Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Международная военно-историческая ассоциация
Несвоевременные военные мысли ...{jokes}




***Приглашаем авторов, пишущих на историческую тему, принять участие в работе сайта, размещать свои статьи ...***

Евреи в армии

Евреи в армии

При комплектовании армий приходится считаться с национальным вопросом. Особенные затруднения представляет вопрос еврейский, в виду относительно широко распространенного антисемитизма и малой физической и психической пригодности евреев к боевой службе.

Действительно, ряд исследований (Снегирев, Элькинд, Яковенко, Блехман, Вейссенберг и др. — для русских евреев, Майер — для галицийских, Шейбер — для венгерских и т. д.) устанавливает, что евреи обладают относительно малым ростом, меньшей окружностью груди, малой длиной конечностей и более низким весом. Однако, новейшие исследования указывают, что признаки эти являются не расовыми, а классовыми и обусловливаются не племенными особенностями, а обстановкой жизни и профессиональным составом еврейства; тип еврея, в силу наследственного закрепления признаков в ряде поколений, есть наиболее полно выраженный тип горожанина не состоятельных классов; горожане же, как выяснено практикой войн, присутствий и специальными трудами Гельвинга, Аммона, Хонзена, Доната, Серинга, Велльмана, Ливи и др., искони отличались меньшей военной годностью, чем сельское население. При сравнении соответствующих по социальному составу контингентов еврейских и других заметного различия по этому вопросу не устанавливается. В связи с этим же, при повышении благосостояния евреев повышаются и физические их качества (Джекобс, Шпильман, Элькинд).

Большое количество отсрочек по невозмужалости объясняется (Элькинд) тем же характерным для горожан замедлением ритма физического развития. Такими же классовыми особенностями являются: и признанная невоинственность евреям, повышенная впечатлительность, предрасположение к психозам и т.п. Тем не менее, евреи повсеместно, кроме России, несут службу на равных с остальными народностями условиях.

В Австрии евреи были допущены в армию еще в царствование императора Иосифа II.

В начале XX века число офицеров-евреев. значительно, даже в высших чинах (по указанию полковника Гедке, в 1909 г. их было: 4 генерала, 10 полковников). % офицеров-евреев, во всяком случае, значительно выше, чем следовало бы по % составу населения империи. Особенно много евреев в корпусе счетных офицеров.

В Великобритании, в силу особенностей комплектования армии (необязательность военной службы), число евреев должно быть относитнльно ниже, чем в других странах. Тем не менее, еще в 1869 г. в английских войсках в Индии числилось 36 офицеров-евреев и 231 нижних чинов.

В 1893 г. в европейских войсках Англии был 61 офицер-еврей.

В последнюю англо-бурскую войну в рядах англичан было не менее 2.100 евреев.

В 1910 г. число офицеров-евреев достигало 250 (Усов), и они встречаются даже в самых аристократических полках.

В Германии доступ евреев в армию был открыт указом 9 февраля 1813 г. и закреплен законом 3 сентября 1814 г. Германские историки отмечают ревностную службу евреев-солдат в период войн за освобождение Европы: 17 чел. получили Железный Крест, 23 произведены за отличие в офицеры.

С 30-х годов известной частью прусского общества была поведена агитация за исключение евреев из армии, достигшая наибольшей напряженности в середине 40-х гг. и приведшая к специальной анкете военного министерства о мирной службе евреев. Результаты анкеты были доложены соединенному ландтагу в 1847 г. Доклад свидетельствовал, что, по отзывам опрошенных военных начальников, «…евреи не только не отставали в годину опасности от своих сограждан-христиан, но принимали полное участие в защите отечества …», в службе же мирного времени «заслужили повсеместно благоприятные отзывы»; в силу этого министерство признало желательным «распространить отбывание евреями воинской повинности в натуре и на те местности, в которых до того времени доступ евреям в армию был закрыт». Доклад был принят ландтагом, и с тех пор в прусском военном законодательство не вводилось каких-либо ограничительных по отношению к евреям мер, темь более, что законом 3 июля 1869 г. было устранено вообще значение вероисповедания при занятии государственных должностей. На практике, однако, ярко выраженный в прусском офицерском корпусе антисемитизм привел к тому, что производство евреев в офицеры (возможное только с согласия офицерского корпуса) фактически прекратилось, и не только в офицеры действительной службы, но с 1880 г. и в офицеры запаса.

Принятые до Великой войны военным министерством, под давлением постоянных парламентских запросов, меры, вплоть до императорских приказов о незакономерности устранения от производства по вероисповедальным соображениям, цели не достигли.

В Голландии по отношению к евреям не делается никакого различия, т. к. «они несли службу, в различных чинах и на различных постах, всегда исправно и похвально, не давая никогда повода к жалобам или недовольству больше, чем военные других исповеданий» (Лист, 1842).

В Италии права евреев на военную службу, дарованные эмансипацией великой революции, были утрачены в период реставрации и восстановлены 15 апреля 1848 г., когда были уничтожены всякие по отношению к ним ограничения.

В начале XX века в армии числилось до 500 офицеров-евреев (Усов).

Насколько свободна военная карьера в Италии для евреев, видно из того, что пост военного министра был занят одно время евреем – Джузеппе Отоленги.

В США — при абсолютном равноправии евреев и крупном значении их в торгово-промышленных кругах, доступ в армию до высших должностей для них совершенно открыт.

В Турции евреи допущены в армию на равных с остальными народностями правах законом 1909 г.

Во Франции они пользуются равноправием (м. пр., и в отношении военной службы) с 27 октября 1791 г. На практике, служба евреев в армии проходит не без трений, в силу развитого в старом французском дворянстве антисемитизма, хотя до законодательных ограничений дело и не доходило. Сильным толчком для анти-еврейской агитации в армии послужило известное дело Дрейфуса (см. Дрейфуса дело).

С пересмотром его и с завершением процесса постепенной демократизации офицерского корпуса, заметных антисемитских тенденций в армии более не наблюдалось. Так, в 1911 г. на важнейший пост начальника Генерального штаба была выдвинута кандидатура еврея, генерала Валабрега, и назначение его не состоялось только в виду сделанных по этому поводу русским военным министерством представлений.

Для России военно-еврейский вопрос имеет особое значение, как в силу многочисленности еврейского населения её (на начало XX в., из 12 милл. общего числа евреев на земном шаре свыше 5 милл. приходилось на Россию), так и в силу сосредоточения их на западном, важнейшем для нас, пограничном театре.

До царствования Императора Николая I евреи, на ряду с остальными торгово-промышленниками, были освобождены от несения личной воинской повинности, уплачивая по 500 р. за рекрута (Указы 7 сентября 1794 г. и 21 января 1796 г.). Император Николай I, видя в армии могучую воспитательную силу, счел полезным, в видах «исправления» и «преобразования» евреев, ввести их в «армию-школу». С этой целью 26 августа 1827 г. был утвержден им «Устав рекрутской повинности и военной службы евреев», устанавливавший усиленный, почти втрое по сравнению с русским населением, набор, исключительные меры для предупреждения уклонений (круговая порука общества,-штрафные рекруты, штрафы) и недопущение замены личной службы денежным взносом. Еврейским обществам было разрешено ловить беспаспортных евреев, принадлежавших к другим обществам, и отдавать в зачет следуемых с них рекрут. Для усиления воспитательного воздействия армии был учрежден институт малолетних кантонистов, о котором сохранились самые мрачные рассказы современников.

Благодаря перечисленным мерам, эпоха Императора Николая I была временем усиленной ассимиляции евреев, огромного количества крещений их и т.п. Тем не менее, при всей строгости службы и т.п., Николаевское законодательство в рядах самой армии не выделяло евреев из общей массы солдат и даже предоставляло выслужившим законный срок в войсках право свободного жительства, и даже определение, по желанию и способности, в гражданскую службу.

Царствование Императора Александра II, сняв с армии «ассимиляционную» воспитательную задачу, внесло значительное облегчения в «рекрутский устав» Императора Николая I (отмена в 1856 г. приема в рекруты малолетних, отмена «штрафных» рекрут в 1857 г., отмена сдачи поверенных обществ в солдаты и арестантские роты за недобор, отмена взимания рекрута за 2.000 р. недоимки и т.п.), но ввело ряд служебных ограничений — от воспрещения назначать евреев в определенные части войск (конвойные и местные команды, гвардию, флот и т. д.) до воспрещения производить их в унтер-офицеры.

Новое течение сказалось и на отношении к евреям-военным врачам, в царствование Императора Николая I свободно служившим в армии и достигавшим иногда видных постов (напр., Абрагамсон).

В 1858 г. военный совет признал «неудобным иметь в войсках врачей из евреев».

Законом 1861 г. право на военно-врачебные должности было сохранено только за докторами медицины, и распространения этого права на врачей-евреев вообще удалось добиться только в 1865 г., после произведенной (в 1863 г ) военным министерством особой анкеты.

За исключением начальника Гвардейского корпуса и начальника II резервного корпуса, все остальные спрошенные высшие чины дали благоприятные отзывы, находя, что распространение указанных прав «может только принести пользу еврейскому населению вообще и войскам в особенности».

Введение всеобщей воинской повинности в 1874 г. отразилось на положении евреев в армии не в лучшую, а в худшую сторону. В виду сказавшегося, уже при первых призывах недобора, в силу хаотичного состояния еврейской метрикации, обусловившего крайнюю неправильность еврейских призывных списков и быстро росшей, по мере ухудшения правового и экономия, положения евреев в России, эмиграции, постепенно восстанавливались «Николаевские» меры к пресечению еврем возможности уклонения, вплоть до полной круговой поруки и штрафования семейств неявившихся (1886 г.).

К началу XX века, по силе действующих циркуляров, меры ограничения евреям в армии представляются в следующем виде: евреи- новобранцы, равно нижние чины из евреев, не допускаются в гвардию, в команды интендантского ведомства, также в конвойные и местные, военно-писарские ученики, во флот, в пограничную и карантинную стражи, в крепостную артиллерию и минные роты; к прохождению курса в юнкерских (военных) училищах; к держанию экзамена на звание прапорщика запаса; евреи, имеющие какие-либо фармацевтические степени, в случае мобилизации, не назначаются на должности по своей специальности; евреи не определяются на места военных капельмейстеров; среди штатных музыкантов их м. быть только 1/2 общего числа; евреи определяются на военно-врачебные должности по 5% норме, причем в части, где по штату полагается только один врач, евреи не назначаются вовсе; наконец, на службе евреи не д. б. выделяемы по довольствию пищей из артели, а должны продовольствоваться на общем основании из общего котла, кроме еврейских постов и больших праздников.

Равным обр., были утрачены евреями-отставными нижним чинами прежние права свободного жительства (циркуляр министерства внутренних дел 1885 г. № 29 и Высочайшее повеление 15 октября 1892 г.). Исключение составляют участники войны 1904-05 гг., которым право повсеместного жительства предоставлено ст. 7 Высочайшего указа 11 августа 1904 г.

В последние годы Империи, в связи с общим обострением в России еврейского вопроса, в некоторой части печати и Государственной Думы велась усиленная агитация за совершенное исключение евреев из армии. В виду того, что требование это в значительной мере обосновывается на утверждении о массовых побегах и сдаче в плен евреев в последнюю русско-японскую войну, военным министерством была предпринята анкета, данные которой лягут в основу новых, по данному вопросу, законоположений, подлежащих внесению в Государственную Думу предпоследнего созыва.

Литература по военно-еврейскому вопросу, в силу его остроты, в большинстве не представляется достаточно объективной и носит яркий отпечаток полемичности, спускаясь зачастую на уровень памфлетов с одной стороны и панегириков с другой. В силу этого, при пользовании ею необходима крайняя осторожность.

Главные работы того и другого направления: **, Война и евреи, Спб., 1912; Усов, Евреи в армии, Спб., 1911; Кулишер, История русского законодательства о евреях, «Еврейская Старина» 1910 г., № 2; Ю. Гессен, Евреи в России, Спб., 1906; Собрание законов и постановлений, до части военного управления относящихся, 1827 г., кн. III; С. Д., Как была введена рекрутская повинность для евреев в 1827 г., «Еврейская Старина» 1909 г., № 4; Лейлин, Из рассказов о кантонистах, «Еврейская Старина» 1909 г., № 3; Никитин, Век пережить — не поле перейти, «Еврейская Библиотека», т. IV; Шпигель, Из записок кантониста, «Еврейская Старина» 1911 г., № 2; Станиславский, К истории кантонистов, «Еврейская Старина» 1909 г., № 4; Ю. Гессен, К судьбе евреев-врачей в России, «Еврейская Старина» 1910 г., № 4; В. В-в, Из практики присутствий по воинской повинности, «Военный Сборник» 1883 г., № 9; Далинский, Евреи в армии, «Военный Сборник» 1911 г., №№ 9 и 10; А. Смирнов, Евреи в армии, «Русский Инвалид» 1911 г., № 122; Апухтин, О евреях в армии, «Русский Инвалид» 1911 г., № 103; Ф. Ковалевский, О евреях в армии, «Русский Инвалид» 1911 г., № 134; Тарасов, Что представляет собою Русская армия в стрелочном отношении, Спб., 1911; Мстиславский, Без евреев, «Русское Богатство» 1912 г., № 2; Полянский, О евреях в армии, «Русский Инвалид» 1911 г., № 196; О призыве евреях на военную службу, «Офицерская Жизнь» 1912 г., № 283; Владиславский, Об евреях в русской армии, «Русский Инвалид» 1912 г., № 84; Эриксон, Некоторые сведения о заболеваемости психозами евреях и поляков в Царстве Польском, «Военно-Медицинский Журнал» 1908 г., № 10; «Двадцатый Век» 1906 г., № 60; Шифон, По поводу книги «Евреи в армии», «Военный Сборник» 1911 г., № 12; Еще о Тюренчене, «Новое Время», № 12.747; Ю. Гессен, Евреи в Варшавском герцогстве, «Еврейская Старина» 1901 г., № 1; «Новое Время» 1911 г., №№ 12819, 12826, 12830; Евреи в армии, «Новое Время» 1912 г., 13040, 13044,13046 и 13070; Die Juden als Soldaten, Berlin, 1897; Samt er, Judentaufen im XIX Jahi hundert, Berlin, 1906; Luninsha, Berek Joselewicz i jego syn, Warszawa, 1909; Wulff, The American jew as patriot, Soldier and citizen, New-York, 1895; Das j?dische Bekenntnis als Hinderningsgrund bei der Bef?rderung zum preussischen Reserveoffizier, Berlin, 1911.



Название статьи:   Евреи в армии
Категория темы:   Российская империя Русская Императорская армия Российский Императорский флот Германская империя Итальянская армия Французская армия Британская империя Турецкая армия
Источник статьи:    Военная Энциклопедия. T. IX.
Дата написания статьи:  17 августа 2021

Уважаемый посетитель, Вы вошли на сайт как не зарегистрированный пользователь. Для полноценного пользования мы рекомендуем пройти процедуру регистрации, это простая формальность, очень ВАЖНО зарегистрироваться членам военно-исторических клубов для получения последних известей от Международной военно-исторической ассоциации!

Комментарии (0)  Напечатать
html-ссылка на публикацию
BB-ссылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна!

Добавление комментария
Ваше Имя:   *
Ваш E-Mail:   *


Введите два слова, показанных на изображении: *
Для сохранения
комментария нажмите
на кнопку "Отправить"




I Мировая война Video Австрийская армия Античный мир Артиллерия Белое движение Британская империя Великая Отечественная война Военная медицина Военно-историческая реконструкция Военно-монашеские ордена Вольфганг Акунов Выставки Германская империя Гражданская война Декабристы Донское казачество Древняя Русь Екатерина II Инфантерия История полков Кавалерия Казачество Крымская война Наполеоновские войны Николаевская академия Генерального штаба Оружие Отечественная война 1812 г. Офицерский корпус Пажеский корпус Петр I Покорение Кавказа Польская кампания 1831 г. Просто Большевизм Революционные войны Российская Государственность Российская империя Российский Императорский флот Россия сегодня Русская Гвардия Русская Императорская армия Русская армия Русско-Австро-Французская война 1805 г. Русско-Прусско-Французская война 1806-07 гг. Русско-Турецкая война 1806-1812 гг. Русско-Турецкая война 1828-29 гг. Русско-Турецкая война 1877-78 гг. Русско-японская война 1904-1905 гг. Фортификация Французская армия


Военно-историческая реконструкция

ПЕЧАТАТЬ ПОЗВОЛЕНО

съ тъмъ, чтобы по напечатанiи, до выпуска изъ Типографiи, представлены были въ Цензурный Комитет: одинъ экземпляръ сей книги для Цензурного Комитета, другой для Департамента Министерства Народного Просвъщения, два для Императорской публичной Библiотеки, и один для Императорской Академiи Наукъ.

С.Б.П. Апреля 5 дня, 1817 года

Цензоръ, Стат. Сов. и Кавалеръ

Ив. Тимковскiй






{sape_teaser}



Поиск по материалам сайта ...
Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
Книга Памяти Украины
Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...
Top.Mail.Ru