О ФЛОТЕ ТЕВТОНСКОГО ОРДЕНА
Один из этих двух кораблей (а возможно, и другой) был потоплен прусскими язычниками в период Великого восстания пруссов на Драузенском озере близ Вёклице. Расположенные там три прусские земляные укрепления несколько раз переходили из рук в руки и бои характеризовались особой степенью ожесточения.
Типы тевтонских кораблей
Все расположенные на берегу рек и других водоемов орденские замки имели речные корабли различных типов: В 1404 г. замок Христбург имел 23 речных корабля, Эльбинг - более 19, Мемель (Клайпеда) - более 12, прусская столица Тевтонского ордена Мариенбург-на-Ногате - более 8. В большинстве своем эти суда были плоскодонными, но некоторые имели киль.
Удобными для боевого применения кораблями были "когги" ("коггены", "коги","гатты", "бусы", "нефы", "кочи"), имевшие на корме уже упоминавшиеся выше "ахтеркастели" - надстройки в форме небольших крепостей, использовавшиеся в качестве боевых платформ. К концу XIII в. когги получили еще одну боевую надстройку, расположенную в передней части корабля и называвшуюся "форкастелем".
Варианты кораблей с меньшей осадкой очень часто применялись в устье рек, впадавших в Балтийское море. "Когги" доставляли отряды крестоносцев по Балтийскому морю в Ригу, где крестоносцы пересаживались на речные суда, перевозившие их в глубь Ливонии (Лифляндии), где важнейшей водной транспортной артерией была река Дина (Дюна), именовавшаяся по-латышски Даугавой, а по-русски Западной Двиной.
Для перевозки грузов использовалось судно под названием "гольк" (нем.: Holk) - прямой предшественник "когга", с более плоским дном и более низкими боевыми надстройками на носу и корме. Хронисты Ордена Пресвятой Девы Марии упоминают в числе орденских кораблей также гребные "прамы", приводившиеся в движение 17, 15, 14 или 12 гребцами, именовавшимися "подмастерьями"(нем.: "гезеллен"), и "нассуты" - небольшие плоскодонные суда с 16 или 18 гребцами, имевшие также мачту с 4-угольным парусом.
При помощи канатов можно было, идя по берегу реки, волочь "прамы" и "нассуты" вверх по течению. В составе орденского флота числились также "рейзеканы" ("походные лодки"), имевшие высокие борта, округлые формы и напоминавшие тогдашние морские корабли. Орден Приснодевы Марии использовал "рейзеканы" (чаще всего имевшие на борту по 20 человек) для военных экспедиций (такие вооруженные экспедиции именовались "рейзами", а их участники - "рейзигами"; последнее слово в дальнейшем стало обозначать всякого тяжеловооруженного, преимущественно конного, воина вообще). Малые лодки, которые обычно изготавливались прямо в походе и могли перевозиться на телегах, как правило, были рассчитаны на 6 человек каждая. Некоторые из орденских кораблей, ходивших по Висле, были оборудованы в качестве военно-полевой пекарни (нем.: "бакшифф" или "багшифф").
При строительстве тевтонского замка Христмемель на берегу реки Мемель выше замка Рагниты при Верховном магистре тевтонов Конраде Трирском (фон Трире) в 1313 г. воины Ордена Пресвятой Девы Марии построили через довольно широкую в этом месте реку понтонный мост из кораблей.
Снабжение строителей замка провиантом и строительными материалами осуществлялось морским путем. На море бушевали штормы, вследствие чего погибло много кораблей, а также 4 "брата-рыцаря" и 400 "кнехтов" и слуг. В ходе неудачного штурма литовской крепости Бизены летом 1313 г. через реку Мемель был построен понтонный мост из орденских кораблей, по которому прибывшее по реке орденское войско подвозило к замку осадные машины.
Типы тевтонских кораблей
Удобными для боевого применения кораблями были "когги" ("коггены", "коги","гатты", "бусы", "нефы", "кочи"), имевшие на корме уже упоминавшиеся выше "ахтеркастели" - надстройки в форме небольших крепостей, использовавшиеся в качестве боевых платформ. К концу XIII в. когги получили еще одну боевую надстройку, расположенную в передней части корабля и называвшуюся "форкастелем".
Варианты кораблей с меньшей осадкой очень часто применялись в устье рек, впадавших в Балтийское море. "Когги" доставляли отряды крестоносцев по Балтийскому морю в Ригу, где крестоносцы пересаживались на речные суда, перевозившие их в глубь Ливонии (Лифляндии), где важнейшей водной транспортной артерией была река Дина (Дюна), именовавшаяся по-латышски Даугавой, а по-русски Западной Двиной.
Для перевозки грузов использовалось судно под названием "гольк" (нем.: Holk) - прямой предшественник "когга", с более плоским дном и более низкими боевыми надстройками на носу и корме. Хронисты Ордена Пресвятой Девы Марии упоминают в числе орденских кораблей также гребные "прамы", приводившиеся в движение 17, 15, 14 или 12 гребцами, именовавшимися "подмастерьями"(нем.: "гезеллен"), и "нассуты" - небольшие плоскодонные суда с 16 или 18 гребцами, имевшие также мачту с 4-угольным парусом.
При помощи канатов можно было, идя по берегу реки, волочь "прамы" и "нассуты" вверх по течению. В составе орденского флота числились также "рейзеканы" ("походные лодки"), имевшие высокие борта, округлые формы и напоминавшие тогдашние морские корабли. Орден Приснодевы Марии использовал "рейзеканы" (чаще всего имевшие на борту по 20 человек) для военных экспедиций (такие вооруженные экспедиции именовались "рейзами", а их участники - "рейзигами"; последнее слово в дальнейшем стало обозначать всякого тяжеловооруженного, преимущественно конного, воина вообще). Малые лодки, которые обычно изготавливались прямо в походе и могли перевозиться на телегах, как правило, были рассчитаны на 6 человек каждая. Некоторые из орденских кораблей, ходивших по Висле, были оборудованы в качестве военно-полевой пекарни (нем.: "бакшифф" или "багшифф").
При строительстве тевтонского замка Христмемель на берегу реки Мемель выше замка Рагниты при Верховном магистре тевтонов Конраде Трирском (фон Трире) в 1313 г. воины Ордена Пресвятой Девы Марии построили через довольно широкую в этом месте реку понтонный мост из кораблей.
Снабжение строителей замка провиантом и строительными материалами осуществлялось морским путем. На море бушевали штормы, вследствие чего погибло много кораблей, а также 4 "брата-рыцаря" и 400 "кнехтов" и слуг. В ходе неудачного штурма литовской крепости Бизены летом 1313 г. через реку Мемель был построен понтонный мост из орденских кораблей, по которому прибывшее по реке орденское войско подвозило к замку осадные машины.
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!
Ссылка на статью "О ФЛОТЕ ТЕВТОНСКОГО ОРДЕНА"
Ссылки на статьи той же тематики ...
ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна
!
html-ссылка на публикацию
BB-ссылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.