ЩИТ ДАВИДА
ОТКУДА ПРИШЕЛ "ЩИТ ДАВИДА"?
RLD
Во имя Отца, и сына, и Святого Духа, аминь.
Печать Великого князя Московского Ивана Даниловича (Калиты) с ясно различимым (в нижней части печати) "щитом Давида". |
"Щитом Давида" (Маген Давид, Моген Довид) именуется шестиконечная (шестиугольная) звезда (гексаграмма), образованная двумя равносторонними треугольниками с общим центром, ориентированными противоположно друг другу. Этот древний, но отнюдь не иудейский по своему происхождению сакрально-магический символ украшает, в частности, бело-голубой государственный флаг государства Израиль, считаясь в настоящее время не только символом этого ближневосточного государства (наряду с семисвечником-менорой), но и Всемирной Сионистской Организации, сионизма вообще, иудейской религии и национального символа всемирной еврейской (иудейской) нации. Но каково его истинное происхождение.
Гексаграмма известна, начиная с Бронзового века (т.е с конца IV–начала I тыс. до Р. Х.). на протяжении этого долгого отрезка истории человечества шестиконечная звезда использовалась в декоративных и, возможно, магических целях у многих народов, весьма отдаленных друг от друга в территориальном и культурном отношении, как, например, семитов Месопотамии, кельтов Британии, арийских народов полуострова Индостан, буддистов Юго-Восточной и Центральной Азии и т.д. Гексаграмма встречается на различных предметах утвари, в частности - на светильниках и печатях - и у древних иудеев, однако, по всей вероятности, еще не несет для них особого религиозного смысла. Древнейшее известное изображение такого рода — обнаруженная в финикийском торговом городе Сидоне печать VII в. до Р. Х., принадлежавшая некоему Иехошуа бен Асаяху (Иешуа бен Асаягу). В эпоху иерусалимского Второго храма и восстановления Иерусалимской храмовой общины вернувшимися их Вавилонского пленения изгнанниками-иудеями, гексаграмма, наряду с пентаграммой (пятиконечной звездой), была широко распространена как среди иудеев, так и среди неиудеев. Так, орнамент на фризе иудейской синагоги в городе Кфар-Нахум (Капернаум) II–III вв. п. Р.Х. (существование и официальное, свободное функционирование которой под римской властью, кстати говоря, опровергает расхожие, но от того не менее ложные представления о поголовном выселении римлянами из Палестины всех иудеев, не истребленных в ходе подавления римскими легионами Третьего Иудейского восстания под предводительством Бар-Кохбы, или Бен-Косибы, состоит из чередующихся гексаграмм и... свастик. Нет основания полагать, что и в этот период гексаграмма обладала каким-либо иным значением, кроме декоративного (так, гексаграмма обнаружена на мозаичном полу дома римлянина, раскопанного в Эйн-Яэл близ Иерусалима). В качестве декоративного элемента гексаграмма получила широкое распространение в Средние века как в мусульманских, так и в христианских странах. Она встречается в иудейских синагогах позднего Средневековья, будучи, по всей видимости, заимствованной из христианской церковной архитектуры и отнюдь не служа специфическим иудейским религиозным символом (в отличие от ритуального иудейского семисвечника - меноры, или менойры). В арабских странах гексаграмма широко использовалась наряду с другими геометрическими орнаментальными элементами и была известна как "печать Соломона" (а не "щит Давида"!) — название, заимствованное многими иудейскими общинами у арабов-мусульман (а не наоборот, как принято считать). Это название связывает гексаграмму с раннехристианской, возможно — иудео-христианской магией, судя, например, по греческому магическому трактату "Завет Соломона". Точно не известно, когда гексаграмму начали гравировать, вместо традиционного Имени Бога (тетраграмматон, шем гамепораш), на так называемой печати Соломона или перстне Соломона, упоминаемой в Талмуде (Гит. 68а–б), как символ власти над бесами (демонами). В то же время достоверно известно, что уже в VI в. п. Р. Х. в христианских кругах циркулировали восточно-римские (ромейские, византийские) амулеты с изображением гексаграммы, называемой "печатью Соломона". В качестве части именно ромейской, византийской, восточно-православной христианской изобразительно-символической традиции гексаграмма вошла и в эмблематику (в том числе - сфрагистику) государств, входивших в сферу греко-православного, византийского, церковно-политического влияния, в том числе в символику русских православных княжеств. Так, например, до нас дошла печать Великого князя Московского Ивана Даниловича (Калиты) с ясно различимой гексаграммой в нижней части (см. иллюстрацию к настоящей миниатюре). В то же время во многих средневековых иудейских рукописях встречаются изображения гексаграммы, первоисточником появления которых являются рукописные тексты иудейской Библии (Танаха, Ветхого Завета), происходящие из иудейских общин, проживавших в странах, находившихся под властью ислама. Начиная с XIII в. гексаграмма встречается, в качестве орнаментального элемента, в манускриптах Библии в Германии и Испании.
"Печать Соломона" была широко распространена в арабской магии, однако среди иудеев ее использование ограничивалось единичными случаями, причем гексаграмма часто заменялась пентаграммой и обе назывались "печатью Соломона" (а не "звездой Соломона", как впоследствии). Сказанное легко продемонстрировать на примере государственного флага султаната (королевста) Марокко, издавна представляющего собой красное полотнище с зеленой контурной "печатью Соломона" (т.е. звездой - шестиконечной до начала XX в., когда эта звезда стала пятиконечной). В качестве талисмана гексаграмма часто встречалась на мезузах при входе в дома иудеев (Х–XIV вв.). В иудейских магических трактатах позднего Средневековья гексаграмма рекомендовалась для изображения на определенных амулетах, среди которых наибольшей популярностью пользовался амулет против пожара.
Представление о "щите Давида", обладающем магической силой, первоначально вовсе не было связано с гексаграммой. Трудно сказать, возникло ли оно в недрах исламской культурно-религиозной среды, где Давиду (Дауду) приписывалось изобретение оборонительного оружия, или в недрах иудейской мистики. Древнейшим текстом, упоминающим легендарный щит царя Давида (о котором ничего не сказано в Ветхом Завете), считается толкование к магическому "алфавиту ангела Метатрона" ("ангела Великого Совета, ассоциируемого в христианской традиции с Богом-Сыном - Иисусом Христом), восходящее к эпохе вавилонских гаонов и получившее широкое распространение среди Хасидей Ашкеназ (благочестивых иудеев-хасидов - иудеев Восточной Европы. говоривших на немецко-славянском жаргоне "идиш"). Однако считалось, что на этом "щите Давида" выгравировано имя Божие, составленное из 72 имен, и имя МКБИ (Маккаби, Ми Комохо Боэлим Гашем - "Кто как Бог"), которое иудейская магическая традиция связывала с Иудой (Иегудой) Иехудой Маккавеем, поднявшим восстание благочестивых иудеев-хасидеев Палестины II в. д.Р.Х., поднявшихся на восстание против религиозного гнета, которому подвергались со стороны эллинистической династии царей Сирии из рода Селевкидов, победив которых, воссоздали Иудейское царство под скипетром царей-священников из рода Хасмонеев (Хашмонаим). Позднее к 72 именам было добавлено одно из имен - имя ангела Метатрона — Тафтафия — и амулет в форме гексаграммы с этим именем стал одним из наиболее распространенных в средневековых и более поздних иудейских рукописях. По-видимому, именно таким образом вошло в употребление названия "Маген-Давид" применительно к гексаграмме. Наиболее древним из известных нам книг, в которых используется это название, является каббалистическая "Сефер ха-гвул" ("Книга предела", начало XIV в.), в тексте которой гексаграмма встречается дважды, оба раза под этим названием.
Вплоть до начала XVIII в. "щит Давида" и "печать Соломона" служили названием гексаграммы, причем первое название постепенно распространялось все шире и шире. С 1492 г. "маген-Давид" использовался в качестве типографского знака, в особенности на печатных книгах, изданных в Праге в первой половине XVI в., и на книгах, изданных семейством Фоа в Италии и Нидерландах. Семейство Фоа даже включило "маген-Давид" в свой фамильный герб, его примеру последовали несколько знатных и богатых иудейских семейств Италии в период между 1670 г. и 1770 г. Однако во всех этих случаях "маген-Давид" не выступал как универсальный иудейский символ. В последнем качестве он впервые выступает в 1354 г., когда владыка Священной Римской Империи германской нации Император Карл IV Габсбург даровал иудейской общине города Праги привилегию иметь собственное знамя. На этом красном знамени, именуемом во всех позднейших документах "знаменем царя Давида", был изображен желтый (золотой) "маген-Давид". Такой выбор объясняется, по-видимому, тем, что иудеи Праги видели в "маген-Давиде" символ утраченного древнего величия своих предков, во времена которых царь объединенного Израильско.Иудейского царства со столицей в Иерусалиме Давид (из колена Иудина) якобы носил гексаграмму на своем щите. "Маген-Давид" получил в Праге широкое распространение — в синагогах, на официальной печати пражской иудейской общины, на иудейских книгах, религиозной и бытовой утвари. На протяжении XVII-XVIII вв. "маген-Давид" в качестве иудейского символа переняли у пражских иудеев также иудеи других владений Габсбургской короны - Моравии и Австрии, а затем — Италии и Нидерландов.; С другой стороны, известно, что в алхимии (с арабских времен) шестиконечная звезда, состоящая из наложенных друг на друга двух разнонаправленных равносторонних треугольников, означает алкоголь" ("огненную воду"), ибо треугольник острием вниз означал в арабской алхимии воду, а треугольник острием вверх - огонь. После того, как в Европе появились первые трактиры (по-немецки - "шенке", отсюда малороссийское "шинок" и владелец шинка - шинкарь), в которых шла торговля крепкими алкогольными напитками на основе спирта - этот доходный промысел очень быстро прибрали к рукам иудеи, ставшие шинкарями и ожотно помещавшие на вывесках своих шинков шестиконечные звезды, имевшие теперь уже двойной смысл: с одной стороны - символ спиртных напитков, которыми торговали в шинках, а с другой - символ религиозной принадлежности торгующего спиртным в шенке иудея-шинкаря.
С конца XIX в. "щит Давида" в сочетании с древнеегипетскими символами "креста вечной жизни" ("анх") и кусающего свой хвост змея-уробороса, вписанной в кольцо свастикой и знаком индуистско-буддийской молитвенной формулы "Ом" ("Аум"), служит эмблемой Всемирного Теософ(ическ)кого Общества, основанного нашей соотечественницей Еленой Петровной Блаватской (Е.П.Б.), верными последователями которой были, в частности, Николай Константинович и Елена Ивановна Рерихи (последняя даже считалась перевоплощением Е.П.Б.).
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.