Семилетняя война
Семилетняя война, или 3-я силезская.
Дрезденский [1745 г.] и Аахенский [1748 г.] договоры (см. Австро-прусская и австрийская наследственная война с 1740 по 48 г.) были выгодны только для Пруссии: Франция ничем не вознаградила потери своего флота; Англия была недовольна приобретенными выгодами; Австрия не считала возможным отказаться от Силезии. Обстоятельства благоприятствовали Австрии, т. к. быстрое усиление Пруссии возбудило общую зависть среди Европейских держав, из которых особенно опасною для Фридриха были Россия.
Канцлер Бестужев видел в возвышении Пруссии вред для России; он думал сокрушить Фридриха 30 – 40 т. русских войск и английским золотом и усиленно хлопотал о заключении "субсидного» договора с Англией. Между тем к Фридриху одновременно обратились с предложением союза Франция и Англия; но Прусский король, в январе 1756 г., предпочел заключить с Георгом II вестминстерский трактат, по которому Англия и Пруссия обязались помогать одна другой против всякого нападения, и т. образом упомянутый субсидный договор не состоялся. Затем, 2 мая того же года, в Версале, Франция и Австрия заключили оборонительной союз, что дало окончательный толчок к подписанию договора между Россией и Австрией, с целью возвращения последней Силезии и передачи России Восточной Пруссии (с правом обмена у Польши на Курляндию).
К образовавшейся тройственной коалиции присоединились Саксония и Швеция (1-ой обещаны было княжество Гальберштадтское и ближайшие к Лузации округа, а 2-й – Прусская Померания), впоследствии же примкнула и большая часть членов Германской империи. Итак, к лету 1756 г. Фридрих оказался отовсюду окруженный врагами, но они не успели еще приготовиться к открытию военных действий. Прусский король, зорко следивший за положением дел, скоро разгадал это и, с целью предупредить противников, в конце августа 1756 г. вторгнулся в Саксонию, разгромил ее, чем и начал Семилетнюю войну.
Война эта велась на нескольких театрах.
Главный театр, обнимая Саксонию, Богемию, Лузацию, Силезию и Бранденбург, ограничивался р. Заале, Богемским лесом, Богемо-Моравскими горами, р. р. Марх и Одер и долиною Шпрее. Центральная часть театра – ряд хребтов между верховьями Заале и Одера, огибающими Богемию – длиною до 500 вер. и шириной 20 – 50, по своим свойствам, представляла серьёзную оборонительную линию, доступную только чрез проходы. В то время на пространстве означенной полосы пролегали следующие главные пути:
1) Бреславль-Нейсе-Ольмюц;
2) Бреславль (Лигниц)-Траутенау-Кёниггрец;
3) Гёрлин-Фридланд-Траутенау;
4) Цитауский перевал, от Цитау к Рейхенбергу;
5) Георгентальской перевал, на дороге от Дрездена и Бауцена, через Румбург, в долину Эльбы;
6) Дрезден-Кёнигштейн-Прага;
7) Петерсвальдский перевал, на главном и лучшем пути из Дрездена к Праге;
8) Никельбургский, от Фрейберга к Праге;
9) Райценгайнский, от Лейпцига через Комотау к Праге;
10) Витентальский, по дороге на Карлсбад;
11) и 12) от Плауена и Гофа к крепость Эгер.
Пути к западу от Эльбы были в лучшем состоянии и проходили по более населенной местности.
Из рек, особенное значение имела Эльба.
Её богемский участок, с крепостями Кёниггрец и Терезиен-штадт, в соединении с её притоком Эгер и крепостью того же названия, составлял 2-ю оборонительную линию, почти параллельную горной линии. Часть Эльбы к северу от Саксонии (с крепость Магдебург) преграждала пути из долины Майна к Берлину; но Пруссии принадлежала гораздо меньшая часть нижнего течения Эльбы, чем Саксонии. Впереди же, по отношению к Пруссии, то же значение имела Заале от Мерзебурга до впадения в Эльбу. Одер, почти вполне протекая по Пруссии, в которой на нем были крепости: Бриг, Бреславль, Глогау, Кюстрин и Штетин, составлял серьёзную оборонительную линию против России и вообще операций с востока.
Важнейшее стратегическое значение имели следующие узлы путей:
1) Берлин, слабо укреплённый Дрезден, крепости Прага и Бреславль (Дрезден и Прага – близ удобнейшего из кратчайших путей от Берлина к Вене);
2) крепости Магдебург, Штетин, Кюстрин, Глогау, Швейдниц, Глац, Нейсе, Бриг, Козель, Лейпциг, Кёнигштейн, Витенберг (в 3 переходах от Берлина), Иозефштадт, Кёниггрец, Терезиенштадт, Эгер, Ольмюц.
Богемия, особенно же Саксония и Силезия были местности населенные и богатые. Население Силезии относилось к пруссакам весьма сочувственно, а Саксонии и Богемии – наоборот.
Второстепенные театры:
1) собственно Пруссия, или Кёнигсбергский округ, где оперировала русская армия;
2) побережье Померании; здесь шведы, а затем русские действовали против Штетина и Кольберга;
3) Ганноверский и брауншвейгский, на которых союзники Фридриха сражались с французами и имперцами;
4) по временам долина Верхнего Майна.
Важнейшие противником Фридриха были Австрия, глава коалиции, к тому же ближайшая к Пруссии, Богемия отстоит от Берлина на 200 – 300 вер., а с занятием Саксонии австрийцы находились бы всего в 150 вер. от столицы Пруссии и приобрели бы готовый базис (Эльба, Витенберг, Дрезден); затем австро-саксонская армия могла бы обеспечивать свое соединение в Саксонии с войсками южно-германских государств и с французской армией. Т. образом Саксонии принадлежало первостепенное политическо-стратегическое значение в смысле естественной стратегической позиции для сосредоточения вооруженных сил коалиции. Отсюда видно, насколько важно было Фридриху захватить Саксонию, кроме того, занимая ее, а также выходы из гор, он владел центральною стратегическою позицией для действий против разных членов коалиции и приобретал водный путь по Эльбе, начиная от Магдебурга; Наконец, богатая Саксония послужила бы отличным базисом, причем Фридрих мог угрожать Австрии и Вене из Саксонии и Силезии.
Поход 1756 г.
Граф Александр Иванович Румянцев - Генерал-аншеф гвардии, подполковник Преображенского полка, сенатор. А.П. Грачев по рисунку Я.И. Аргунова. Гравюра пунктиром. |
Источник: Zuverl??ige Nachricht von dem am 1ten October 1756 ... von den K?nigl. Preu?ischen Trouppen ?ber die Oesterreichische Armee bey Lowesitz in B?hmen erfochtenen glorreichen Siege |
Союзники намеревались выставить до 400 т. чел., но лишь весною 1757 г.
К началу же похода саксонская армия (15 – 18 т.) еще не окончила своей мобилизации, а из австрийских войск 22 т. находились у кр. Ольмюца (см.), прикрывая Моравию, 32 т. – у Колина, остальные (большая часть) – в Италии и Нидерландах; русская армия медленно сосредоточивалась на Западной Двине; шведы готовились к открытию действий в Померании.
Фридрих для наблюдения за русскими, против шведов и в Вестфалии имел до 33 т., в крепостях и т. п. – до 27 ? т.; кроме того 68 т. в Бранденбурге и 27 т. у Глаца, а всего – 95 т. против 70 т. австро-саксонцев.
В августе король двинул в Саксонию бранденбургскую армию, разделив ее на 10 колон, чтобы быстрее овладеть страною и обезоружить саксонцев по частям.
Саксонская армия успела сосредоточиться в Пприском укреплённом лагере, где была окружена 38 т. пруссаков, причем Фридрих, для прикрытия этой блокады со стороны Богемии, выдвинул к Ионсдорфу (близ Аусига) 30-т. наблюдательный корпус. В то же время прусский генерал Шверин начал наступление от Глаца к Кёниггрецу, с целью привлечь на себя возможно большую часть австрийской армии; но генерал Броун, командовавший её главными силами (у Колина), несмотря на неоднократные приказания гофкригсрата выручить саксонцев, признавал себя слабым для боя с пруссаками, а потому, подойдя к р. Эгер, ограничился одними маневрами по обоим берегам Эльбы; однако ему вскоре пришлось остановиться, т. к. Фридрих, уяснив себе намерения противника, двинулся (8 батальонов, 20 эскадронов, – около 10 т.), на подкрепление к наблюдательному корпусу и 1 октября атаковал Броуна (35 т. пехоты и 7.700 конницы с 94 ор.) у Ловозица (см. это), что повело к отступлению австрийцев за Эгер, к Будину, а 15-го саксонская армия сдалась на капитуляцию.
По полномочию короля польского и курфюрста саксонского, переговоры были ведены гр. Рутовским. Офицеры отпущены на честное слово, обязавшись не служить в войсках коалиции; Фридрих приказал возвратить Августу III, отправившемуся в Польшу, знамена и т.п. и признал нейтралитет крепости Кёнигштейн; солдаты же саксонской армии почти полностью поступили в состав прусских войск. Затем, вследствие наступившего зимнего времени, а для Фридриха и необходимости укрепить базу, военные действия прекратились, и обе стороны стали на квартиры: австрийцы – по линии Эгер-Эльба-Ольмюц, пруссаки – в 3-угольнике Вейсенфельс-Бауцен-Дрезден и на линии Рейхенбах-Козель, имея в промежутке небольшой отряд на линии Цитау-Ландсгут.
В походе 1756 г. действия Фридриха представляют сочетание нерешительности (в начале) с осторожностью (когда саксонская армия ускользнула из-под его ударов в укреплённый лагерь) и, благодаря своевременности принимаемых решений, сопровождаются успехом (Ловозиц, капитуляция саксонцев).
Со стороны австрийцев следует отметить: неготовность их к ведению операций, вмешательство гофкригсрата в действия Броуна и нерешительность последнего, которые объясняется впрочем, недостатком полномочий, слабостью армии и боязнью, внушаемой великим противником.
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.