Екатерининская гавань
Екатерининская гавань, узкий пролив между Мурманским берегом и Екатерининским о-вом.
Средняя глубина 25 сж., грунт — песок с илом.
В начале XX века, гавань была окружена высокими, защищающими ее от ветров, горами, спускающимися к воде голыми, отвесными скалами; берега приглубые.
Замерзает в середине октября и вскрывается в половине мая; лед настолько слаб, что легко разбивается паровыми баркасами.
Когда Архангельск был судостроительной базой парусного флота (XVIII в.), то новопостроенные наши суда, переходившие в Балтику, обыкновенно зимовали в Екатерининской гавани.
В 1741-46 гг. здесь зимовали суда эскадры Адмирал Бредаля; тогда же впервые возникла мысль об устройстве в Екатерининской гавани военного порта, причем производившему здесь опись лейтенанту Винкову было предписано определить место для батарей, магазинов и служителей казарм на 3.500 ч.
В 1764 г. здесь зимовала эскадра Чичагова, командовавшего экспедицией, снаряженной по проекту Ломоносова для исследования полярных стран. В 1802 г. все строения, возведенные к этому времени морским ведомством, были безвозмездно переданы Беломорской торговой компании, устроившей в Екатерининской гавани склады товаров; здесь же зимовали компанейские промысловые суда.
В 1809 г. Екатерининская гавань подверглась нападению англичан; в 1813 г. Беломорская компания закрыла действия, и строения перешли в казну, которая предоставила их в общее пользование мореходцев, посещавших гавань.
В 1826 г., по свидетельству Рейнеке, в гавани не осталось уже ни одного строения.
Когда в 70-х и 80-х гг. XIX ст. возбуждался вопрос об устройстве на Мурманском берегу коммерческого и военного порта, на Екатерининскую гавань указывали, как на один из подходящих для этого пунктов, имеющих военное значение, благодаря близости своей к открытому океану (крейсерские операции), хотя бухта Озерко на Рыбачьем полуострове была признана более пригодной (см. Мурманское побережье). Но вопрос этот по различным причинам не получил тогда дальнейшего движения.
В 1894 г. министр финансов титулярный советник Витте, лично посетив север России, убедился в необходимости для торгово-промышленного развития Мурманского побережья устроить здесь торговый и административный центр, т. к. город Кола, находившийся в 60 вер. от моря, не удовлетворял этому назначению (см. Кола).
За отсутствием на самом морском берегу пункта для торговли, последняя сосредоточивается в соседних норвежских портах, куда поневоле собираются ежегодно наши поморы, поставленные этим в полную зависимость от иностранного купечества. Наиболее удобным пунктом Витте также признал Екатерининскую гавань, как природный, обширный, глубокий и хорошо защищен, водоем, который не потребует дорогих искусств, сооружений.
Министр Витте полагал необходимым построить здесь на казенный счет церковь, здания для полицейского управления, казначейства, почтовой конторы и других казенных учреждений, а также и частные дома, которые на льготных условиях передавались бы благонадежным лицам из русских подданных.
8 апреля 1896 г. последовало Высочайшее повеление об отпуске в распоряжение министров внутренних дел и финансов 400 т. руб. на производство работ по устройству в Екатерининской гавани в городское поселение и коммерческий порт.
Благодаря исключительной энергии Архангельского губернатоpa А. П. Энгельгарда, уже с весны 1896 г. в Екатерининской гавани начаты было подготовительные работы по планировке и осушению местности; В следующем году было приступлено к устройству городских и портовых сооружений.
В феврале 1898 г. последовало Высочайшее повеление о перенесении уездного управления Кольского уезда в Екатерининскую гавань, а 24 июля 1899 г. состоялось торжественное открытие нового города Александровска, в присутствии Великого князя Владимира Александровича, прибывшего в Екатерининскую гавань на крейсере Светлана.
По мере окончания работ по сооружению города и с переводом административных чинов из Колы, численность населения Александровска к концу 1907 г. достигла, с судовыми командами, 524 чел.
Морозов, Лоция Мурманского берега; А. Сиденснер, Описание Мурманского побережья; Статьи генерал-майора Г. И. Тимченко-Рубана, «Инженерный Журнал» 1910 г.
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.