'UTF-8')); echo $sape->return_teasers_block(890923); ?>

Главный командир порта

Должность существовала в 1722 - 1917 гг.

Главный морской Начальник в военном порту.

Должность учреждена в 1722 г. на основании "Части второй Регламента морского, в которой определено о всем, что касается доброго управления в бытность флота в порте...».

Имел "общую дирекцию» (контроль, наблюдение) над "всем тем, что следует в сей книге».

В обязанности Главного командира порта входили: содержание личного состава кораблей во время пребывания флота в порту, наблюдение за состоянием гавани, кораблей и судов, организация их охраны, отдача салютов приходящим и уходящим судам, досмотр иностранных судов, надзор за госпиталями, распределение экипажей по эскадрам и кораблям при подготовке их к выходу в плавание и др.
Первоначально Главный командир порта назначался из флагманов флота, ежегодно менялся и не входил в штат порта. Главные командиры были только в главных портах, важность которых определялась военнных обстановкой, политической ситуацией и др. обстоятельствами.

В 1722 г. это были Кронштадт и Ревель, с 1732 г. - Архангельск.

При Главном командире порта состоял секретарь для преемственности дел, канцелярист и 3 копииста.
В 1798 году по новым штатам для флота и адмиралтейского управления должность Главного командира порта введена в штат порта, определено, в каких портах должны быть главные командиры: Кронштадт, Ревель, Архангельск, в 1808-1856 гг. к ним отнесен Свеаборг.

Главный командир Кронштадтского порта назначался из адмиралов флота, Ревельского и Астраханского портов - из вице-адмиралов, не входивших в комплект флагманов.
По высочайшему повелению от 31 декабря 1830 г. при Главном командире порта образованы штабы, которые постепенно были преобразованы в канцелярии.

С 1836 года главный командир Ревельского порта, с 1854 - Кронштадтского - одновременно военный губернатор. В Свеаборгском порту с 1856 Главный командир порта стал называться заведующий морской частью в Финляндии.
На основании "Общего образования управления портами», высочайше утвержденного 27 январе 1860 года, все порты разделены на 2 разряда.

Главные порты - Кронштадт, Архангельск, Николаевск-на-Амуре, Астрахань, Николаев - возглавляли главные командиры, за которыми сохранилось руководство всеми судами и чинами морского ведомства, находящимися в порту. По делам личного состава, строевой и распорядительной частям они подчинялись генерал-адмиралу, по хозяйственной части и управлению береговыми учреждениями - управляющему Морским министерством.
Порты 2-го разряда (Ревель, Свеаборг, Севастополь) и причисленные к ним (Баку, Астрабад, Петровск, Константиновский, Сухум-Кале, Поти) подчинялись командирам портов, которые являлись начальниками всех приписанных к порту судов, команд и учреждений морского ведомства. До 1860 года эти порты управлялись по-разному.
По Положению об управлении морским ведомством, утвержденному 18 июня 1867 года, к главным портам отнесены Кронштадт, Петербург, Николаев и Владивосток, управление ими вверялось: Кронштадтским - Главному командиру порта, Николаевским - Главному командиру флота и портов Черного и Каспийского морей, Владивостокским - Главному командиру портов Восточной океана, Санкт-Петербург оставался на особом положении.
Главный командир порта имел чин вице-адмирала или адмирала. Ему предоставлялось право: вносить управляющему Морскому министерством предложения о наградах и пенсиях подчиненным и перемещениях начальственного состава порта; распределять офицеров и медиков по судам, назначенным в плавание, после обсуждения этого вопроса на собр. флагманов и капитанов; решать вопросы личного состава внутри порта, разрешать офицерам вступление в брак и др.

В обязанности Главного командира порта также входили: контроль за соблюдением воинского порядка на судах и в командах, совершенствованием военно-морского дела, всеми работами в порту, снабжением команд всеми видами довольствия, безопасностью в порту и его благоустройством; осмотр судов по выходе их на рейд и возвращении из плавания, рассмотрение финансовых смет и предоставление их управляющему Морским министерством и др. В чрезвычайных ситуациях Главный командир порта мог принимать необходимые меры для охраны безопасности и порядка в порту и сохранения "важного казенного интереса».
В последующие годы существенных изменений во всем, что касалось должности Главного командира порта, внесено не было.

В 1901-1907 гг. Главный командир порта оставался только в Кронштадте и Севастополе.

На основании Положения о командующих морскими силами Балтийского и Черного морей и Сибирской флотилией от 9 мая 1911 года Главный командир порта и командиры портов были подчинены командующим морскими силами соответствующих морей, за исключением хозяйственной, административной частей и части личного состава.

Приказом начальника Морского штаба Верховного главнокомандующего № 278 от 3 июня 1917 г. должность Главного командира порта Кронштадтского порта была упразднена, Севастополь 1 мая 1918 года был оккупирован германскими войсками.

См. также статью: "Андреев, Александр Николаевич, вице-адмирал, главный командир С.-Петербургского порта".


Синоним: Главный командир над портом



Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!

Ссылка на статью "Главный командир порта"

Ссылки на статьи той же тематики ...

  • - Капитан над портом
  • - Главный командир Черноморского флота и портов Черного моря
  • - ВОЕННЫЙ ПОРТ
  • - Кригс-комиссар
  • - Портовое управление в Японии
  • - Гордон, Томас, главный командир Кронштадтского порта
  • - Портовое управление в Соединенных Штатах Америки.
  • - ВОЕННО-МОРСКОЙ СЛЕДОВАТЕЛЬ


  • Название статьи: Главный командир порта


    Автор(ы) статьи: Т.С. Федорова

    Источник статьи:  

    Статьи, использованные при написании этой статьи:   Часть вторая Регламента мор., в которой определено о всем, что касается доброго управления в бытность флота в порте, також о содержании портов и рейдов: Напечатана повелением... Петра Великого... В Санктпитербургской типографии. Апреля в 5 день 1722 г. году (Вторая часть Мор. устава). СПб., 1722 г.; Собр. законов и постановлений, до части мор. управления относящихся, за 1830 г. СПб., 1833; Там же за 1856. СПб., 1856; Собр. узаконений, постановлений и др. распоряжений по мор. ведомству за 1860 г. СПб., 1861; Там же за 1867 г. СПб., 1868; Там же за 1885 г. СПб., 1885; Свод мор. постановлений. 1886 г. СПб., 1887. Кн. 1; Свод мор. постановлений. Изд. 1901. СПб., 1902. Кн. 1; Продолжение кн. 1 части 1 Свода мор. постановлений. Пг., 1915; Чубинский В. Ист. обозрение устройства управления мор. ведомством в России. СПб., 1869.


    ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна !
    html-ссылка на публикацию
    BB-ссылка на публикацию
    Прямая ссылка на публикацию
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
    Поиск по материалам сайта ...
    Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
    Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
    Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
    Книга Памяти Украины
    Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...
    Top.Mail.Ru