Главный командир порта
Должность существовала в 1722 - 1917 гг.
Главный морской Начальник в военном порту.
Должность учреждена в 1722 г. на основании "Части второй Регламента морского, в которой определено о всем, что касается доброго управления в бытность флота в порте...».
Имел "общую дирекцию» (контроль, наблюдение) над "всем тем, что следует в сей книге».
В обязанности Главного командира порта входили: содержание личного состава кораблей во время пребывания флота в порту, наблюдение за состоянием гавани, кораблей и судов, организация их охраны, отдача салютов приходящим и уходящим судам, досмотр иностранных судов, надзор за госпиталями, распределение экипажей по эскадрам и кораблям при подготовке их к выходу в плавание и др.
Первоначально Главный командир порта назначался из флагманов флота, ежегодно менялся и не входил в штат порта. Главные командиры были только в главных портах, важность которых определялась военнных обстановкой, политической ситуацией и др. обстоятельствами.
В 1722 г. это были Кронштадт и Ревель, с 1732 г. - Архангельск.
При Главном командире порта состоял секретарь для преемственности дел, канцелярист и 3 копииста.
В 1798 году по новым штатам для флота и адмиралтейского управления должность Главного командира порта введена в штат порта, определено, в каких портах должны быть главные командиры: Кронштадт, Ревель, Архангельск, в 1808-1856 гг. к ним отнесен Свеаборг.
Главный командир Кронштадтского порта назначался из адмиралов флота, Ревельского и Астраханского портов - из вице-адмиралов, не входивших в комплект флагманов.
По высочайшему повелению от 31 декабря 1830 г. при Главном командире порта образованы штабы, которые постепенно были преобразованы в канцелярии.
С 1836 года главный командир Ревельского порта, с 1854 - Кронштадтского - одновременно военный губернатор. В Свеаборгском порту с 1856 Главный командир порта стал называться заведующий морской частью в Финляндии.
На основании "Общего образования управления портами», высочайше утвержденного 27 январе 1860 года, все порты разделены на 2 разряда.
Главные порты - Кронштадт, Архангельск, Николаевск-на-Амуре, Астрахань, Николаев - возглавляли главные командиры, за которыми сохранилось руководство всеми судами и чинами морского ведомства, находящимися в порту. По делам личного состава, строевой и распорядительной частям они подчинялись генерал-адмиралу, по хозяйственной части и управлению береговыми учреждениями - управляющему Морским министерством.
Порты 2-го разряда (Ревель, Свеаборг, Севастополь) и причисленные к ним (Баку, Астрабад, Петровск, Константиновский, Сухум-Кале, Поти) подчинялись командирам портов, которые являлись начальниками всех приписанных к порту судов, команд и учреждений морского ведомства. До 1860 года эти порты управлялись по-разному.
По Положению об управлении морским ведомством, утвержденному 18 июня 1867 года, к главным портам отнесены Кронштадт, Петербург, Николаев и Владивосток, управление ими вверялось: Кронштадтским - Главному командиру порта, Николаевским - Главному командиру флота и портов Черного и Каспийского морей, Владивостокским - Главному командиру портов Восточной океана, Санкт-Петербург оставался на особом положении.
Главный командир порта имел чин вице-адмирала или адмирала. Ему предоставлялось право: вносить управляющему Морскому министерством предложения о наградах и пенсиях подчиненным и перемещениях начальственного состава порта; распределять офицеров и медиков по судам, назначенным в плавание, после обсуждения этого вопроса на собр. флагманов и капитанов; решать вопросы личного состава внутри порта, разрешать офицерам вступление в брак и др.
В обязанности Главного командира порта также входили: контроль за соблюдением воинского порядка на судах и в командах, совершенствованием военно-морского дела, всеми работами в порту, снабжением команд всеми видами довольствия, безопасностью в порту и его благоустройством; осмотр судов по выходе их на рейд и возвращении из плавания, рассмотрение финансовых смет и предоставление их управляющему Морским министерством и др. В чрезвычайных ситуациях Главный командир порта мог принимать необходимые меры для охраны безопасности и порядка в порту и сохранения "важного казенного интереса».
В последующие годы существенных изменений во всем, что касалось должности Главного командира порта, внесено не было.
В 1901-1907 гг. Главный командир порта оставался только в Кронштадте и Севастополе.
На основании Положения о командующих морскими силами Балтийского и Черного морей и Сибирской флотилией от 9 мая 1911 года Главный командир порта и командиры портов были подчинены командующим морскими силами соответствующих морей, за исключением хозяйственной, административной частей и части личного состава.
Приказом начальника Морского штаба Верховного главнокомандующего № 278 от 3 июня 1917 г. должность Главного командира порта Кронштадтского порта была упразднена, Севастополь 1 мая 1918 года был оккупирован германскими войсками.
См. также статью: "Андреев, Александр Николаевич, вице-адмирал, главный командир С.-Петербургского порта".
Синоним: Главный командир над портом
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!