Грузы военных судов
ГРУЗЫ военных судов разделяются на постоянные, расходные и временные.
Уже при проектировании корабля приходится считаться с тем, чтобы общий вес всех его Грузов не превосходил предполагаемого водоизмещения (см. это слово); однако, военный корабль настолько сложное сооружение, что его водоизмещения обыкновенно не хватает на выполнение всех требований, и строителю приходится идти на компромиссы. Ради экономии в весе размеры элементов корабля назначаются наименьшие, допускаемые расчетом на прочность; по той же причине в военном судостроении приходится, значительно увеличивая стоимость сооружения, брать материал для постройки наивысшего качества.
Постоянные Грузы: корпус, т.-е. кузов судна, дельные вещи, внутреннее устройство, артиллерийское и минное вооружение, броня, механизмы и котлы. Для существующих типов судов распределение этих Грузов не выходит из некоторых пределов, установившихся практически, в зависимости от рода и назначения корабля:
ТИП |
Корпус со |
Артиллерия |
Бронирование. |
Механизмы |
Топливо. |
Общий вес в %% от водоизмещения. |
|||||
Броненосцы до 1904 г. |
40-60 |
10 и более |
25-30 |
10-15 |
6-8 |
Крейсера броненосные |
6-8 |
20-25 |
15-20 |
10-12 |
|
Крейсера бронепалубные |
10-20 |
и даже 14 |
|||
Миноносцы |
31/2-6 |
0-10 |
35-45 |
6-18 |
|
Дредноуты. |
34 |
181/2 |
301/2 |
121/2 |
41/2 |
Расходные Грузы: топливо и вода, артиллерийские запасы, провизия, материалы для смазки и обтирки и пр.
Временные Грузы: пассажиры с багажом, перевозимые войска с амуницией, оружием, лошадьми и проч., принимаемая в виде балласта вода, разные Грузы, перевозимые распоряжением начальства. Прибавка и сбавка расходных и временных Грузов влияют на осадку корабля и на его мореходные качества.
Для каждого судна имеется предел.
Грузы, который он м. принять безопасно; командиру при приеме значительных Грузов приходится рассчитывать его допустимость в зависимости от веса, рода и расположения относительно общего центра тяжести корабля.
В русско-японскую войну наблюдались случаи опасной перегрузки кораблей (см. Цусимский бой1).
Относительно судовых Грузов надо заметить, что увеличение веса какого-либо элемента корабля на P тн. требует для сохранения качеств корабля увеличения водоизмещения не на P тн., а раза в 2-3 и даже до 6-8 раз более; поэтому, суда большого водоизмещения обыкновенно выходят выгоднее однотипных с ними судов меньшей величины. При постройке корабля веса всех Грузов контролируются путем фактического взвешивания каждой поступающей на судно части и регистрации получаемых при этом весовых данных с целью выяснить, в каких элементах получается излишек (перегрузка) против проекта, и своевременно принять меры для компенсации его уменьшением веса другой части корабля, если представляется к тому возможность.
Условие ограничения суммы Грузов корабля его водоизмещением значительно усложняет вопрос проектирования сравнительно с разработкой проектов других инженерных сооружений, где вес имеет лишь второстепенное значение. Обыкновенно, составляя проект корабля, пользуются методом последовательного приближения, т.-е., определив вначале веса Грузы в процентном отношении приблизительно по подходящему существующему кораблю, проверяют затем каждый частный Грузы подсчетом по эскизным чертежам судна; если при этом окажется невозможным обойтись для данной статьи (напр., корпуса, брони и пр.) ассигнованным на нее весом, то меняют эскизы в известном направлении и производят новую перетасовку Грузов, увеличивая одни и уменьшая соответственно другие; затем каждая статья Груза проверяется вновь по эскизам и т. д.
Почти все Грузы судна зависят друг от друга, и зависимость эта весьма сложная.
См. также ст.: "Бронирование кораблей"
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.