'UTF-8')); echo $sape->return_teasers_block(890923); ?>

Анна Дмитриевна, Великая княжна Тверская

Княжна Анна Дмитриевна, средняя дочь (из трех) Ростовского князя Дмитрия Борисовича и неизвестной.

Происходит из Ростовских Рюриковичей.

От Рюрика XIV колено.

Дата и место ее рождения неизвестны.

В первой половине 1294 г. умирает ее отец, а 8 ноября того же года Анна выходит замуж в Твери за Великого князя Тверского Михаила Ярославича. Венчание проводит епископ Андрей († 14 февр. 1324) в соборной церкви Святого Спаса Преображения.

В 1298 г. «на святой неделе в субботу на ночь (в данном случае 12 апр. - Авт.)» Анна едва не погибает вместе с мужем во время пожара, когда загорелся княжеский двор.

По словам летописца, князь Михаил единственным почувствовал запах гари и «второпе выскочилъ вонъ, токмо съ княгинею, а не успели вымчати ничего, и тако погоре казна вся».

15 сентября того же года у нее появляется первенец - сын Дмитрий, будущего Великого князя Тверского Дмитрия Михайловича Грозные Очи.

Год спустя, 11 октября 1299 г., у Анны рождается дочь Феодора. 7 октября 1300 г. у нее рождается второй сын - Александр, будущий Великий князь Московский, а в 1306 г. ее семейство пополняется еще одним мальчиком - Константином.

Святая благоверная Анна Кашинская5 августа 1318 г. ее супруг Михаил отправляется из Твери в орду на суд хана Узбека (умер в 1342). Анна вместе с сыном Василием провожает его до р. Нерли (левый приток Клязьмы). Год спустя, 6 сентября 1319 г., она встречает на Волге, «в насѣдехъ», тело убитого в орде мужа.

Присутствует на похоронах Великого князя Михаила Ярославича в Спасском соборе вместе с сыновьями Дмитрием, Александром и Василием (№ 84).

Тогда же Анна принимает пострижение с именем Софья, становится монахиней тверского монастыря Святой Софии. По смерти сына Константина, примерно в 1347 г., переселяется в Кашин к четвертому сыну Василию.

Здесь, в Кашине, в Сретенском монастыре принимает схиму с именем Евфросиния.

Княгиня Анна † 2 октября 1368 г. в пригородной слободе Кашина под названием Вход в Иерусалим, погребена в ц-ви Успения Святой Богородицы.

12 июня 1650 г. в Кашине ее останки перезахоронены в присутствии царя Алексея Михайловича (из Романовых, † 29 янв. 1676) и его семейства, митрополитом Варлаамом II († 9 июля 1652) в каменной церкви Воскресения Христова.

Русская Православная Церковь почитает благоверную Великую княжну Анну как святую.

С 1979 г. она включена в Собор Тверских святых. Ее память празднуется – 25 (12 ст. ст.) июня, 15 (2) октября и в Соборе Тверских святых в 1-е воскресение первой недели после 12 июля (29 июня). В 1911 году был составлен акафист святой.

Мощи благоверной княгини Анны находятся в кашинском Вознесенском соборе, часть мощей – в церкви во имя святых апостолов Петра и Павла. Ежегодно 25 июня в Кашине совершается крестный ход с иконой благоверной княгини по всему городу.

Мощи благоверной княгини Анны Кашинской. Вознесенский храм, Кашин
Мощи благоверной княгини Анны Кашинской.
Вознесенский храм, Кашин

Старый Успенский храм, где находилась могила благоверной княгини Анны, пришел в большую ветхость, так что деревянный помост в нем обвалился до самой земли. 

В 1581 году при исправлении полов в этом храме обнаружился «на верху земли» каменный гроб с нетленными останками, но без всякой надписи, и никто не разумел, что в нем почивало тело многоскорбной праведницы Анны – подвижницы и покровительницы города Кашина, и потому на гробницу не обращалось никакого внимания. Из жителей города богомольцы, приходя в храм на богослужения, стали относиться ко гробу без уважения; полагали на него свои шапки, верхнюю одежду и при утомлении присаживались на гробе для отдохновения и вообще считали его обыкновенным гробом. Забвение благоверной княгини Анны продолжалось до 1611 года, Смутного времени. 

Во время тяжкой болезни клирика Успенской церкви Герасима явилась ему в сонном видении жена в схимнической одежде; назвав себя Анной, она укоряла кашинцев в забвении ее и непочтении к ее гробнице, при чем возвестила, что она покровительница города Кашина, защищавшая и спасавшая его от разорений врагов, и сохраняет жителей его от многих других зол и напастей. При этом схимонахиня Анна повелела Герасиму сказать священнику и всему причту, чтобы с честью соблюдали гроб ее и зажигали бы свечу на гробе пред Нерукотворенным образом Спаса нашего Иисуса Христа. Клирик по первому разу не исполнил повеления явившейся схимонахини, «помнел что-то не истинное», как говорится в современном сказании. Тогда явление схимонахини Анны повторилось, и Герасим исполнил поручение, после чего почувствовал себя здоровым. Члены соборного причта тотчас же отслужили благодарственный молебен по случаю чудесного исцеления клирика и поставили над гробницей икону Спасителя с неугасимой лампадой.

Новоявленная святая Анна представляет собой «крепкую во граде поборательницу», ее невидимому заступлению беззащитный город Кашин с очень небольшим населением (в 1626 году в нем было жителей – 61 семья) обязан не раз спасением от ляхов в смутное время в царствование Василия Шуйского (1608–1611 годы). 

Вести о многих засвидетельствованных чудесных исцелениях от гроба блаженно почивающей схимонахини Анны, постепенно достигли города Москвы. Настоятель Кашинского Успенского собора Василий, по совету боярина царского родственника Василия И. Стрешнева и думного дворянина Ивана Гавренева, бил челом Великому государю Михаилу Феодоровичу о прославлении новоявленной святой княгини Анны; но царь вскоре по получении челобитной скончался, не успевши сделать распоряжений по этому ходатайству. 

По воцарении царя Алексея Михайловича представители города Кашина, с соизволения Тверского архиепископа Ионы, прибыли в город Москву довести до государю многочисленные чудеса при гробе схимонахини Анны и с тем же ходатайством о прославлении ее. По царскому указу и с благословения Московского патриарха Иосифа (1641–1652 годы) произведено архиепископом Ионой вместе с присланными из Москвы архимандритом Сильвестром и игуменом Иоанном освидетельствование мощей в Успенской церкви (по словам Сильвестра) «поподлиннее со испытством, было б де что объявить великому государю». Открывши гроб 21 июля 1649 года, духовная комиссия обрела мощи схимонахини Анны нетленными в целом, «токмо тлению предалась часть малая носа, да у ног плюсне».

При получении в Москве акта свидетельствования мощей, почивавших 280 лет в земле, состоялся в том же 1649 году собор святителей земли Русской, на котором постановлено открыть для всеобщего поклонения мощи благоверной княгини Анны Кашинской как новой святой Русской Церкви. На открытие мощей ее 22 мая 1650 года прибыли царь с государыней царицей Марьей Ильиничной, с благородными царевнами, торжественно отправился из Москвы «в Кашин молиться Великой княгине Анне Кашинской». По приезде их, после нового осмотра мощей прибывшим по царскому указу Варлаамом, митрополитом Ростовским и Ярославским, были перенесены 12 июня самим Царем и боярами его в каменном гробе «из под соборной деревянной церкви Успения в соборную Воскресенскую каменную церковь и поставиша гроб на правой стороне у столпа». 

Во время перенесения мощей получила от них исцеление от трехгодичного беснования сноха Кашинского губного старосты Петра Скобеева Анна.

Новая святая, благоверная княгиня Анны, прославилась многими, при ее раке, исцелениями параличных, расслабленных, бесноватых, помутившихся умом и других, и летопись церковная продолжала пополняться сказаниями о чудесных исцелениях от угодницы Божией. Составлены были отдельные церковные службы на обретение ее мощей и перенесение их; появилось и житие новоявленной святой, которое составлено в Соловецком монастыре старцем Игнатием.

Парад в день празднования святой Анны кашинской
Парад в день празднования святой Анны кашинской.
Фото В. Колотильщикова. Начало 20 в.

Имя преподобной Анны Кашинской особенно чтилось в царской семье Алексея Михайловича, и в дворцовых разрядах отмечены неоднократные паломничества и пожертвования их к раке благоверной. В 1652 году повелением царя изготовлена царскими мастерами в так называемом Серебряном приказе драгоценная серебряная рака для честных мощей преподобной Анны с чеканным изображением ее, с тропарем и похвалой. Царица и царевны изготовили собственными руками два вышитых золотом и серебром воздуха на святые мощи с изображениями ее.

Покров на гробницу святой, вышитый руками жён царствующего дома РомановыхВо исполнение царского наказа соборным священником Василием построен был вместо деревянного каменный Успенский храм и во второй половине 1676 года освящен, с приделом «во имя преподобныя и благоверныя великия княгини Анны».

В течение нескольких лет было составлено «Сказание об обретении и перенесении мощей святой Анны Кашинской», написаны службы на два этих события, составлено житие благоверной княгини, содержащее «Плач княгини Анны» и другие агиографические памятники.

Удивительно, вскоре после открытия мощей, святая княгиня Анна становится символом раскольников, пострадав уже после кончины от неразумных ревнителей. Это необычайное событие, драматичное и единственное в истории Русской Православной Церкви, произошло в 1677 году. Царь Феодор Алексеевич должен был посетить город Кашин и поклониться мощам благоверной Анны, однако накануне комиссия, направленная Патриархом Иоакимом, провела исследование случаев исцелений от мощей Кашинской святой и приняла решение о запрете их почитания. Выводы комиссии были озвучены на малом соборе в Москве, который признал почитание и житие Анны Кашинской ложными, по княгине было разрешено петь панихиды, а не молебны, шитый покров и иконы с изображением святой предписывалось взять в Москву для рассмотрения, а имя благоверной Анны исключить из святцев. Это решение подтвердил Собор 1678-1679 гг. Придел во имя княгини нового Кашинского Успенского собора тогда же переименовали в честь Всех святых. Основания для деканонизации были представлены в 13 пунктах. Основной из них звучал так: «правая рука согбена, яко двуперстно благословляющая». Данный факт имел важное значение в условиях активного распространения старообрядчества, использовавшего результаты освидетельствования мощей Анны Кашинской как аргумент в пользу двоеперстия.

После деканонизации почитание святой княгини в Кашине не прекратилось в течение всех 230 годов со времени собора 1678 года. Драгоценная рака с честными мощами ее продолжала находиться в Воскресенском соборном храме. У раки княгини пелись молебны Всем святым с чтением молитвы благоверной Анне, ее имя поминалось на литиях и отпустах в храмах Кашинского уезда. Свято сохранялись и чтились во многих церквах города и частных домах именитых старожилов очень древние иконы благоверной; из таковых особенно замечателен от 30 ноября 1667 года небольшой серебряный образ – из двух серебряных позолоченных и сложенных одна на другую дощечек, принадлежащий княгине Е. Голицыной. Также сохраняются в древнем (от 1667 года) кресте напрестольном в Успенском соборе и иконах частицы мощей преподобной Анны. В последующие за соборным запрещением времена иконы ее писались для верующих. Житие ее списывали и хранили как драгоценное сокровище, и во многих домах граждан города Кашина благоговейно сохраняются доселе книжки, писанные полууставом XVIII века, с церковными службами, житием и чудесами святой благоверной Анны.

Могила святой Анны Кашинской в Успенском соборе

В день Всех святых на общегородской крестный ход с иконой Анны Кашинской стекалось множество богомольцев. Кроме того, в Тверской губернии существовал благочестивый обычай на праздник Вознесения Господня совершать крестный ход на святую гору – высокий холм близ села Едимонова, где, по преданию, Анна прощалась со своим мужем князем Михаилом перед его последней поездкой в Орду. На святой горе стояла часовня, в которой находилась икона-картина «Прощание князя Михаила с княгиней Анной и двумя сыновьями».

В 1818 году Священный Синод вновь разрешил печатать месяцесловы с указанием памяти Анны Кашинской. В 1899 году архиепископ Димитрий (Самбикин) распорядился возобновить запись о чудесных исцелениях и видениях благоверной княгини при соборе, у настоятеля, «без особых оглашений». Общецерковное почитание Анны Кашинской было восстановлено указом Синода от 7 ноября 1908 г.

Канон преподобной Анне Кашинской

Тропарь, глас 3.

Днесь восхваляем тя преподобная благоверная великая княгиня инокиня Анно. Яко лоза плодовита процвела еси посреде терния. Во всех благочестивых великих княгинях. Во инокинях же, аки крин процвете в винограде, во граде Кашине. Добродетельми своими. И всех удивила еси чюдным своим житием. Тем угодила еси Христу Богу. К Нему же взыде радующеся и веселящися. И ныне пребываеши с лики преподобных жен. Наслаждающися райския красоты и веселия. Молим тя, моли о нас Человеколюбца Христа Бога нашего. Даровати нам мир и велию милость.

Кондак, глас 4: 

Яко пресветлая звезда явилася еси в русстей земли во граде Кашине преподобная мати Анно. Во всех благочестивых верных женах, чистым своим и непорочным житием. Во инокинях же аки крин процвела еси, совершенными своими труды и подвиги. И взыде к Вышнему Граду радующеся и веселящися. Яко добре соверши свое течение. И ныне честныя твоя мощи, аки бисерие драгое явишася на исцеление всем приходящим ти с верою. Тем вопием ти, радуися всекрасная душею. И моли Христа Бога о спасении душ наших.

Песнь 1. Ирмос.

Иже воды древле манием божественым, во едино сонмище совокупив. И раздели же море израильтеским людем. Се Бог наш препрославлен Сыи. Тому Единому воспоем, яко прославися.

Запев с поклоном: Святая благоверная княгиня инокиня Анна, моли Бога о нас.

Даждь ми Господи разумение, да достолепне воспою, и возпрославлю благоугождьшую Ти, предбывшую сию великую княгиню инокиню Анну. И возопию Тебе Христу моему, яко прославися.

Запев. О тебе блаженная мати Анно, хощу ныне язык подвигнути, и слово простерти. Споспеши ми недостойному молитвами твоими яже к Богу. Да достолепне воспою тя. И воспою Господеви моему яко прославися.

Слава. Со младых ногот своих, страх Божии имела еси, в сердце своем блаженная. Его же до конца содержащи, укрепляема божественною благодатию, тем и душу свою спасла еси. Выну поющи Христу, яко прославися.

И ныне. Ты от всех родов Произбранная Девице Пречистая Владычице. Тобою весь мир обновися. И весь род человечь от льсти дияволя свободися. И возопи ко Христу, яко прославися.

Катавасия: Избави от бед рабы своя, святая благоверная княгиня инокиня Анна, яко все по Бозе к тебе прибегаем ты бо милиши о нас Христа Бога нашего (поклон). Господи помилуй (трижды, с поклонами).

Песнь 3. Ирмос.

Неплоды душа безчадна. Стяжи плод о Бозе. И веселящеся возопии, утвердихся Тобою Боже. Несть свята, и несть праведна паче Тебе Господи.

Запев. Око душевное чисто и здраво имела еси от юности своея блаженная. Им же всегда зрела еси к горнему селению. Его же и достигла еси и воспе Христу, яко несть свята,  и несть праведна, паче Тебе Господи.

Запев. Из благочестива корени произшла еси блаженная. И во вся дни живота своего, с супругом своим чисто и непорочно пребывающи. И Христу вопиющи, яко несть свята и несть праведна паче Тебе Господи.

Слава. Ничтоже у Бога вящши доброты душевныя. Ты же преподобная мати соблюла еси ю непредкновенно. Вопиющи ко Христу, яко несть свята, и несть праведна паче Тебе Господи.

И ныне. Отроковице Чистая Девице Мати Господа нашего. Помози ми недостойному рабу своему, воспети угодницу Сына Твоего, и Бога моего. Преподобную матерь Анну. И рещи ко Христу, яко несть свята, и несть праведна паче Тебе Господи. Катавасия.

Седален. Глас 3. Воспитанна была еси блаженная, от рождьших своих в заповедех Господних. Яко лоза в красно цветущих виноградех. Тем тя и ублажаем, и святую память твою верно почитаем. Моли Христа Бога да спасет душя наши (дважды).

Слава и ныне. Богородичен.

Света Превечнаго, иже от Отца прежде век рожденое Слово Божие, породила еси нам Пречистая Владычице Христа Бога нашего. Ему же вселенная поклонися, и от тмы смертныя свободися. Тем Тя с ним непрестанно поем и величаем.

Песнь 4. Ирмос.

Покрыла есть небеса добродетель Ти Христе. Ис кивота бо прошед святыя Твоея нетленныя Матере. В Церкви Славы Ти явися. Яко Младенец на руку носим. И исполнишася вся Твоего хваления.

Запев. Преукрашенна была еси преподобная мати, добродетельми своими, яко цветы благоуханными, и яко камыцы драгоценными. Тем и угодила еси Нетленному Царю и Владыце всех. Ему же и воспела еси, Господи, исполнишася вся Твоего хваления.

Запев. О твердое основание веры, о крепкое любление к Богу, в женстем убо естестве мужески победила еси невидимаго врага супостата. И тако угодила еси Христу, и возопи к Нему. Господи исполнишася вся Твоего хваления.

Слава. Христов храм была еси преподобная мати. Своею чистотою и целомудрием, и прочими добродетельми. Тем и вместила еси в себе Святаго Духа. К Нему же и возопила еси, Господи исполнишася вся Твоего хваления.

И ныне. Воистину всех тварей вышши явилася еси Владычице. И кто доволен по достоянию изрещи величие Твое. Ширши бо небес явися Чрево Твое, в нем бо носила еси всеми Невместимаго Бога. К Нему же и рекла еси, Господи исполнишася вся Твоего хваления. Катавасия.

Песнь 5. Ирмос.

Яко виде Исаия образно на престоле превысоце Бога, от ангел Славы дары приемлюща. О окаянныи аз. Провидех воплощаема Бога, Света Невечерня и миром обладающа.

Запев. Аще и во благоденьствии пребыла еси блаженная мати. И всякое изобилие близ себе имущи. И никакоже вдалася еси на пищныи покой и веселие. Но зелным трудом и воздержанием, тело свое удручающи. И воспевающи Жениха своего Христа, Света Невечерня и миром обладающа.

Запев. Любовию Христовою уязвившися блаженная мати великая княгиня инокиня Анно. Яко доброплодная лоза в винограде, во граде Кашине благими своими деянии. И победила еси бесовския полки. Воспевающи Христа, Света Невечерня, и миром обладающа.

Слава. Истинным светом Христовым осиянна была еси мати святая, великая княгиня инокиня Анно. Насыщающися от Него велия благодати. Воспевающи Его Света Невечерня, и миром обладающа.

И ныне. Ты убо Чистая Мати Господня, чистотою и девьством всех превозшла еси. Тем избранна еси в Божие Вместилище. И породила еси нам Христа Бога нашего, Света Невечерня и миром обладающа. Катавасия. 

Песнь 6. Ирмос.

Бездна последняя грехов обыде мя. Изчезает дух мой. Но простер Владыка высокую Свою мышцу. Яко Петра мя Управителю спаси.

Запев. Из благочестиваго корене произошла еси преподобная мати великая княгиня инокиня Анно. Благочестием же и верою, аки цвет процвела еси, во своем отечествии во граде Кашине. И прешла еси к горнему ужичеству. И вопиющи ко Христу, яко Петра мя Управителю спаси.

Запев. Воистинну достойна еси велия похвалы, преподобная мати великая княгиня инокиня Анно. Яко в женстем естестве, мужескую крепость имела еси. И победила еси супротивоборца диявола. И воспела еси ко Владыце Христу, яко Петра мя Управителю спаси.

Слава. Ей убо велик и тверд ум имела еси преподобная. Вся бо красная мира сего, яко уметы вменила еси блаженная. Ничтоже возможе поколебати благородную твою душу. И воспела еси Христу, яко Петра мя Управителю спаси.

И ныне. Лестным убо змииным преступлением низпадохом. Но с Сыном Твоим Исус Христом Богом нашим совостахом Мати Господня. Его же родила еси нам, Свет и Живот и Воскресение. Катавасия.

Кондак глас 4. Подобен. Вознесыи.

Яко пресветлая звезда явилася еси в русстей земли во граде Кашине преподобная мати Анно. Во всех благочестивых верных женах, чистым своим и непорочным житием. Во инокинях же аки крин процвела еси, совершенными своими труды и подвиги. И взыде к Вышнему Граду радующеся и веселящися. Яко добре соверши свое течение. И ныне честныя твоя мощи, аки бисерие драгое явишася на исцеление всем приходящим ти с верою. Тем вопием ти, радуися всекрасная душею. И моли Христа Бога о спасении душ наших.

Икос. Господи Царю и Владыко всех, отверзи ми устне недостойному рабу Своему, и подаждь ми слово разума. Да достолепне воспою и восхвалю сию преподобную великую княгиню инокиню Анну. И реку к ней сице. Радуися мати святая и великоименитая княгиня инокиня Анно, яко от юности своея возлюбила еси Христа, и по заповедем Его шествовала еси. Радуися яко зелным своим трудом и воздержанием тело свое удручивши. Радуися яко сподобилася еси от Бога чюдотворнаго дара. Радуися яко озари Бог сердце твое, еже восхотела еси облещися во иноческое одеяние и последовати Христу. Радуися нищим питательнице, и сирым заступнице. Радуися всем русским женам похвала и удобрение. Радуися всему российскому царству твердое ограждение. Радуися вместо земнаго царства Небесное получила еси. Радуися яко по смерти твоей явишася мощи твоя много лет нетленны. Радуйся яко предстоиши с лики святых и преподобных жен Невечернему Свету. И молишися о спасении душ наших.

Песнь 7. Ирмос.

Якоже древле, благочестивыя три отроки прохлади, во пламени халдейстем, светоносным божества огнем. И нас озари. Благословен еси взывающе, Боже отец наших.

Запев. Ибо велие чюдо явися во граде Кашине. Яко честныя мощи твоя много лет землею покровенны быша. Ныне же Божиею благодатию, явишася верху земли, на исцеление всем приходящим ти с верою. И вопиющим, благословен Бог отец наших.

Запев. Како убо яко светлая Луна сияющая посреде звезд. Тако и ты блаженная пребыла еси, аки свеща светящися посреде российских жен, чюдным своим житием, выну воспевающи Христу, благословен еси Господи Боже отец наших.

Слава. Утверженна была еси мати преподобная, аки адамант крепкии, добродетелми своими. Яко невеста украшенна была еси манисты златыми. Делы своими благими. Воспевающи Христу, благословен еси Господи Боже отец наших.

И ныне. Юницу Тя Нескверную Деву и Богородицу, издалеча пророцы разными глаголы изрекоша. Ин бо Тя Гору Мысленную нарече. Другии же Родительницу Божию. Ов же Руно, ин же Священия Дверь. Тем же и мы вси достойно Тя поем и славословим во веки. Катавасия.

Песнь 8. Ирмос.

Служити живу Богу, иже в Вавилоне дети претерпеша. О мусикийских органех не радиша. И во пламени посреди стояще. Богоугодную песнь воспевающе пояху, благословите всякая дела Господня Господа.

Запев. Како убо изреку величие Божие на тебе преподобная мати Анно. Яко в толицех летех обретошася мощи твоя нетленны. На удивление всем человеком, поющим, благословите всякая дела Господня Господа.

Запев. Ничтоже дражайшее у Бога добродетельныя души, ей же весь мир недостоин. Тем ты преподобная мати паче всего прилежа о сицевей безсмертней вещи. Поющи Христа, благословите всякая дела Господня Господа.

Слава. Яко свещу светлу уготовала еси благородную душу свою, преподобная мати Анно. Тем и по смерти твоей чюдодействовася  от Бога. Многа исцеления недужным быша от честных мощей твоих. Мы же поем, благословите всякая дела Господня Господа.

И ныне. Господа моего рождьши Мати Безневестная. Споспешница моему недоумию, и грубому недоразумию. Молютися Пречистая, сподоби мя пети Сыну Твоему, Христу Богу нашему, благословите всякая дела Господня Господа. Катавасия. 

Песнь 9. Ирмос.

Иже сладкою Пречистаго Ти Рожества, стрелою унзени Чистая. Твоей достожеланней доброте дивящеся. Песньми ангельскими, достойно Тя яко Матерь Божию величаем.

Запев с поклоном. Иже весть Господь святых Своих прославляти, и имена их воспоминати. Написанны бо суть у Него на Небесех в Книгах Животных. Такоже и тебе прослави Своим милосердием преподобная мати Анно. Тем тя достойно поем и величаем.

Запев. Несть убо лепо о святых и праведных молчати. О нечестивых же и неверных воспоминати. Тем не умолчю же Божияго дарования збывшагося на тебе, преподобная мати Анно. Яко и по смерти твоей прослави тя Бог чюдесы Своими. Тем тя поем и величаем.

Слава. Юностным еще возрастом была еси преподобная мати Анно. Тесным и прискорбным путем шествовала еси. Всякия бо сладости, яко горести отвращающися. И достигла еси неизреченныя радости. Тем тя поем, и величаем.

И ныне. Ааронов жезл прозябшии Владычице, прежде убо безплоден быв. Послежде Цвет и Плод испусти. Тако же и Ты Пресвятая Дево безсемене, породи Христа Бога нашего. Тем Тя поем и величаем. Катавасия.

Ссылка на статью "Анна Дмитриевна, Великая княжна Тверская"

Название статьи:Анна Дмитриевна, Великая княжна Тверская
Автор(ы) статьи:
Источник статьи: Донской Л.В., Рюриковичи: Исторический словарь. М.: НН ИД "Русская панорама", 2008. XXX + 834 с., табл., ил. и др.
Дата написания статьи: {date=d-m-Y}
Статьи, использованные при написании этой статьи:  Дворцовые разряды, по высочайшему повелению изданные ІІ-м отделением Собственной Его Императорского Величества канцелярии. СПб., 1852. Т. 3 (1645-1670). Стб. 170, 778; Досмотр или свидетельствование мощей благоверной княгини Анны - Бычков А.Ф. Описание славянских и русских рукописных сборников императорской Публичной библиотеки. СПб., 1878. Вып. 1. № 39; Книга глаголемая. № 363; Летописный свод XV века. С. 298 (6802); Подлинник Филимонова. С. 64; ПСРЛ. T. 1. Стб. 484-486 (6803, 6807-6809), 527 (6802); Т. 6. Вып. 1. Стб. 381-382 (6827); Т. 10. С. 230 (6866); Т. 11. С. 10 (6876); Т. 15. Вып. 1 Стб. 35 (6802, 6814), 40 (6827), 67 (6866), 88 (6876); Т. (5. Стб. 407 (6802, 6814), 412 (6827); Т. 18. С. 84-85 (6807- 6809); Т. 25. С. 157-158 (6802,6806), 162 (6826), 166 (6827), 393 (6809).
Источник изображений:www.pravmir.ru; https://ruvera.ru/
Рекомендуемая литература по теме этой статьи:Иоанн Восторгов, Архангелов С.А. Благоверная великая княгиня Анна Кашинская. М., 1909; Баженов И.В. Благоверная княгиня Анна Кашинская. СПб., 1891; Белоброва О.А. Житие Анны Кашинской // СКиКДР. Вып. 3. Ч. 1. С. 330-331; Бережков', Борзаковский', Галахов А.Д. Святая благ, великая княгиня Анна Кашинская // Церковный вестник. СПб., 1909. № 25. С. 756-759; Голубинский. Канонизация; Карамзин. Т. 4; Клюг, Ключевский. Жития; Колосов В.И. Благоверная княгиня Анна Кашинская. Тверь, 1905; Кункин И.Я. Город Кашин. Материалы для его истории // ЧОИДР. 1905. Кн. 3. С. 53-67; Кучкин В.А., Епифанов И.А. Анна Кашинская // ПЭ. T. II. С. 461-463; Леонид, Макарий (Булгаков). Кн. VI. Т. 11; Манухина Т. Святая благоверная княгиня Анна Кашинская. Париж, 1954; Ратшин; Семячко С.А. Круг агиографических памятников, посвященных Анне Кашинской // ТОДРЛ. Т. 50. С. 531-536, Т. 51. С. 221-231; Сергий (Спасский)', Соловьев. Кн. 2; Филимонов Г.Д. Об образе Благоверныя Великия Княгини Анны Кашинской // ЧОИДР. 1872. Кн. І.Отд.V. С. 175-177; Хмыров. Государи; Экземплярский', Baumgarten. XIII—XVI.
ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна !
html-ссылка на публикацию
BB-ссылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию
Добавить комментарий

Оставить комментарий

Поиск по материалам сайта ...
Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
Книга Памяти Украины
Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...
Top.Mail.Ru