Капитан над портом
Капитан над портом
В 1722-1918 гг.
Должность (в главных военнных портах - помощник главного командира порта).
Учреждена в 1722 году на основании "Части второй Регламента морского». Назначался из капитанов флота, в штат порта не входил. В непосредственном ведении Капитана над портом находилась контора над портом и все работы, производившиеся в порту.
Первоначально в обязанности Капитана над портом входило: снятие с кораблей пороха и артиллерийских припасов до ввода кораблей в гавань, определение их места в гавани; ремонт и охрана от внезапного нападения неприятеля, пожаров и штормов; наблюдение за входом русских и иностранных кораблей в гавань и выходом из нее, состоянием гавани и складов, чистотой и порядком; производство промеров глубины гавани и рейдов, и др. Позднее - непосредственный помощник главного командира портов ио кораблестроению, ремонту, снабжению и снаряжению кораблей, управлению хозяйственными делами порта.
После разделения в 1860 году портов на разряды должность Капитана над портом оставалась в главных портах, в С.-Петербурге, который был на особом положении, и в Ревеле. Командиры портов 2-го разряда были приравнены к Капитанам над портом по правам, обязанностям и ответственности. По Положению 1885 года главными портами являлись Кронштадт, Николаев и Владивосток. Портовые конторы, где были сосредоточены все хозяйственные дела порта, дела по охране, порядка и благоустройства в адмиралтействах, гаванях и на рейдах, по-прежнему возглавляли Капитаны над портом, (в Кронштадте и Николаеве в чине контр-адмирала или вице-адмирала, во Владивостоке - капитана I ранга или контр-адмирала).
Главной обязанностью Капитана над портом являлось содержание судов в боевой готовности, в их ведении находились все здания и сооружения порта, суда, рейды, фарватеры и все чины морского ведомства.
Капитаны над портом имели право самостоятельно решать все дела порта, за исключением отдельных финансовых вопросов, которые он должен был согласовывать с главным командиром порта.
Участвовал в ежегодной и экстренной дефектировке кораблей (оценке стомости ремонта кораблей и решения о месте и какими силами будет произведен).
По приказу по флоту и морскому ведомству № 70 от 19 января 1915 года Капитан над портом являлся помощником главного командира порта по кораблестроению, оснастке и вооружению судов артиллерией и минами, постройке и ремонту зданий, отпуску довольствия и "вообще по хозяйственной части».
В 1901-1917 годах должность Капитана над портом сохранилась лишь в Кронштадте и Севастополе. Была упразднена в Кронштадте в 1917 году в связи с организацией управления порта на новых началах, в Севастополе ликвидирована 1 мая 1918 года после оккупации города германскими войсками.
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!