ПЕТЕРБУРГСКИЙ ВОЕННЫЙ ОКРУГ
ПЕТЕРБУРГСКИЙ ВОЕННЫЙ ОКРУГ, был образован в 1864 г.
В 1870 г. к нему присоединена большая часть Рижского военного округа, а в 1905 г весь Финляндский военный округ.
Потом в состав ПЕТЕРБУРГСКОГО ВОЕННОГО ОКРУГА входили следующие губернии: все Финляндские, Петербургская, Новгородская, Псковская, Эстляндская, Лифляндская (за исключением Рижского уезда, входящего в Виленский военный округ), Олонецкая и Архангельская; уезды: Вологодской губернии, — Вологодский, Грязовецкий и Кадниковский; Ярославской губернии — Пошехонский, Мологский, Любимский и Даниловский; Тверской губернии — Весьегонский, Вышневолоцкий, Осташковский, Бежецкий,Калязинский и Кашинский; Смоленской губернии — Пореченский, Вельский, Духовщинский, Сычевский и Дорогобужский; Витебской губернии — Люцынский, Себежский и Невельский.
В этих пределах ПЕТЕРБУРГСКИЙ ВОЕННЫЙ ОКРУГ занимает пространство в 1.485.475 кв. вер., составляя почти 1/3 территории Европейской России, вмещал 14.935.000 жит. (к 1912 г.) или 10 ч. на кв. вер. (средняя плотность населения в Европейской России — 28 ч. на 1 кв. вер.).
ПЕТЕРБУРГСКИЙ ВОЕННЫЙ ОКРУГ, будучи приграничным, в отличие от других округов, м. быть назван приморским, т. к имел сухопутную границу только со Швецией и Норвегией, которая, проходя по полярным, почти безлюдным, суровым странам, не имела военного значения. Гораздо большее значение имела морская пограничная линия, омываемая водами Северного Ледовитого океана (Архангельск, губернии), и особенно Балтийского моря.
По относительному положению и характеру своих составных частей ПЕТЕРБУРГСКИЙ ВОЕННЫЙ ОКРУГ резко делился на 3 части, которые имели и различное государственное, военное и политическое значение.
Первая часть, — вся территория к югу от Ладожского озера и Финского залива, с площадью 345.061 кв. вер., при населении (к 1912 г.), 3.388.400 ч. (на 1 кв. вер. 30 ч.); она являлась важнейшей: в государственном отношении — вмещала в себе столицу государства со всеми правительственными учреждениями, Императорскими резиденциями и с средоточием интеллектуальных и материальных национальных богатств Империи, а потому и требовало для своего обеспечения особых мер; в военном отношении являлось по преимуществу сферой морских действий, составляя исстари колыбель русского военного флота и вмещая большую и лучшую часть наших морских сил с приморскими крепостями, верфями, эллингами и с главными судостроительными заводами; в военно-сухопутном отношении эта часть м. стать театром военный действий лишь в случае неприятельского десанта, который не м. быть столь велик, чтобы сделать эту часть территории театром обширных военных действий; десант мог являться скорее демонстративной операцией против СПб., с целью удержания, для прикрытия столицы, большей части войск ПЕТЕРБУРГСКОГО ВОЕННОГО ОКРУГА.
Для обороны побережья в этой части имелось достаточное число железных дорог, а местные условия не допускали возможности неприятелю, высадившемуся западнее р. Наровы, быстро развить успех по направлению к столице, для обороны которой всегда будет время притянуть необходимое количество войск; высадка же неприятеля восточнее р. Наровы невероятна, как по местным условиям, так и в отношении расположения нашего флота
Неблагоприятным условием при ведении здесь военных действий являлось почти полное отсутствие русского элемента (к западу от р. Наровы и Чудского оз.), на преданность же местного населения (немцы, финские и литовские племена) едва ли можно было рассчитывать. Эта часть округа бедна средствами, все снабжение войск должно было основываться на подвозе.
Размещение населения (фермы, мызы, отдельные дворы) неудобно для расквартирования войск, только к востоку от р. Наровы, в русских губерниях, населенные пункты больше.
Климат вообще холодный и влажный, хотя умеряется несколько морем.
Шоссе (местных, с узким полотном) много, но главным образом они группировались к западу от р. Наровы (см. Балтийский морской театр и Прибалтийский театр в ст. Российская Империя).
Начертание железнодорожной сети обуславливалось, с одной стороны, связью столицы с внутренними областями Империи, а с другой — обороной побережья.
Для обеих целей служили отходящие от СПб. 5 линий с 7 колеями: на Ревель и Ригу с ветвями к важнейшим пунктам побережья; СПб.-Варшавская линия (2 колеи), связывающая Виленский и Варшавский округа; на Витебск — Гомель — Киев — Одессу, связывающая СПб. с югом России и Черного морем; Николаевской железной дорогой (2 колеи) через Москву, связывающая СПб. с центральными и юго-восточными областями; на Вологду — Пермь — Екатеринбург — Омск, непосредственная и кратчайшая связь с северными областями и Сибирью; минуя СПб., от Рыбинска через Псков к Риге, может служить для обороны побережья.
Северная Финляндия, карта |
Следующей по своему значению частью округа являлась Финляндия, составлявшая раньше самостоятельный военный округ.
Занимая площадь в 286.042 кв. вер. с населением 3.140.000 ч. (11 ч. на 1 кв. вер.), Финляндия удаляла границу Империи от р. Сестры до р. Торнео (по прямой линии на 600 вер.), а потому играла большую роль в смысле обеспечения столицы от покушений неприятеля с севера.
Поверхность Финляндии отличается большой своеобразностью; она не представляет сплошных цепей, и покрыта рядами скалистых холмов с небольшие плоскими возвышенностями, перерезанными глубокими впадинами, наполненными водою (озерами) и покрытыми лесами.
Общий ландшафт Финляндии представляет собою ряд водных и лесных дефиле с ограниченным не только артиллерийским, но и ружейным обстрелом; стесняя вместе с тем маневрирование войск, местность вообще более удобна для обороны.
Эти физические свойства оказывают существенное влияние на величину действующих войсковых частей и на способы ведения войны.
Исключением являются лишь прибрежные к заливам равнины, более культурные, густонаселенные, а потому и более пригодные для действий значительными силами.
Финляндия бедна всеми видами средств, а потому способом снабжения д. быть исключительно подвоз.
Расквартирование войск, вследствие разбросанности и малой величины селений, затруднительно и неудобно.
Климат холодный, но умереннее, чем под теми, же широтами в России, лето короткое, зима снежная.
Племенной и религиозный состав населения неблагоприятен.
Сеть грунтовых дорог хорошо развита, гранитная подпочва придает им характер шоссированных дорог.
Магистральной железной дорогой служит линия СПб. — Выборг — Рахимяки-Тавастгус — Улеаборг — Торнео, с веткой от Кеми на Рованьеми, пролегающая вдоль морского побережья.
От этой магистрали, являющейся единственной ж.-д. линией, подходящей к границе с Швецией, отходят ветки ко всем важнейшим портам, а во внутрь страны линии: Выборг — Сердоболь — Иоенсу-Нурмис (с веткой на Нейшлот) и Коувола — С.-Михель — Куопио — Каяна, разобщенный Сайменской озерной системой.
Такое начертание ж.-д. сети, которая с постройкой моста через Неву вошла в непрерывную связь с имперской сетью, вполне отвечало задаче обороны побережья.
Наконец, третья часть ПЕТЕРБУРГСКОГО ВОЕННОГО ОКРУГА, Олонецкая и Архангельская губернии, обнимающая пространство 854.373 кв. вер., с населением 920 т. ч. (1,5 ч. на 1 кв. вер.), являлась наименее важной и, за исключением Архангельского порта и некоторых пунктов на Мурманском побережье, военного значения не имело.
Для обороны Архангельского порта, которому могли угрожать лишь небольшой десант, вполне достаточно имеющейся железной дорогой из Москвы.
В СПб. находились высшие центральные управления военного и Военно-морских ведомств, все высшие и большая часть средних Военно-учебных заведений, различные центральные учреждения, заведения, склады, заводы, мастерские, из которых некоторые обслуживали нужды всей Империи.
В ПЕТЕРБУРГСКОМ ВОЕННОМ ОКРУГЕ располагались Гвардейский, I, XVIII и XXII армейские корпуса (всего 152 батальона, 71 эскадронов и сотен и 524 орудий) и, кроме того, все военно-учебные части.
В Балтийское море собрана и большие часть наших действующих морских сил.
Все находящиеся в пределах округа крепости — приморские: Кронштадт, Выборг, Свеаборг, Балтийский порт и, как памятник старины, Петропавловская крепость в СПб. (Богданович. Исторический очерк деятельности военного управления в России 1855-80 гг.; Свод Военных Постановлений 1869 г., кн II, изд. 1908 г.; Приказы по военному ведомству 1899 г. № 161,1905 г. № 400, 1906 г. № 292; Высочайший приказ 29 августа 1910 г.
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.