Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Несвоевременные военные мысли ...{jokes}




***Приглашаем авторов, пишущих на историческую тему, принять участие в работе сайта, размещать свои статьи ...***

Екатерининская гавань

Екатерининская гавань, узкий пролив между Мурманским берегом и Екатерининским о-вом.

Средняя глубина 25 сж., грунт  —  песок с илом.

В начале XX века, гавань была окружена высокими, защищающими ее от ветров, горами, спускающимися к воде голыми, отвесными скалами; берега приглубые.

Замерзает в середине октября и вскрывается в половине мая; лед настолько слаб, что легко разбивается паровыми баркасами.

Когда Архангельск был судостроительной базой парусного флота (XVIII в.), то новопостроенные наши суда, переходившие в Балтику, обыкновенно зимовали в Екатерининской гавани.

В 1741-46 гг. здесь зимовали суда эскадры Адмирал Бредаля; тогда же впервые возникла мысль об устройстве в Екатерининской гавани военного порта, причем производившему здесь опись лейтенанту Винкову было предписано определить место для батарей, магазинов и служителей казарм на 3.500 ч.

В 1764 г. здесь зимовала эскадра Чичагова, командовавшего экспедицией, снаряженной по проекту Ломоносова для исследования полярных стран. В 1802 г. все строения, возведенные к этому времени морским ведомством, были безвозмездно переданы Беломорской торговой компании, устроившей в Екатерининской гавани склады товаров; здесь же зимовали компанейские промысловые суда.

В 1809 г. Екатерининская гавань подверглась нападению англичан; в 1813 г. Беломорская компания закрыла действия, и строения перешли в казну, которая предоставила их в общее пользование мореходцев, посещавших гавань.

В 1826 г., по свидетельству Рейнеке, в гавани не осталось уже ни одного строения.

Когда в 70-х и 80-х гг. XIX ст. возбуждался вопрос об устройстве на Мурманском берегу коммерческого и военного порта, на Екатерининскую гавань указывали, как на один из подходящих для этого пунктов, имеющих военное значение, благодаря близости своей к открытому океану (крейсерские операции), хотя бухта Озерко на Рыбачьем полуострове была признана более пригодной (см. Мурманское побережье). Но вопрос этот по различным причинам не получил тогда дальнейшего движения.

В 1894 г. министр финансов титулярный советник Витте, лично посетив север России, убедился в необходимости для торгово-промышленного развития Мурманского побережья устроить здесь торговый и административный центр, т. к. город Кола, находившийся в 60 вер. от моря, не удовлетворял этому назначению (см. Кола).

За отсутствием на самом морском берегу пункта для торговли, последняя сосредоточивается в соседних норвежских портах, куда поневоле собираются ежегодно наши поморы, поставленные этим в полную зависимость от иностранного купечества. Наиболее удобным пунктом Витте также признал Екатерининскую гавань, как природный, обширный, глубокий и хорошо защищен, водоем, который не потребует дорогих искусств, сооружений.

Министр Витте полагал необходимым построить здесь на казенный счет церковь, здания для полицейского управления, казначейства, почтовой конторы и других казенных учреждений, а также и частные дома, которые на льготных условиях передавались бы благонадежным лицам из русских подданных.

8 апреля 1896 г. последовало Высочайшее повеление об отпуске в распоряжение министров внутренних дел и финансов 400 т. руб. на производство работ по устройству в Екатерининской гавани в городское поселение и коммерческий порт.

Благодаря исключительной энергии Архангельского губернатоpa А. П. Энгельгарда, уже с весны 1896 г. в Екатерининской гавани начаты было подготовительные работы по планировке и осушению местности; В следующем году было приступлено к устройству городских и портовых сооружений.

В феврале 1898 г. последовало Высочайшее повеление о перенесении уездного управления Кольского уезда в Екатерининскую гавань, а 24 июля 1899 г. состоялось торжественное открытие нового города Александровска, в присутствии Великого князя Владимира Александровича, прибывшего в Екатерининскую гавань на крейсере Светлана.

По мере окончания работ по сооружению города и с переводом административных чинов из Колы, численность населения Александровска к концу 1907 г. достигла, с судовыми командами, 524 чел.

Морозов, Лоция Мурманского берега; А. Сиденснер, Описание Мурманского побережья; Статьи генерал-майора Г. И. Тимченко-Рубана, «Инженерный Журнал» 1910 г.



Название статьи:   Екатерининская гавань
Категория темы:   Российская империя Российский Императорский флот Николай II
Источник статьи:    Военная энциклопедия
Дата написания статьи:  24 мая 2021

Уважаемый посетитель, Вы вошли на сайт как не зарегистрированный пользователь. Для полноценного пользования мы рекомендуем пройти процедуру регистрации, это простая формальность, очень ВАЖНО зарегистрироваться членам военно-исторических клубов для получения последних известей от Международной военно-исторической ассоциации!

Комментарии (0)  Напечатать
html-ссылка на публикацию
BB-ссылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна!

Добавление комментария
Ваше Имя:   *
Ваш E-Mail:   *


Введите два слова, показанных на изображении: *
Для сохранения
комментария нажмите
на кнопку "Отправить"




I Мировая война Video Австрийская армия Античный мир Артиллерия Белое движение Британская империя Великая Отечественная война Военная медицина Военно-историческая реконструкция Военно-монашеские ордена Вольфганг Акунов Выставки Германская империя Гражданская война Декабристы Донское казачество Древняя Русь Екатерина II Инфантерия История полков Кавалерия Казачество Крымская война Наполеоновские войны Николаевская академия Генерального штаба Оружие Отечественная война 1812 г. Офицерский корпус Пажеский корпус Петр I Покорение Кавказа Польская кампания 1831 г. Просто Большевизм Революционные войны Российская Государственность Российская империя Российский Императорский флот Россия сегодня Русская Гвардия Русская Императорская армия Русская армия Русско-Австро-Французская война 1805 г. Русско-Прусско-Французская война 1806-07 гг. Русско-Турецкая война 1806-1812 гг. Русско-Турецкая война 1828-29 гг. Русско-Турецкая война 1877-78 гг. Русско-японская война 1904-1905 гг. Фортификация Французская армия


Военно-историческая реконструкция

ПЕЧАТАТЬ ПОЗВОЛЕНО

съ тъмъ, чтобы по напечатанiи, до выпуска изъ Типографiи, представлены были въ Цензурный Комитет: одинъ экземпляръ сей книги для Цензурного Комитета, другой для Департамента Министерства Народного Просвъщения, два для Императорской публичной Библiотеки, и один для Императорской Академiи Наукъ.

С.Б.П. Апреля 5 дня, 1817 года

Цензоръ, Стат. Сов. и Кавалеръ

Ив. Тимковскiй






{sape_teaser}



Поиск по материалам сайта ...
Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
Книга Памяти Украины
Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...
Top.Mail.Ru