Тевтонский Орден. История и Наследие.



38. Затишье перед новой бурей.

С окончанием войн против турок-османов во второй половине XVIII века все большее значение в деятельности сохранившихся к тому времени рыцарских Орденов стало играть решение чисто мирских задач. В Тевтонском Ордене главный акцент также был перенесен на управление орденскими владениями, строительство новых замков, а по сути дела - пышных дворцов в стиле "барокко", отвечавших вкусам той блестящей эпохи сравнительно недолгого затишья перед новой бурей.

Комтурии превратились в находившиеся под образцовым управлениям имения или, если позволено будет употребить выражение более поздней эпохи - "культурные хозяйства". "Братья-священники" духовно окормляли свою паству и рачительно управляли орденскими храмами и приходами. А вот с когда-то образцовой орденской дисциплиной дело обстояло все хуже - начиная с середины XVIII века участились случаи немыслимого прежде одновременного членства в Тевтонском и Мальтийском Ордене (и даже в масонских ложах, хотя членство в последних многократно запрещалось папским престолам правоверным католикам под угрозой отлучения от Церкви).


 

В 1801 году в Тевтонском Ордене насчитывалось всего 60 "братьев-рыцарей".


Эпоха наполеоновских войн привела к почти полному уничтожению Тевтонского Ордена. Завоевав пол-Европы и ликвидировав после победы при Аустерлице в 1805 году "Священную Римскую Империю германской нации", Император французов Наполеон I Бонапарт повсюду запретил духовно-рыцарские Ордены, в том числе и Тевтонский Орден, и передал конфискованные орденские владения под управление своих марионеток. С одной стороны это было концом существования Тевтонского Ордена в его прежней форме. Эпоха его государственного суверенитета завершилась раз и навсегда.

Тевтонский Орден сохранился, в виде мелких раздробленных владений, лишь на территории сильно урезанной монархии Габсбургов - Австрийской империи. Но в то же время французский завоеватель положил конец "эпохе троеверия" в истории Тевтонского Ордена, силою вещей снова превратившегося в чисто католическую организацию (единственным исключением оказался маленький евангелический Утрехтский бальяж, или Баллей Утрехт, на территории Голландии, но и он не подчинялся уже не магистру-католику, а голландскому королю-протестанту).

39.Под эгидой монархии Габсбургов

На протяжении нескольких десятилетий Тевтонский Орден почти не пользовался влиянием и, самое главное, существовала большая неопределенность в отношении его правового статуса. Но самое главное - орденское братство сохранилось. После смерти правившего начиная с 1804 года Верховного магистра эрцгерцога Австрийского Антона Виктора в 1835 году не только был избран Гохмейстером его преемник, эрцгерцог Максимилиан Иосиф, но и произошла очередная реорганизация Ордена, главной идейной "движущей силой" которого стал "обновитель (реноватор) Тевтонского Ордена" - католический священник брат Петер Риглер.

С 1809 года (и по сей день) резиденция Ордена Приснодевы Марии находится в столице Австрии - Вене. В 1836 году Тевтонский Орден насчитывал в своих рядах всего лишь 6 "братьев-рыцарей" и 15 "братьев-священников". Наконец, в 1839 году император Австрийский Франц и его знаменитый государственный канцлер князь Клеменс фон Меттерних создали для Ордена новую правовую основу. Орден Девы Марии принял новый устав и в течение последующих 90 лет официально именовался "Тевтонский (Немецкий) Рыцарский Орден (Дейчер Риттерорден)", хотя сокращенно его нередко по-прежнему называли просто "Тевтонским Орденом". "Дом Пресвятой Девы Марии Тевтонской" превратился, по сути дела, в династический Орден Габсбургов. Согласно новому уставу, орденские братья обязались избирать Верховными магистрами только принцев Габсбургского дома.

И действительно, с тех пор и до 1923 года Тевтонский рыцарский Орден возглавляли эрцгерцоги Австрийские (принцы правящего Габсбургского Императорского Дома). С 1840 по 1894 гг. они носили титул "Гроссмейстеров" (Великих Магистров) - единственный короткий период за всю более чем 800-летнюю историю Ордена Девы Марии, а с 1894 по 1923 гг. - снова "Гох-унд-Дейчмейстеров" (Верховных и германских магистров).

Для рыцарей Тевтонского рыцарского Ордена под эгидой династии Габсбургов была введена особая орденская форма, напоминавшая военную. Она состояла из белого мундира с глухим черным воротником и черными обшлагами; надевавшегося поверх мундира белого супервеста с нашитым на груди черным лапчатым орденским крестом с серебряной каймой; белых брюк, заправленных в высокие черные лакированные сапоги с раструбами и с золотыми шпорами; надевавшегося поверх мундира белого плаща-пелерины с черным, окаймленным серебром, лапчатым орденским крестом на левом плече, скреплявшегося на груди золотой цепочкой; черной фетровой шляпы с черно-белой лентой и черно-белым плюмажем из страусовых перьев. На прошитом серебряной нитью черном поясе с серебряной пряжкой, украшенной тевтонским лапчатым крестом, висел меч с узким клинком, в черных кожаных ножнах, с черно-серебряным эфесом. Поверх мундира на черной шелковой ленте висел знак Ордена Девы Марии - золотой, покрытый черной эмалью и окаймленный по краям серебром латинский лапчатый крест, увенчанный синим шлемом с золотой решеткой на забрале и пятью страусовыми перьями - 3 черными и 2 белыми. Звезда Тевтонского Ордена, носившаяся слева на груди, представляла собой черный лапчатый латинский крест с серебряной каймой.

Гох-унд-Дейчмейстер Тевтонского рыцарского Ордена носил форму, аналогичную рыцарской, но с геральдическим крестом, соответствующим его сану, на плаще, груди и шейной ленте. После Второй мировой войны ношение этой тевтонской орденской униформы (которую и без того после 1923 года носили все реже) окончательно вышло из употребления.

В период многочисленных реорганизаций под эгидой членов Императорской Семьи в составе Немецкого Ордена была постепенно учреждена особая, так называемая "марианская линия» (названная так по упоминавшемуся нами выше одному из древних названий рыцарей Тевтонского ордена Девы Марии), задачей которой, как у мальтийцев и иоаннитов в данный период, стала организация добровольной санитарной службы (полевых лазаретов, санитарных колонн и госпитальных поездов).

Учрежденный Габсбургами в 1881 году особый "Марианский крест Тевтонского (Немецкого) Ордена", почти ничем не отличаясь от обычного - черного с белой окантовкой и расширяющимися концами "тевтонского", имел в середине круглый белый медальон с красным крестом, окаймленный латинской надписью "ORDO TEUT. HUMANITATI" ("Орден Тевтонского человеколюбия"). Еще одно отличие заключалось в том, что "марианский" тевтонский крест носился не на черной, а на белой шелковой ленте с черными полосками. В отличие от самого Тевтонского рыцарского Ордена Габсбургов, остававшегося по своему составу строго католическим и не допускавшего в свои ряды "инославных", в "марианскую линию" был открыт доступ и протестантам.

В нее был принят в качестве почетного комтура даже германский Император Вильгельм II Гогенцоллерн (невзирая на то, что являлся прямым потомком "узурпатора" власти Ордена над Пруссией - вероломного Гохмейстера Альбрехта фон Гогенцоллерн-Ансбаха!). Надо сказать, что кайзер Вильгельм II весьма гордился своей принадлежностью к Тевтонскому Ордену. Будучи одновременно Державным протектором (покровителем) протестантской ветви другого - иоаннитского (Мальтийского) Ордена (так называемого "Бранденбургского Баллея рыцарского Ордена госпиталя Святого Иоанна, что в Иерусалиме"), Вильгельм II носил на шее совершенно уникальный, комбинированный знак своей принадлежности к обоим Орденам - большой белый восьмиконечный иоаннитский (мальтийский) крест с золотыми одноглавыми коронованными прусскими орлами между лучами и с наложенным на него лапчатым черным, с серебряной каймой и красным крестом в круглом белом центральном медальоне, комтурским крестом "марианской линии" Тевтонского Ордена на белой, с черными полосками, "марианской" ленте.

При Верховном магистре австрийских тевтонов эрцгерцоге Максимилиане Габсбурге, главным образом благодаря усилиям реформатора Ордена Петера Риглера, брата-священника и профессора богословия, Орден Девы Марии был - в очередной раз - подвергнут коренной трансформации. Так, в нем был воссоздан институт "орденских сестер". Орден по-прежнему принимал в ряды своих "братьев-рыцарей" представителей благородных родов, но в него также вступало все больше студентов богословия, услужающих братьев и так называемых "сестер-аспиранток (соискательниц)".

Всего за несколько лет при Ордене Девы Марии образовалась весьма современная и динамичная для того времени сестринская конгрегация. К 1900 году на территории Австро-Венгерской или, как тогда говорили, Дунайской, монархии Габсбургов насчитывалось более 1000 "сестер" Тевтонского Ордена, несших свое служение в 70 орденских госпиталях, больницах, приютах, школах, детских садах и приходах, а кроме того - более 1000 "братьев-рыцарей", "фамилиаров" и "братьев-священников" Тевтонского Ордена, подобно иоаннитам, занятым главным образом санитарной службой в условиях как войны, так и мира.

После падения Австро-Венгерской монархии земельные владения Ордена Девы Марии оказались разбросаны по шести новым государствам, поспешившим (за исключением Италии) их присвоить. Гохмейстер ("Дейчмейстером" он себя уже не именовал, в связи с неясностью вопроса, является ли Австрийская республика частью Германии или нет) эрцгерцог Ойген (Евгений) фон Габсбург преобразовал Тевтонский рыцарский Орден в чисто духовный, или монашеский, Орден (именовавшийся с 1929 года просто "Тевтонским Орденом"), во главе которого с 1923 года, как уже говорилось выше, стоит католический священник. Последнее было связано с намерением не дать новым австрийским республиканским властям конфисковать имущество Ордена Девы Марии как - якобы! - часть имущества свергнутой династии Габсбургов. Институт "братьев-рыцарей" был ликвидирован, единственными членами Тевтонского Ордена не священнического звания остались "фамилиары", из числа которых Верховный магистр после Второй мировой войны назначает"почетных рыцарей" ("рыцарей чести").

Страницы: 1 ... 23 24 25 26 27 28 29 30 31 ... 53


Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!

Ссылка на статью "Тевтонский Орден. История и Наследие."

Ссылки на статьи той же тематики ...

  • - КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ВОЕННОГО (РЫЦАРСКОГО) ТЕВТОНСКОГО (НЕМЕЦКОГО) ЛЕВАНТИНСКОГО ОРДЕНА
  • - Орден Тамплиеров: история и современность
  • - Тайны Тевтонского ордена
  • - Устав Тевтонского ордена, история создания
  • - Командные слова. Приложение к Корабельному уставу Военно-Морского Флота СССР
  • - ГЛАВНАЯ ХОРУГВЬ ТЕВТОНСКОГО ОРДЕНА
  • - ТЕВТОНСКИЙ ОРДЕН ГАБСБУРГСКОЙ ЭПОХИ
  • - СУВЕРЕННЫЙ МАЛЬТИЙСКИЙ ОРДЕН В ХХ и ХХI ВЕКЕ


  • Название статьи: Тевтонский Орден. История и Наследие.


    Автор(ы) статьи: Вольфганг Акунов

    Источник статьи:  


    ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна !
    html-ссылка на публикацию
    BB-ссылка на публикацию
    Прямая ссылка на публикацию
    Страницы: 1 ... 23 24 25 26 27 28 29 30 31 ... 53
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
    Поиск по материалам сайта ...
    Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
    Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
    Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
    Книга Памяти Украины
    Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...
    Top.Mail.Ru