  • - Сарты
  • - Хорасан
  • - Гилян, провинция Ирана


  • Название статьи: ПЕРСИЯ в начале XX в.

    Категория темы: Персидская империя

    Источник статьи:  Военная энциклопедия Сытина, 1916 г. т. 18

    Статьи, использованные при написании этой статьи:   Риттер, Землеведение, 1874; Реклю, Земля и люди, т. IX, 1899; Медведев, Персия, Спб., 1908; Риттих, Политико-статистический очерк Персии, Спб., 1896; Богданов, Персия, Спб., 1909; Золотарев, Военно-статистистический обзор Персии, Спб, 1888; П. А. Томилов, Отчет о поездке по Персии, Тифлис, 1902; А. Риттих, Отчет о поездке по Персии, Спб., 1902; Корсун, Военный обзор Персидского передового театра, Тифлис, 1909; Аверьянов и Шкинский, Отчет о поездке по сев. Адербейджану, Тифлис, 1899; Максимович-Василиковский, Отчет о поездке по губернаторствам Западной Персии, Тифлис, 1904; Минорский Макинское ханство, "Материалы по изучению Boстока", 1909; Карнаухов, Отчет о команд-ке по портам Касп. моря, 1907; Бларамберг, Статист, обозрение Персии 1841; Сборник материалов по Азии, "Известия Императорского географ. общества"; "Известия Кавказского отдел. географ, общ."; Curson, Persia and persian Question, London; Major Syics, The thousand miles in Persia, 1902; Rausch-v.-Traubenberg, Hauptierkehrswege Persiens, 1890; Bleibtreu, Persien, 1894; Morgan, Mission scientifique en Perse, 1894.


    ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна !
    html-ссылка на публикацию
    BB-ссылка на публикацию
    Прямая ссылка на публикацию
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
    Поиск по материалам сайта ...
    Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
    Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
    Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
    Книга Памяти Украины
    Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...
    Top.Mail.Ru