Деревянное судостроение

Деревянное судостроение, в настоящее время почти совершенно вытеснено стальным, и лишь в редких случаях Деревянные суда признаются более выгодными.

На нашем дальнем севере, например, промысловые суда строились исключительно из дерева; речные грузовые суда на внутренних водных путях России еще до сих пор, за небольшим исключениями, деревянные (в начале XX века).

Кроме того, иногда строились Деревянные суда для специальных целей, например, шхуны для полярных экспедиций. Материалом служил дуб, лиственница, сосна, ель и пихта. Из дуба делаются главные, основные части судна, его набор; лиственница и сосна идут на обшивки и палубные настилки, ель и пихта — на подводную обшивку речных судов.

Существовали также суда смешанной системы, у которых набор железный, конструкция поперечной системы, как у железных судов, а наружная обшивка и палубы деревянные.

После 12 лет службы Деревянные суда и суда смешанной постройки требуют капитального ремонта.

Основание Деревянного судна составляет дубовый 4-гранный брус, называемый килем (фиг. 1 и II).

По длине киль 1 составляется из несколько отдельных деревьев, соединенных на замках; для устройства замка концы соединяемых брусьев скашиваются, прикладываются друг к другу и скрепляются медными болтами.

В средней части поперечного сечение киля у большинства судов имеет форму квадрата. С боков киля делаются выемки, шпунты, в которые входят первые доски наружной обшивки, шпунтовые поясья.

На верхнюю грань киля кладется дубовый брус, резен-киль; стыки его располагаются вразмет со стыками киля и соединяются подобными же замками. На нижнюю грань киля надевается толстая доска фальш-киль, служащая для предохранения киля от повреждений при посадке судна на мель, ударе о камни и т.п.

Собрание деревянных составляющих стены судна, называется набором.

При устройстве набора деревья располагаются с таким расчетом, чтобы их легко было собирать и крепить, а в случае исправлений, поврежденной части удобно вынимать; при всем этом сооружение должно быть прочно.

Вертикальные деревья, устанавливаемые на киль, называются шпангоутами (фиг. 2); каждый шпангоут состоит из 2 симметрия, ветвей, расположенных по обе стороны диаметральной плоскости судна. Наружные и внутренние грани каждой ветви вырезаются согласно образованию поверхности судна, а боковые грани перпендикулярны к верхней кромке киля и к диаметральной плоскости.

Каждая ветвь шпангоута составляется из 2 рядов деревьев: в одном ряду основанием служит слегка изогнутый брус 2 (фиг. II), называемый флортимдерс, которому соответствуют во 2-м ряде 2 лорфутокса или первые футоксы (3); к концам флортимберса присоединяются 2.

Другие дерева, вторые футоксы (4); к концам первых футоксов 3-ьи, к концам 2-ых — 4-ые и т. д.

Эти отдел. деревья соединяются торцами друг с другом посредством коксов, т.-е. Деревянных точеных цилиндров, половиною входящих в одно дерево, а другою в другое; иногда же такое соединение делается в замок.

Оби ветви шпангоута крепятся между собою и к килю при помощи медных или железных оцинкованных болтов.

В подводной части судна, вообще, дубовые брусья крепятся медными болтами (см. Дерево в судостроении).

В надводной части считают достаточным покрывать желтые болты тонким слоем цинка. Шпангоуты разделяются на прямые и поворотные.

Первые устанавливаются перпендикулярно килю и идут в средней части судна; поворотные шпангоуты (фиг. 3) ставятся в оконечностях; они располагаются наклонно к килю, сохраняя по возможности нормальное положение к обшивке, чтобы устранить острые срезы (малки) и избежать расщепления при вбивании гвоздей.

Для лучшего соединения в одно целое киля с резен-килем и шпангоутами внутри судна (по средине флортимберсов) накладывается и крепится продольный брус 5, кильсон (фиг. I).

Шпангоуты ставятся с промежутками, шпациями главная цель которых — облегчить вес набора и доставить ему возможность просушки во время постройки; ширина шпаций в морских судах бывает 6 — 10 дм., а в речных 12 — 18 дм.

Снаружи шпангоуты покрывались досками обшивки, которые прикреплялись посредством желтых болтов, нагелей (Деревянных остроконечных гвоздей) и ершей (железных гвоздей с зазубринами).

Каждый пояс наружной обшивки состоит из несколько досок, скрепленных в стык, а продольно пазом.

Надводная часть обшивки состоит из более толстых поясьев, идущих во всю длину судна между орудийными портами, параллельно линиям палуб; самый нижний из этих поясьев по грузовой ватерлинии, называется бархоутом, делается особо толстым для предохранения от пролома при приставании судна к стенке гавани.

В оконечностях судна доски обшивки притыкаются к фор- и ахтер-штевням, снабженным подобно килю шпунтами.

Форштевень (фиг. VI), или стел составляет продолжение киля, служа основанием носа корабля, и состоит из 2 частей: собственно стела (8) и фалстема (7), соединяющихся между собою и с килем желтыми болтами.

Продолжение кильсона в носу носит название стелсона (6); последний идет по фал-стему и служит для лучшего укрепления стема.

Передняя штука киля 2, соединяющаяся со стемом, называется баксовою. Пространство в самой острой части носовой оконечности, между кильсоном, стемом и килем, забирается рядом деревьев: такой набор носит название носового дейдвуда (4).

Дейдвуды делаются для лучшего скрепления стема с килем и образования стен в оконечностях судна, близ киля, к которым можно было бы прикрепить поворотные шпангоуты. Поверх всего этого набора кладется наружная обшивка.

Впереди располагаются несколько брусьев, крепящихся к стему и предохраняющих его от повреждений при ударе; приходящийся у ватерлинии называется грепол или водорезом (фиг. IV, 13).

Впереди форштевня, в надводной его части, набирается ряд деревьев, образующих переднюю оконечность судна, княвдегед, которая служит нижней поддержкой бушприту (фиг. IV, 12).

Весь носовой набор крепится общими сквозными болтами в направлении, нормальном к обводу стема.

Ахтерштевень (фиг. V) служит основанием кормы и также составляется из 2 частей: старнпоста 4 и фалстарнпоста 5, устанавливаемых на киль и соединенных с ним шипами.

В винтовых судах бывает два старнпоста.

В переднем делается отверстие, через которое проходит гребной вал; к нему же крепятся и обшивные доски. Задний, рудерпост, служит для ограждения винта и подвешивания руля. Продолжение кильсона в корме корабля называется старнсонол (фиг. V, 6), а набор дерев, заполняющих остроту кормы между килем, старнпостом и старнсоном, — кормовым дейдвудол (фиг. V, 7).

Старнпост и фал-старнпост скрепляются с килем Деревянными кницами или медными штевенныли планками на общих сквозных болтах.

Шпангоуты в кормовой части крепятся к килю и дейдвуду, как показано на фиг. V, черт. А и В.

Для укрепления днища между кильсоном и нижней палубой, поверх шпангоутов накладывается несколько толстых поясов внутренней обшивки, называемых связными поясьми; доски наружной обшивки крепятся к ним сквозными болтами. Самый нижний из связных поясьев, ближайший к кильсону, называется лимбербортовым.

Между кильсоном и этим поясом оставляется канал, служащий для стока трюмной воды (лимбербортовый канал).

С обеих сторон лимбового пояса кладутся брусья, называемым боковыми кильсонами; эти брусья крепятся сквозными болтами ко всем шпангоутам и служат для разложения давления от грот-мачты на большее число шпангоутов.

Для увеличения крепости Деревянного корпуса поверх внутренней обшивки или самых шпангоутов, на протяжении от кильсона до нижней палубы, кладутся крест на крест наклонные железные полосы, наз. ридерсами и раскосинами.

Для поддержания настилки палуб служат бимсы, состоящие из Деревянных брусьев прямоугольного сечения; каждый бимс состоит из одного целого бруса и дает неизменное соединение между правым и левым шпангоутами, препятствуя расхождению бортов судна и предупреждая образование поперечного перекоса.

Бимсы у бортов поддерживаются клемсами, толстыми досками, расположенными по направлению палуб, а концы их кладутся на привальный брус, идущий вдоль судна и укрепляемый к шпангоутам; сверху же на концы бимсов кладется такой же Деревянный брус, называемый ватервейсом (фиг. I, 26).

Оба эти бруса прочно крепятся с бимсами и шпангоутами. С бортами каждый бимс соединяется Деревянною или железною кницею.

Бимсы располагаются обыкновенно через 1 или 2 шпангоута, а в промежутках между ними ставят полубимсы (фиг. VI, 8), поперечные брусья меньших размеров, лежащие одним своим концом на привальном брусе, а другим на карленгсах 4, располагаемых обыкновенно 3-мя продольными рядами между бимсами и, кроме того, по бокам люков.

Бимсы, полубимсы и карленгсы образуют т. наз. палубный набор, поверх которого иногда кладут железные диагональные полосы (палубные ридерсы), и на них уже настилают Деревянные палубные доски.

Каждый бимс посредине поддерживается Деревянной или железной стойкой, называемой пиллерсом (фиг. IV, 20 — 22).

Пиллерсы располагаются в трюме от кильсона до нижней палубы и в каждом междупалубном пространстве ставятся друг над другом, чтобы передавать давление с палуб на днище судна.

Четырёхугольные отверстия в палубах, т. наз. люки (фиг. VI, 2), бывают трех родов:

1) грузовые, служащие для прямого сообщения верхней палубы с трюмами; из них грот-люк ведет в главный или водяной трюм, ахтер-люк — в кормовые, провизионные погреба и фор-люк — в носовой трюм;

2) сходные люки, соединяющие между собой смежные палубы, делаются ординарными и двойными, т.-е. с 1 или 2-мя трапами; и, наконец,

3) светлые люки служат для доставления во внутренние помещения судна света и воздуха; они имеют вставные рамы со стеклами и иногда сетками.

Грузовые люки снабжались покрышками из тонких досок, обшитыми крашеной парусиной. Над сходными люками на верхней палубе устраивались Деревянные рубки, в виде будок, или зонты, обтянутые непромокаемой парусиной.

В просветы люков, ведущих в трюмы с нижней палубы, для лучшей вентиляции иногда вставляют выемные Деревянные решетки, также называемые решетчатыми люками.

Корма Деревянного судна бывала прямая, круглая или эллиптическая. Набор кормы составляют транцы (фиг. Ill, 6), — горизонтальные брусья, крепящиеся своими концами к шпангоутам, а серединою нарезающиеся на фалстарнпост; верхний из этих брусьев, вин-транец, приходится выше жилой палубы, ниже его помещается дек-транец, а между ними — филиптранцы. Выше вин-транца корма имеет уклон назад для того, чтобы закрыть голову руля, проходящего внутрь судна. Стена судна, образующая этот уклон, составляется из кривых деревьев, называемых контр-тимбер-сами (фиг. Ill, 12) и наклон, брусьев — старн-тимберсов (9). Ниже дек-транца помещается несколько дополнительных транцев, число которых зависит от образования кормы: при полной корме их больше, нежели при острой.

Контр- и старн-тимберсы упираются помощью шипов в последний транец, и по ним накладывают обшивные доски. Таким образом, составляется кормовой подзор. Верхняя часть подзора от вин-транца до верхней оконечности кормы называется гакабортом, а отверстие в кормовом подзоре дли пропуска головы руля гельм-портом (фиг. Ill, 8). Руль (фиг. VII) на Деревянных судах состоит из цельного основного бруса 1 (рудерпис), нижняя часть которого скрепляется с наборными штуками 2 сквозными болтами на коксах и железными скобами 4. Петли крепятся на рудерпосте, руль же снабжается железными штырами 3, лапы которых стягиваются взаимно сквозными болтами.

Штыры или крючья отливаются вместе с лапами или бывают вкладные (для замены их новыми). Для прохода мачт сквозь палубы устраивают пяртнерсы (фиг. VI, 11), которые состоят из 2 карленгсов 12 и 2 нащечин, прилегающих к бимсам 13.

В случае недостаточной толщины дерев углы заполняются чаками. Отверстие для прохода мачты делается несколько больше её толщины. Когда мачта станет на место, между нею и стенками пяринерса забиваются сосновые мачтовые клинья, которые затем проконопачиваются и обиваются сверху крашеною парусиной; полученная, таким образом, подушка называется мамеринцем.

Нижний конец мачты, её шпор, входит в гнездо степса, устраиваемого над кильсоном и состоящего из ряда продольных и поперечных брусьев, прочно соединенных с корпусом судна болтами.

Фиг. I.

1 и 2 — фалшкили; 3 — киль; 4 — резен-киль; 5 — кильсон; 8 — лимбербортовый канал; 11 — шпунтовый пояс; 12- — 16 — шпангоут; 17 — связные поясья; 18 — наружная обшивка; 19, 30, 39 — кницы; 24, 33, 42 — бимсы; 25, 34, 43 — палубная настилка; 26, 35, 44 — ватервейсы; 23, 29, 38 — пиллерсы; 28 — бархоут; 49 — фальшборт.

Фиг. II.

1 — киль; 2 — флортимберс; 3 — первый футокс; 4 — второй футокс; 5 — третий футокс; 6 — четвертый футокс; 7 — пятый футокс; 8 — шестой футокс; 9 — соединительные планки.

Фиг. III.

1 — киль; 2- рулевая пятка; 3- — кормов, дейдвуд; 4 — старниост; 5, 6, 7 — транцы; 8 — гельмпорт; 9 — стари-тпыберсы; 11, 12 — контр-тимберсы; 13, 14, 15, 16 — поворотные шпангоуты; 18 — шпангоуты.


Табл. II.

Фиг. IV.

1 — фалшкиль; 2 — киль; 3 — шпангоуты; 4 — носовой дейдвуд; 5 — кильсон 6 — стемсон; 7 — фальстем; 8 — стем; 12 — княвдигед; 13 — грен; 19, 21 — бимсы 20, 22 — пиллерсы.

Фиг. V. 1 — фалшкиль; 2 — киль; 3 — замок киля; 4 — старнпост; 5 — фальстарнпост; 6 — старнсон; 7 — кормовой дейдвуд; 8 — кильсон.

Фиг. VI.

1 — крышка к люку; 2 — люк; 3 — комингс; 4 — карленгс; 7 — бимс; 8 — полубимс; 10 — пиллерс; 11 — пяртнерс мачтовый; 14 — мачтовые бимсы.

Фиг. VII.

1 — рудерпис; 2 — набор, штуки пера; 3 — штыры; 4 — жедезн. скобы; 5 — зазор для петли.

Когда корпус Деревянного судна закончен, все пазы и стыки наружной обшивки и настилки палубы тщательно проконопачивают. Подводную часть в большинстве случаев обивают тонкими медными листами для предохранения её от обрастания водорослями и ракушками.


Ссылка на статью "Деревянное судостроение"

Ссылки на статьи той же тематики ...

  • - Городни
  • - Дерево в судостроении
  • - Спуск судов
  • - Обшивка судовая
  • - Корчемный заседатель земского суда
  • - Веритас, морское регистрационное общество
  • - ВОЕННЫЙ СУДЬЯ
  • - БОЖИЕ ПРЕДВЕДЕНИЕ


  • Название статьи: Деревянное судостроение


    Источник статьи:  Военная Энциклопедия. T. IX.


    ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна !
    html-ссылка на публикацию
    BB-ссылка на публикацию
    Прямая ссылка на публикацию
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
    Поиск по материалам сайта ...
    Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
    Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
    Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
    Книга Памяти Украины
    Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...
    Top.Mail.Ru