Албазинцы
Албазинцы - Казаки, проживавшие со второй половины 17 в. в Китае. В 1651 г. атаман Хабаров во главе казачьего отряда отобрал у местного даурского князя Албазы его городок на Амуре, недалеко от слияния рек Шядки и Аргуни. Он построил там укрепление и назвал его Албазин (Албазин (Албазинский острог), в Даурах, в Даурской земле. Потом, на его месте возникла новая Албазинская станица.). Вслед за Казаками в городке появились русские воеводы со своими охранами и промышленниками. Но Албаза был подданным Китайского императора, который не захотел отказаться от своих прежних владений.
Воеводы острога Албазин:
- — 164 (1656) — 169 (1661)1, Афанасий и Еремей Пашковы.
- — 177 (1669)2 — 183 (1675), марта 153, приказный человек Никифор Черниговской.
- — 183 (1675), июль4, Василий Милославской.
- — До 184 (1676), июля 295, Фаддей Ларионович Толбузин в Иркутском и Албазинском острогах.
- — С 184 (1676), июля 296, Алексей Ларионович Толбузин в Иркутском и Албазинском острогах
- — 186 (1678), июня 267), приказный, Нерчинский сын боярский Григорий Лоншаков.
- — 189 (1681), апреля 198, прикащик, Енисейский сын боярский Яков Евсевьев.
- — 190 (1682), марта 169, Андрей Федорович Воейков.
- — 191 (1682 — 83)10, прикащик Иван Войлошников (и Войлочников).
- . — 191 (1683), июнь11, приказный человек Иван Семенов.
- — 192 (1684)12, Федор Воейков, Иван Васильев, Алексей Ларионович Толбузин
- 12. — 193 (1685), июня 1213 — 195 (1687)14, Алексей Ларионович Толбузин.
Источники:
1. Древняя Российская Вивлиофика, изд. 2, ч. III, 188.
2. Акт. Ист., IV, № 210.
3. Дополнения к Актам Историческим, VIII, № 73.
4. Лет. зап. Археогр. Ком., II, отд. 5 — 6, стр. 7.
5. Древняя Российская Вивлиофика, изд. 2, ч. III, 226.
6. Там же.
7. Дополнения к Актам Историческим, VIII, № 31.
8. Там же, № 104.
9. Там же, IX, № 100, стр. 209, столб. 1.
10. Там же, XI, № 24, стат. 1. XII, № 8.
11. Там же, XI, № 79, стат. 1.
12. Др. Рос. Вивлиоф., изд. 2, ч. III, 252.
13. Дополнения к Актам Историческим, X, № 67, ст. 13.
14. Древняя Российская Вивлиофика, изд. 2, ч. III, 227.
В 1682 г., желая разрешить спор мирным путем, богдыхан предложил казачьему гарнизону перейти в подданство Китайской империи и оставаться на Амуре. Часть Казаков приняла предложение богдыхана после того, как городок Албазин снова попал в границы Китая. Они не захотели возвращаться назад в Нерчинск и вместе со священником Максимом Леонтьевым переселились в Пекин. От 1686 г. эти казаки были зачислены в лучшую часть маньчжурской гвардии императора - отряд "Знамени с желтой каймой", которым командовал один из принцев манджурской династии.
Албазинцы составили сотню и служили со своими командирами. Они получили земельные поместья, дома, денежные награды и были зачислены в высший социальный слой жителей Пекина. Богдыхан отдал в их распоряжение буддийскую кумирню, которую Казаки обратили в церковь св. Софии.
Еще в 19 ст. они принадлежали к классу гвардейской аристократии и брезгали физическим трудом. В это время их церковь уже перешла в распоряжение Русской Духовной миссии, которая среди прихожан насчитывала до тысячи Албазинцев.
В 1900 г. во время Боксерского восстания, им пришлось перенести гонения за христианскую веру, при чем до 300 человек из них было убито Китайцами. Несмотря на то, что по крови они сами стали наполовину Маньчжурами. Абазинцы приняли усердное участие в жизни казачьей эмиграции 1920-21 г.г. и прослыли честными тружениками, особенно в типографском деле, как способные наборщики и печатники.
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.