ГИДРОПЛАН
Гидроплан
ГИДРОПЛАН и ГИДРО-АЭРОПЛАН.
Гидропланом называется лодка, снабженная наклонными плоскостями или поверхностями, которые, действуя в воде и воздухе, как поддерживающие поверхности аэроплана, приподнимают лодку и уменьшают её сопротивление, заставляя ее скользить по поверхности воды.
Гидроплан м. развивать весьма большие скорости на воде, доходящие до 70—80 км. в час; из таких Гидропланов надо упомянуть Гидроплан Форланини.
Первым обратил внимание на скольжение судна по воде еще в 1834 г. англичанин Скот-Россен; работали затем по этому вопросу Вильям Фруд и др.
Стремление последующих изобретателей (Виго ди-Ачирсале, Адера, В. Томпсона, графа Ламбера и Форланини) был направлены, гл. обр., к поднятию корпуса судна настолько, чтобы он весь двигался не в воде, а в воздухе, т.-е. в среде в 800 раз менее плотной, чем вода; от гребного винта, работающего в воде, изобретатели переходят к воздушному винту (пропеллеру), и в 1905 г. уже испытывается такой Гидроплан Форланини, который, при весе в 1.650 кг и мощности двигателя в 75 л. с., развивает скорость до 80 км в час.
При плавании на Гидроплане отпадает всякий вопрос о поперечной остойчивости судна; передвижение на судне грузов в вертикальных или горизонтальных направлениях не вызывает крена. После ряда исследований выработались три типа Гидроплан:
1) по достижении определенной скорости Гидроплан подымается из воды и продолжает плавать на полозьях, скользящих по воде;
2) подводная часть представляет наклонные плоскости; к 3-му типу принадлежат лодки с плоскими днищами, представляющими в продольном направлении уступы из наклонных плоскостей.
Гидроплан 1-го типа осуществлен в 1867 г. французом Адером; устроителями Гидроплана 2-го типа являлись гр. Ламбер и затем Бонмезон.
Преподаватели и курсанты 1-го выпуска Офицерской воздухоплавательной школы (ОВШ). Слева направо сидят: 1-ый — полковник В.Ф. Найденов, 2-ой — инженер А.А. Лебедев, 4-ый — профессор К.П. Боклевский, 5-ой — Великий князь Александр Михайлович. 1910-е годы. |
Постепенное развитие идеи Гидроплана в связи с развитием авиации привело к комбинации гидро-аэроплана, который представляет собою аэроплан, поставленный на специальные поплавки и способный как двигаться по поверхности воды, так и взлетать на воздух.
Этот тип в получил все большее распространение для военно-морских целей, и в разных флотах появилось уже несколько конструкций, давших более или менее удачные результаты: таковы, например, Гидроплан-аэропланы Фабра, Куртиса, Парсеваля, Дюеро, Раво и А.А. Лебедева (последний еще в стадии опытов).
С изобретением Гидроплан-аэроплана в военно-морском деле явилась возможность отказаться от громоздких плоскостей для взлета и спуска аэропланов на самом корабле, т. к. Гидроплан-аэроплан может подниматься с воды и опускаться на воду вблизи судна, а при благоприятных условиях погоды даже следовать за кораблем и в нужный момент, не мешая его эволюциям, сделать взлет, произвести разведку и снова вернуться к судну.
В России построен аппарат Гаккеля, но еще не испытан.
Наилучших результатов достиг Гидроплан-аэроплан Куртиса (Америка).
Под средней частью Гидроплан-аэроплана находится легкий понтон, 12 фт. дл. и 2? фт. шириной; по краям поддерживающих поверхностей имеются тонкие металлические цилиндры, поставленные под углом и имеющие своим назначением поддерживать плавучесть при крене; во всем остальном это обыкновенный аэроплан Куртиса, хорошо известный в Америке и Европе.
Гидроплан-аэроплан одной из последних моделей поставлен на колеса, что дает ему возможность подниматься и опускаться на суше и воде. Опыты дали весьма хорошие результаты; при сравнительно спокойном море Гидроплан-аэроплан легко отделяется от воды и также спокойно опускается на нее.
Куртисом выработан способ взлета аэроплана с военного суда, пользуясь тросом, натянутым от мачты к носу; устройство особого помоста для взлета признано излишним, взлет с него возможен, но спуск на судно почти невозможен и рискован; поэтому предпочитают спускаться у судна на воду и краном поднимать Гидроплан-аэроплан на палубу.
Осуществленные Гидроплан-аэропланы следует считать лишь опытными типами.
"Морской Сборник", 1909 и 1911 гг., статьи "Гидроплан" и "Аэроплан для флота".
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.