Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Несвоевременные военные мысли ...{jokes}




***Приглашаем авторов, пишущих на историческую тему, принять участие в работе сайта, размещать свои статьи ...***

Ярослав I Владимирович, Мудрый

Ярослав I Владимирович, Мудрый, в крещении Георгий, Великий князь Киевский, сын Владимира Святого и Рогнеды(978—1054 г.).

При разделении областей Владимиром между его сыновьями, Ярослав I Владимирович тотчас же после крещения (988 г.) получил Ростов, а затем, по смерти старшего брата Вышеслава, помимо Святополка, бывшего старше его, переведен был в Новгород (по Татищеву в 1010 году).

Вокняжение Ярополка Владимировича в Киеве после смерти Мстислава Владимировича Великого.

"В лето 6640 ... и седе по нем Ярополк брат его, княжа, кияне бо послаша по нь".

Вокняжение Ярополка Владимировича в Киеве после смерти Мстислава Владимировича Великого.

Радзивиловская летопись.

Посаженный в 1014 г. в Новгороде, Ярослав I Владимирович отказался посылать в Киев 2000 гривен, как делали до него все посадники новгородские. Весьма вероятно, что он хотел отложиться от Киева и сделаться самостоятельным государем обширной новгородской области. Его поддерживали в этом намерении стремления самих новгородцев отложиться от Киева и надежда на помощь варягов. Обстоятельства благоприятствовали ему: внимание и силы киевской Руси были отвлекаемы к южным пределам почти постоянной борьбой с печенегами. Владимир собрался идти усмирять мятежного сына, но смерть помешала ему выполнить это намерение: он умер 15 июля 1015 года.

Из его сыновей первый узнал о смерти отца Святополк, старшей сын, нелюбимый Владимиром. Ему удалось склонить на свою сторону киевлян и сделаться князем киевским. Опасаясь притязаний других братьев, он, при помощи подкупленных убийц, умертвил 3-х из них — Бориса, Глеба и Святослава. Между тем Ярослав I Владимирович, ничего не зная о происходящем в Киеве, привел с собой в Новгород варягов и разместил их по дворам. Пришельцы стали бесчинствовать в Новгороде и обижать новгородцев, "насилие творяху новгородцам и женам их». Тогда новгородцы сговорились и перебили много варягов (по летописи на дворе какого то Поромони или Парамона).

Ярослав I Владимирович, чтобы отомстить за это, зазвал хитростью к себе в Раком (близ Новгорода, за Юрьевым монастырем) зачинщиков заговора и приказал перебить их. В ту же ночь, по словам летописи, пришло ему известие из Киева от сестры Предславы о смерти отца и убийстве братьев. Ярослав I Владимирович тотчас же собрал новгородцев на вече и, выразив сожаление о своем поступке, просил помочь ему. Новгородцам был расчет оказать поддержку тотчас, так как, в противном случае, им грозила власть Святополка, нелюбимого народом, а кроме того их всегда тяготила зависимость от Киева. Они обещали тотчас свою помощь и не ошиблись в расчетах, так как впоследствии он, обязанный им своим успехом, дал льготную грамоту, освободившую их от непосредственной власти Киева и возвратившую новгородцам с землею древнюю их самобытность.

тотчас выступил в поход против киевского князя в 1016 году с большим войском, состоявшим из новгородцев и варягов, среди последних особенно отличалась дружина двух витязей норвежских Эймунда и Рагнара. Войско Святополка состояло из киевлян и печенегов. Враги встретились под Любичем и, по летописному сказанию, долго (около 3-х месяцев) стояли на разных берегах Днепра, не решясь вступить в бой. Воевода Святополка насмешками раздражил новгородцев. По совету одного дружинника Святополкова, перешедшаго на сторону Ярослав I Владимирович, новгородцы переправились на другой берег и ночью ударили на киевлян. Святополк не ожидал нападения и был застигнут врасплох, причем печенеги не могли помочь ему, так как стояли за озером; войско его было разбито, и много киевлян погибло, спасаясь бегством по тонкому льду через озеро; сам же Святополк бежал в Польшу к тестю своему Болеславу Храброму.

Ярослав I Владимирович вошел в Киев и "седе на столе отьни и дедни», после того как пробыл на севере 28 лет. Новгородцы были щедро оделены и отпущены. Между тем Болеслав Польский, воспользовавшись семейными раздорами русских князей, в целях поддержать зятя своего Святополка, подговорил печенегов напасть на Киев; произошла под самым городом жестокая сеча, окончившаяся поражением и изгнанием печенегов. Тогда, руководимый чувством мести, Ярослав I Владимирович подступил к польским границам и заключил союз с врагом Болеслава, императором германским Генрихом II; но поход русского князя окончился неудачной осадой Бреста, как равно не удался и поход императора против Болеслава: император заключил с последним мир, а чтобы избавиться от опасного соседа и обратить его деятельность на восток, сам посоветовал Болеславу вооружиться против Ярослава I Владимировича. И действительно, в 1017 г. Болеслав выступил в поход с войском, усиленным немцами, венграми и печенегами; 22 июля он достиг берегов Буга, отделявшего польские владения от русских. Ярослав I Владимирович ждал на другом берегу. Здесь повторилась та же история, что и в битве с Святополком. Болеслав, раздраженный насмешками воевод Ярослава I Владимировича, напал на него, разбил и принудил к бегству в Новгород. Тогда Болеслав с Святополком почти беспрепятственно вступили 14 августа в Киев. Сделавшись полновластным распорядителем в Киеве, Болеслав часть своей дружины отправил в Польшу, а часть разделил по другим городам. Киевляне были недовольны господством Болеслава, а поведение поляков возмущало их; повсюду начались избиения их, так как разобщенные они не могли помогать друг другу. Святополк не препятствовал этому и даже, по некоторым летописным известиям, сам побуждал к тому киевлян, наскучив и тяготясь господством своего тестя. Болеслав бежал из Киева, захватив с собой много имущества и сестер Ярослава I Владимировича, за одну из которых, Предславу, он раньше сватался, но получил отказ и теперь взял в наложницы.

По дороге он взял за себя также Червенские города, добытые при Владимире.

Между тем Ярослав I Владимирович, прибыв в Новгород, собирался дальше бежать в Скандинавию; но новгородцы его не пустили: им было невыгодно оставаться под властью Святополка, а бороться против него без князя было тоже неудобно. Они обложили себя данью, собрали многочисленное войско и двинулись на Киев. Святополк был разбит Ярославом I Владимировичем и бежал к печенегам, так как на помощь киевлян он не рассчитывал. Приведши огромные толпы печенегов, Святополк сошелся с Ярославом I Владимировичем на берегах реки Альты; произошла ожесточенная битва, в которой Святополк был разбит, бежал и дорогой умер.

Ярослав I Владимирович вновь занял киевский стол (в 1019 году) и, по выражению летописца, "утер пота со своею дружиною». Из сыновей Владимира, кроме Ярослава I Владимировича, в живых были только Мстислав и Судислав и племянник в Полоцке Брячислав. Ярослав I Владимирович был старший и киевский стол принадлежать ему по праву; но все князья, как члены одного рода, имели право на равное распределение волостей, отсюда и должны были возникнуть войны Ярослава I Владимировичем с родичами. Первым, открывшим войну, был князь Брячислав Полоцкий, который в 1021 году, в отсутствие Ярослава I Владимировича, напал на Новгород ограбил его, взял в плен многих новгородцев и ушел к Полоцку. Ярослав I Владимирович, узнав об этом, выступил поспешно из Киева, нагнал Брячислава на берегах реки Судомм, отбил новгородских пленников и отнял награбленное; но потом помирился с ним, уступив ему во владение Витебск и Усвят. В этой войне с Ярославом I Владимировичем Брячиславу помогали Эймунд и Рагнар (прежде служившие Ярославу I Владимировичу), которым, по нормандским известиям, удалось захватить в плен жену Ярослава I Владимировича и тем содействовать заключению мира между князьями; вернее, однако, предположить, что Ярослав I Владимирович видел необходимость прибавить что-нибудь Брячиславу к его волости, так как иначе Новгород никогда не был бы безопасен от его набегов. Едва окончив эту войну, Ярослав I Владимирович должен был начать более трудную борьбу со своим младшим братом Мстиславом Тмутараканским; этот князь, сильный и храбрый, поднялся на Ярослава I Владимировича с подчиненными ему косогами и призвал на помощь хозар, чтобы искать волостей после умерших братьев. Пользуясь отсутствием Ярослава I Владимировича, бывшего в это время в Новгороде, Мстислав хотел овладеть Киевом, но киевляне его не пустили, и он занял Чернигов. Тогда Ярослав I Владимирович пригласил на помощь варягов, среди которых народное предание сохранило память о храбром Якуне (см.). Братья встретились в Северской земле близ Листвена (в 1024 году), "и бысть, говорит летописец, сеча сильна; яко посветяше молонья, блещашеться оружье, и бе гроза велика, и сеча сильна и страшна».

Мстислав победил.

Он не стал более воевать с Ярославом I Владимировичем и предложил ему оставаться в Киеве, как старшему, а себе потребовал восточный берег Днепра. Но Ярослав I Владимирович не пришел в Киев на этот зов и держал там посадников. Только в следующем 1025 году, собравши большое войско, пришел он к Киеву и заключил мир с Мстиславом у Городца; братья поделили русскую землю по Днепру, как хотел Мстислав — он взял восточную сторону, с главным столом в Чернигов а Ярослав I Владимирович — западную с Киевом, и начали жить мирно, в братолюбстве, как говорит летописец, "перестали усобицы и мятеж, и была тишина великая в земле». В 1036 году умер Мстислав на охоте. Так как после него не осталось детей (единственный сын его, Евстафий, умер еще ранее, именно в 1032 году), то его удел достался Ярославу, и с тех пор киевский князь остался до смерти единым властителем русской земли, за исключением Полоцка, где княжили потомки Изяслава. Правда, у Ярослав был еще в живых брат, Судислав, находившийся в Пскове, но Ярослав, по какому-то оговору, тотчас после смерти Мстислава, засадил его в тюрьму в Пскове, где тот и сидел до самой смерти Ярослава.

Наступивший внутренний мир дал возможность Ярославу укрепить и расширить границы русской земли. К княжению его относятся первые положительные известия о столкновениях русских с финскими племенами: под 1032 годом есть известие, что какой-то Улеб (вероятно, Ульф, сын Рагенвальда) ходил на Железные Ворота, но как видно, поход был неудачен, так как из дружины Улеба мало возвратилось народу (относительно местности, называемой Железными Воротами, высказаны были разные мнения, но наиболее вероятно то, которое считает ею Уральская горы, именно Зырянский край).

В 1042 году Владимир, сын Ярослава, посаженный отцом в Новгороде, ходил на Ямь, чудское племя в нынешней Финляндии, победил это племя, но в дороге потерял от мора почти всех коней. Ранее еще, именно в 1030 г. сам Ярослав утвердил свою власть на западном берегу Чудского озера: он обложил жителей данью и построил город Юрьев. Из походов на запад в летописи упоминается поход на Ятвягов (в 1038 г.) и в первый раз поход на Литву (в 1040 году); походы эти, как видно, были предприняты не с целью покорения, а для отражения неприятельских набегов. В 1041 году Ярослав ходил на мазовшан. Важнее были отношения его к Польше. Еще при жизни Болеслава, в 1022 г. Ярослав, вместе с Брячиславом Полоцким, ходил осаждать Брест. По смерти Болеслава (в 1025 г.) ему наследовал сын Мечислав II, неспособный удержать приобретения Болеслава. Воспользовавшись этим, Ярослав в 1030 году предпринял поход в Польшу и взял Бельз (в северо-восточной Галиции при реке Солони, впадающей в Буг). В следующем 1031 году оба князя, Ярослав и Мстислав, собрав много войска, выступили в Польшу, взяли обратно Червенские города, привели много пленных поляков и разделили их между собой.

Ярослав поселил пленников по берегам реки Роси. Червенские же города были окончательно укреплены за Русью замужеством сестры Ярослава, Марии, дочери Владимира от Анны, с польским королем Казимиром. Казимир возвратил в виде вена также восемьсот русских пленников, захваченных некогда Болеславом (в то время очень дорожили людьми, по скудости рук, необходимых для обработки полей и для защиты края). В благодарность за это Ярослав оказал поддержку Казимиру в борьбе его с Моиславом за Мазовию. Еще в 1041 году, вслед за походом против Литвы, Ярослав предпринял поход в Мазовию на лодках; быть может, уже тогда был заключен союз с Казимиром, а может быть также, что этот поход в Мазовию был предпринят вследствие союза Моислава с литовцами, врагами Ярослава, и союз с Казимиром был следствием войны с Моиславом.

В 1043 году упоминается о двукратном походе Ярослава в Мазовию.

В 1047 году Ярослав опять отправился войной на Моислава и разбил его. Моислав был убит, а Мазовия подчинилась Казимиру. Союз с Польшей был скреплен еще браком Изяслава, сына Ярослава, с сестрой Казимира.

Ко времени Ярослава относится последняя война с Грецией. Греческая торговля была чрезвычайно важна для Руси, была одним из источников обогащения народа и княжеской казны, поэтому всякое осложнение в этом отношении было крайне невыгодно. Поводом к этой войне послужило убийство в ссоре греками русского купца.

Ярослав в 1043 году отправил против Византии сына своего Владимира с большим войском. Буря разбила русские суда и выбросила на берег много русских воинов, которые, вместе с их воеводою Вышатою, были окружены греками и взяты в плен, причем им были выколоты глаза. Владимир был счастливее: ему удалось окружить греческие корабли, разбить их и удачно возвратиться на Русь.

Через 3 года был заключен мир с греками, слепые пленники были отпущены на Русь, и мир был закреплен женитьбой сына Ярослава, Всеволода, на греческой царевне.

Это был уже не первый случай родства Ярослава с иноземными государями его времени.

Сам он был женат на Ингигерде, дочери короля шведского Олафа. Исландские саги об этом браке приводят известие, что Ингигерда долго не соглашалась идти за русского князя, ставя различные условия: так она потребовала, чтобы в вено за нее ей был дан город Альдейгаборг (Ладога) с принадлежащею к нему областью; затем потребовала себе в спутники родственника своего рыцаря Рагенвальда, которому был отдан во владение Альдейгаборг. Рагенвальд долго держал этот город, платя дань Ярославу. Во время Ярослава многие иностранные государи искали при дворе княжеском пристанища во время волнений в собственных государствах. Так, при дворе Ярослава жил некоторое время король норвежский Олаф Святой, ревность которого к христианству возбудила против него много проследований, и он был изгнан из своих владений королем датским Канутом. Сын его, Магнус Добрый, воспитывался при дворе Я Ярослава. Младший брать Олафа Святого, Гаральд Смелый, также искал убежища при киевском дворе: здесь он сватался за дочь Ярослава, Елизавету, но, получив отказ, отправился в Грецию, долго воевал на Средиземном море и у берегов Африки, и только после возвращения из своего полного подвигов путешествия получил ее руку. Он воспел ее в своей саге.

Венгерские принцы, Андрей и Леванта, сыновья Ладислава Плешивого и какой-то безыменной русской княжны, жили долго па Руси, и здесь Андрей узнал о своем избрании на престол Венгрии. Он был женат на дочери Ярослава, Анастасии.

Третья дочь Ярослава, Анна, была замужем за французским королем Генрихом I и в новом отечестве присоединилась к римско-католической церкви, тогда еще только что отпавшей от союза с восточной. Два английских принца, Эдвин и Эдуард, сыновья английского короля Эдмунда, изгнанные Канутом, искали безопасности при русском дворе.

Сыновья Ярослава, вероятно Вячеслав и Святослава, были женаты на немецких княжнах. Старший сын, Владимир, был женат на какой-то северной принцессе, которую тамошние летописцы считают дочерью английского короля Гаральда.

К Ярославу на службу приходили многие рыцари как например Якун, сын шведского короля Олафа, помогавший Ярославу в битве с Мстиславом. Внешние сношения Ярослава завершились борьбой с печенегами, последнею в русской истории.

В 1036 году печенеги, по древнейшим летописным известиям, большой толпой подступили к Киеву. Ярослав был в это время в Новгороде. Узнав о нападении печенегов, он собрал много войска — варягов, новгородцев, и напал на печенегов. После жестокой сечи, к вечеру, ему удалось победить печенегов. Их погибло очень много в бою и перетонуло в реках во время бегства. После этого имя печенегов хотя и не исчезает совершенно в летописи, но их набеги на Русь прекращаются.

Известность и значение Ярослава в русской истории определяется, впрочем, не столько внешними его отношениями и завоеваниями, давшими ему возможность укрепить русскую землю, сколько заботами о внутреннем устройстве страны. В этом отношении важны распоряжения его в Новгороде.

Сам Ярослав, княжа здесь, отказался платить дань в Киев; став князем киевским, он не мог установить снова этот платеж, тем более, что новгородцы оказали ему существенные услуги. Он дал им льготную грамоту, на которую впоследствии они часто ссылались в спорах с князьями. Вместо себя Ярослав поставил в Новгороде сначала сына Илью, а потом, по смерти его, другого сына Владимира, по смерти же последнего — Изяслава. В связи с этими распоряжениями находится известие о заключении и смерти Константина, сына Добрыни. Ярослав рассердился на него и заточил сначала в Ростов, а затем на третий год велел убить его в Муроме. Быть может, Константин, как дядя Великого князя, как сын Добрыни, хотел большего для себя.

В заботах о внутреннем благоустроении Руси, Ярослав старался населять пустынные страны, строил города — на Волге город Ярославль (названный языческим именем князя), в земле Чудской — Юрьев; он огородил острожками южную границу Руси, в

1031 г. поселил пленных поляков на реке Роси, а в следующем году начал строить здесь города.

Ярослав сам был просвещенным человеком, по тому времени, и любил читать особенно священные книги. Он ревностно заботился о распространении и развитии христианства на Руси и деятельно боролся с остатками язычества. Так, в 1024 году он сам ездил усмирять бунт в Суздале, возникший по случаю голода. Волхвы убедили народ, что старые женщины скрывают в себе жито

народ волновался, и несколько женщин было убито. Ярослав казнил волхвов, их единомышленников засадил в тюрьмы и поучал народ, что голод так же, как и другие общественный бедствия, является карой Божией за грехи. Усилению христианства при Ярославе много способствовало развитие грамотности в его время. Еще при Владимире греческое духовенство единственным средством распространения и утверждения христианства считало грамотность, учете книгам. Ярослав сам читал книги, поэтому он глубоко понимал значение просвещения и ревностно заботился о развитии грамотности на Руси. Он собрал много писцов, которые переписывали книги и переводили новые с греческого языка на славянский. Книги Ярослав складывал при храме Св. Софии в Киеве, чтобы возможно большее количество народа могло ими пользоваться. Он покровительствовал монахам и заботился о монастырях, так как монастыри в его время были средоточием книжной учености и просвещения. Им были построены монастыри: Св. Ирины (в честь христианского имени его жены) и Св. Георгия (в честь своего ангела), а также и церковь Св. Софии на том месте, как говорить, где была самая жестокая сеча с печенегами. Храм Св. Софии был построен греческими зодчими и украшен греческими художниками по образцу такого же храма в Византии. Несмотря на последующие перестройки и переделки, храм этот до сих пор служить образцом византийского зодчества того времени. У нас это единственное здание XI века, сохранившееся сравнительно в целости. Кроме того, Ярослав построил так называемые Золотые Ворота (остатки которых сохранились до сих пор) с церковью Благовещенья над ними. По его желанию, сын его Владимир возвел в Новгороде в 1045 году церковь Св. Софии по образцу киевской, хотя в меньших размерах. Церковь эта сделалась главною святынею Новгорода.

При церквах Ярослав ставил священников, которым давал содержание из собственного имущества, приказывая им учить людей и чаще совершать церковный службы "веля им учити люди, понеже тем есть поручено Богом, и приходити часто к церквам». В Новгороде Ярослав сделал то же, что некогда Владимир в Киеве: велел собрать у старост и священников детей и учить их грамоте. По некоторым известиям, "люди из Греции» учили детей и по другим городам; так известно, что Феодосий Печерский, живший в Курске, еще ребенком выучился читать. Ярослав заботился также о внутреннем церковном благоустройстве. При нем из Греции были вызваны певцы для устроения церковного пения.

Развитие христианства потребовало увеличения епископских кафедр, что, в свою очередь, повело к установлению одной главной кафедры над всеми, или митрополии. Первоначально митрополиты наши были греки или греческие ставленники. В княжение Ярослава замечательно проставление в 1051 году Илариона (берестовский священник, человек по своему времени очень ученый), независимо от византийского патриарха, собором русских епископов. Вероятно, это было следствием недавней вражды с греками; как видно поведение прежнего митрополита Феопемпта было таково, что Ярослав хотел оградить себя на будущее время от подобного в случае нового разрыва с греками.

Ярослав, как видно, имел намерение освятить в глазах народа свой княжеский род, и с этой целью вскоре после своего утверждения в Киеве перенес тело брата Глеба в Вышгород и положил рядом с телом Бориса; с этих пор они начали привлекать к себе народ на поклонение; говорили, что тела их нетленны и у гроба их совершаются исцеления.

В 1044 году Ярослав совершил странный обряд: он велел выкопать из земли и крестить в Десятинной церкви кости Олега и Ярополка, а потом похоронил их в церкви.

Ярославу приписывали издание первого писаного устава гражданского, известного под названием "Русской Правды». Новейшие исследователи считают, однако, "Русскую Правду» частным сборником, составленным сначала в краткой редакции в конце X в. или в начале XI и впоследствии постепенно дополненным и переработанным. Источником "Правды» служили обычное право, княжеские уставы, судебный решения и отчасти писаные уставы других народов. Толстой, в своей истории церкви упоминает о церковных уставах, данных Ярославым, при митрополите Иларионе. незадолго до своей кончины; в этих уставах суд церковный точнее отделяется от суда княжеского.

Ярослав умер 20 февраля 1054 года в Киеве на руках любимого сына своего Всеволода и погребен в церкви Св. Софии в мраморной гробнице, уцелевшей до сих пор.

По словам летописца, Ярослав оставил своим сыновьям завещание следующего содержания: "Вот я отхожу от этого света, дети мои! Любите друг друга, потому что вы братья родные, от одного отца и одной матери. Если будете жить в любви между собою, то Бог будет с вами, Он покорит вам всех врагов, и будете жить в мире; если же станете ненавидеть друг друга, ссориться, то и сами погибнете и погубите землю отцов и дедов ваших, которую они приобрели трудом своим великим. Так живите же смирно, слушаясь друг друга; свой стол — Киев — поручаю вместо себя старшему сыну моему и брату вашему Изяславу; слушайтесь его, как меня слушались: пусть он будет вам вместо отца».

Изяславу же особенно поручил: "если кто захочет обидеть брата, то ты помогай обиженному». По смерти Ярослава осталось пять сыновой, которые распределили между собой волости так: Изяслав сел в Киеве, Святослав — в Чернигове, Всеволод — в Переяславле, Вячеслав — в Смоленске и Игорь — во Владимире-Волынском.



Название статьи:   Ярослав I Владимирович, Мудрый
Категория темы:   Древняя Русь Русская армия Киевская Русь
Автор (ы) статьи:  
Источник статьи:    Русский библиографический словарь. 1913. т. 25
Дата написания статьи:  14 августа 2013
Статьи, использованные при написании этой статьи:  Костомаров, "Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей" (изд. 4-е, Спб., 1896 г.). — Соловьев. "История России с древнейших времен", кн. I, стр. 187,191,192,196-212, 252-253, 277-278,287.— А. В. Экземплярский, "Великие и удельные князья Северной Руси в татарский период с 1238—1505 г.", т. I, стр. 3, 30, 301, 302, 806-309, 333, 391; т. II, стр. 11,12, 13, 01, 152, 379, 381, 560, 610, 611.— Погодин, "Древняя русская история до монгольского ига" (М., 1872 г.), т. I.—Его-же, "Обозрение древней русской истории" ("Заря", 1871 г., № 1, стр. 259—281).— Полевой, "Русская история" (4-о изд., 1901 г.), стр. 20-21, — Ключевский, "Краткое пособие по русской истории", стр. 31—32.— Карамзин, "История государства Российского", т. II, гл. 1, стр. 4—10; гл. 2, стр. 10—26 и примеч. ко II тому, 8—66. — Полное Собрание Русских Летописей, том I, стр. 52, 61—70; том II, стр. 261—268; том III, стр. 1—2, 208—212; т. IV, стр. 176; том V, стр. 124—139; т. VII. стр. 313, 317, 324-333; т. IX, стр. 69, 74-81, 8385.—Гр. М. Толстой, "Рассказы из истории русской церкви" (изд. 7-е. Москва, 1901 г.), кн. I, гл. 2, стр. 11—21.—"Русская земля от Ярослава до Татарского погрома" ("Досуг и Дело", 1876 г., вып. 3-й, стр. 1—15).—"Великий князь Ярослав Мудрый" ("Друг Народа", 1867 г., № 6, стр. 187—193).—"Ярослав I Владимирович", ст. Н--а ("Грамотей", 1871 г., №4, стр. 1—16).—"Русское царство от Рюрика до Петра Великого, историч. очерки и рассказы", М., 1870, стр. 11,13—14.— Иловайский, "История России", ч. I, М., 1880 г., стр. 86. — "История Русская с древнейших времен до смутного времени" (Москва, 1898 г., вып. I, отд. IV, стр. 421—526).— Калачов, "Текст Русской Правды". (Спб. 1889).—Отто Н. и Куприянов И., "Биографические очерки лиц, изображенных на памятниках тысячелетия России, воздвигнутом в г. Новгороде 1862 г." (Новг., 1862 г.).— Львов, Павел, "Великий князь Ярослав I на берегах Волги. Повествование о построении города Ярославля, взятое из истории" (М., 1820 г.).—"Записки Имп. Акад. Наук", 1876, т. 28, стр. 166—164 (записка А. Куника о годах смерти Вел. кн. Ярослава Владимировича).—"Рассказ из русской истории. Вел. кн. Ярослав I" (М., 1856).—"Дочери Ярослава Великого"("Детский Сад",1869, №№ 7, 8).—"О заслугах Вел. кн. Ярослава I для русской церкви" ("Вятские Епархиальные Ведомости", 1866, № 15).— Владимирский-Буданов, "Хрестоматия по истории русского права", вып. I, стр. 41, 222.—"Труды Москов. Археологического Общества", т. I.—"Всемирная Иллюстрация", 1871 г., т. 6, № 152, стр. 347. ("Гробница Ярослава I в Софийском соборе в Киеве"). Андреев, "Эпохи и деятели всеобщей и русской истории", стр. 42, — Волконский, "Очерки русской истории и русской литературы (Спб., 1896 г., стр. 59-62).

Уважаемый посетитель, Вы вошли на сайт как не зарегистрированный пользователь. Для полноценного пользования мы рекомендуем пройти процедуру регистрации, это простая формальность, очень ВАЖНО зарегистрироваться членам военно-исторических клубов для получения последних известей от Международной военно-исторической ассоциации!

Комментарии (0)  Напечатать
html-ссылка на публикацию
BB-ссылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна!

Добавление комментария
Ваше Имя:   *
Ваш E-Mail:   *


Введите два слова, показанных на изображении: *
Для сохранения
комментария нажмите
на кнопку "Отправить"




I Мировая война Австрийская армия Античный мир Артиллерия Белое движение Британская империя Великая Отечественная война Военная медицина Военно-историческая реконструкция Военно-монашеские ордена Вольфганг Акунов Выставки Германская империя Гражданская война Декабристы Донское казачество Древняя Русь Екатерина II Инфантерия История полков Кавалерия Казачество Крым Крымская война Наполеоновские войны Николаевская академия Генерального штаба Оружие Отечественная война 1812 г. Офицерский корпус Пажеский корпус Петр I Покорение Кавказа Польская кампания 1831 г. Просто Большевизм Революционные войны Российская Государственность Российская империя Российский Императорский флот Россия сегодня Русская Гвардия Русская Императорская армия Русская армия Русско-Австро-Французская война 1805 г. Русско-Прусско-Французская война 1806-07 гг. Русско-Турецкая война 1806-1812 гг. Русско-Турецкая война 1828-29 гг. Русско-Турецкая война 1877-78 гг. Русско-японская война 1904-1905 гг. Фортификация Французская армия


Военно-историческая реконструкция

ПЕЧАТАТЬ ПОЗВОЛЕНО

съ тъмъ, чтобы по напечатанiи, до выпуска изъ Типографiи, представлены были въ Цензурный Комитет: одинъ экземпляръ сей книги для Цензурного Комитета, другой для Департамента Министерства Народного Просвъщения, два для Императорской публичной Библiотеки, и один для Императорской Академiи Наукъ.

С.Б.П. Апреля 5 дня, 1817 года

Цензоръ, Стат. Сов. и Кавалеръ

Ив. Тимковскiй






{sape_teaser}



Поиск по материалам сайта ...
Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
Книга Памяти Украины
Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...
Top.Mail.Ru