Тевтонский Орден. История и Наследие.



34.К последнему морю

Как это ни странно, но "благочестивейший" польский король-католик Владислав Ягайло заключил с многократно проклятыми римскими папами еретиками-гуситами союз и пропустил через свои земли их отряды, в июле 1430 года огнем и мечом опустошившие, при поддержке польских войск, орденские владения Неймарк (Новую марку) и Помереллию, взяв штурмом города Фридеберг, Вольденберг, Ландсберг, Сольдин, Кониц, Тухель, Диршау. Взбунтовавшиеся подданные Тевтонского Ордена из "Союза городов" и "Прусского союза" также не гнушались нанимать на службу гуситов.

Хронический денежный голод не позволял Тевтонскому Ордену не только навербовать необходимое число наемников, но и выплатить жалованье тем 6000 наемных воинов, которые поверили ему на слово и теперь во весь голос требовали причитавшихся им денег.

Приведенный в отчаяние их все более настоятельными требованиями, Гохмейстер "тевтонов" Пауль фон Русдорф столкнулся с отказом многих городов и замков, формально сохранивших ему верность, выставить отряды ополченцев и предоставить средства, необходимые для продолжения войны. Данцигские "отцы города" согласились вывести в поле ополчение лишь в том случае, если его возглавит сам Гохмейстер. Между тем, гуситы и поляки не заставили себя долго ждать и осадили Данциг. Город им, однако, взять не удалось. Спалив Оливский монастырь, они выжгли орденские владения до самого устья Вислы и вышли на берег Балтийского моря. Там главарь гуситов Чапко поздравил своих ратников с тем, что привел их наконец "на край земли". В память об этом знаменательном событии более 200 знатных поляков и чехов были прямо под открытым небом посвящены на Балтийском побережье в рыцари.

Мало того - в рыцари был посвящен и сам предводитель еретиков, отлученный папой римским от Церкви гусит Чапко! После чего гуситы, испустив победный клич, наполнили свои фляжки водой из Балтийского моря, чтобы доставить домой сей зримый знак победоносного завершения своего Великого похода. Все это весьма напоминает историю о Чингисхане и Батые, тоже мечтавших привести свои орды к "последнему морю". Несколько странным выглядит лишь не в меру активное участие "христианского рыцарства» польского короля католика и недавно "окрещенной" Литвы в "Великом походе" гуситов, чьи ересиархи Ян Гус и Иероним Пражский были осуждены и сожжены на Констанцском соборе римско-католической Церкви в 1415 году.

35.Эпоха "троеверия»

В результате долгой, изнурительной и кровопролитной гражданской войны, прусское государство Тевтонского Ордена было разделено, его западная часть с Мариенбургом-на-Ногате попала под власть Польши, Верховный магистр перебрался в Кенигсберг. Насколько мало тогдашние войны между Польско-литовским феодальным государством и Немецким Орденом походило на межнациональные конфликты Нового времени, явствует из следующего обстоятельства. Одним из главных условий, поставленных поляками перед "тевтонами" при заключении Второго Торнского (Торунского) мира в 1456 году, заключалось в предоставлении польским магнатам (крупным феодалам-вельможам) и шляхте (мелкому дворянству) права вступать в Тевтонский (Немецкий) Орден Пресвятой Девы Марии!

Вскоре после переезда Гохмейстера "тевтонов" в Кенигсберг произошла упоминавшаяся выше секуляризации прусских владений Немецкого Ордена последним Верховным магистром Альбрехтом Гогенцоллерном в 1525 году. В результате секуляризации и уклонения бывшего Гохмейстера Альбрехта Бранденбургского в лютеранскую ересь пост руководителя Ордена Пресвятой Девы Марии оказался вакантным. Руководство взял на себя "дейчмейстер" ("магистр Германии") Вальтер фон Кронберг. Он перенес резиденцию Тевтонского Ордена в Мергентхайм (Мергентгейм) и принял титул "Администратора (исполняющего обязанности) должности Верховного магистра в Пруссии и Магистра в германских и романских землях", а позднее - титул "Гох-унд-Дейчмейстер" (Верховный и Германский магистр).

XVI век принес Ордену Пресвятой Девы Марии новые ощутимые потери. Кроме утраты орденских земель в Пруссии "тевтонам" пришлось уйти и из многих других провинций. В Богемии (Чехии) владения Тевтонского Ордена были, по большей части, опустошены еще в ходе гуситских войн XV века и большинство членов Ордена физически истреблено. Орденские владения в Греции были завоеваны турками-османами. В результате Тевтонский Орден смог сохранить только свои владения на территории "Священной Римской Империи германской нации". В эпоху Реформации многие орденские владения попали под власть князей-протестантов. Некоторые рыцари и даже магистры Ордена Пресвятой Девы Марии приняли новую веру, вскоре появилось уже немало членов Ордена лютеранского и даже кальвинистского вероисповедания.

Принцип Аугсбургского вероисповедания "Чья власть, того и вера" (лат.: "Куйус регио, эйюс религио") не пощадил и Тевтонский Орден. Однако вследствие сохранившегося высокого авторитета Ордена Девы Марии как института, многие переменившие веру рыцари и священники пожелали остаться членами Ордена, не рассматривали свою новую веру как препятствие к этому. Сложилась уникальная в своей парадоксальности ситуация, когда под руководством католического Верховного и Германского магистра продолжали нести служение "братья-рыцари", "братья-сарианты" и "братья-священники" трех различных вероисповеданий (римско-католического, евангельски-лютеранского и кальвинистско-реформатского), одни из которых хранили, а другие, напротив, нарушали обет целомудрия, то есть безбрачия (сходные процессы происходили, кстати, и в среде рыцарей другого - иоаннитского - Ордена на территории "Священной Римской Империи"). В германских землях Саксонии, Тюрингии и Гессене члены Тевтонского Ордена поголовно перешли в лютеранство, и тем не менее некоторые тамошние комтурии по-прежнему возглавлялись комтурами-католиками, по-прежнему назначавшимися Верховным магистром. Эта фаза в истории Тевтонского Ордена известна как эпоха "троеверия" или "триконфессионализма".

36.Золотой закат

Для тевтонских "Божьих дворян" XVI и XVII века были отмечены двумя событиями, имевшими тяжелейшие последствия для всей, но в особенности для Центральной Европы - нашествия турок-османов и вызванная Реформацией волна религиозных войн, кульминацией которых явилась опустошительная Тридцатилетняя война. К 1600 году из более чем двадцати бальяжей (провинций) Тевтонского Ордена на территории "Священной Римской Империи германской нации" верность католической вере сохранили только семь: Бизен, Кобленц, Лотарингия, Эльзас, Франкония, Австрия и Ан-дер-Этч (Альдо-Адидже в Южном Тироле).

Энергичному Верховному магистру эрцгерцогу Максимилиану Австрийскому удалось полностью реорганизовать эти семь бальяжей крайне ослабленного Тевтонского Ордена. Был переработан устав, отныне гораздо большее внимание, чем прежде стало уделяться духовному окормлению паствы в орденских церковных приходах и всесторонней подготовке и обучению членов Ордена. "Братья-рыцари" решали разнообразные задачи в ходе религиозных войн, а позднее - в ходе войн с турками. Правда, они все реже надевали орденское облачение, отличаясь от своих сослуживцев чаще всего лишь единственным знаком своей принадлежности к Ордену Девы Марии - тевтонским лапчатым крестом на шее или крестообразной орденской звездой на груди. Комменды были реконструированы и превращены в мощные оборонительные комплексы, защищавшиеся рыцарями Ордена Пресвятой Девы Марии.

В соответствии с переработанным уставом Тевтонского Ордена 1606 года каждому "брату-рыцарю" Ордена Девы Марии вменялось в обязанность не менее трех лет нести пограничную службу в орденских замках.

Охрану замка Тевтонского Ордена в г. Мергентгейме (резиденции дейчмейстера) традиционно охраняла т.н. "Орденская рота" (нем.: Ordens Compagnie). Иногда дополнительные воинские контингенты Тевтонского Ордена, по воле магистра Германии, выделялись и для охраны 21 башни и 4 главных ворот крепостных стен самого города Мергентгейма.

В 1695-1696 гг. в Мергентгейме был сформирован орденский полк "Тейчмейстер" ("Тойчмайстер", нем.: Teutschmeister), командиром и шефом которого стал лично мергентгеймский дейчмейстер (тейчмейстер) Тевтонского Ордена. Но охрану Мертентгеймского замка "тевтонов" продолжала нести "Орденская рота". Согласно сохранившимся инструкциям, в ежедневном вахтпараде на главной рыночной площади Мергентгейма участвовало 48 человек, 5 унтер-офицеров, 4 ефрейтора, 1 барабанщик и 38 рядовых, 1 капрал и 6 человек драгун (нем.: 48 Mann, 5 Unterofficier, 4 Gefreyten, 1 Dambor und 38 Gemeine, 1 Corporal und 6 Mann von den Dragonern). Чины полка и роты тевтонского магистра Германии носили бело-черную форму орденских цветов (замененную впоследствии на бело-синюю). Мергентгеймский полк "Тейчмейстер" не следует путать или смешивать с другим, австрийским Императорским и Королевским полком, имевшим сходное название, о котором пойдет речь ниже.

На протяжении всего XVII и XVIII вв. значительная часть сил и средств Тевтонского Ордена уходила на борьбу против турок-османов в составе войск Империи Габсбургов. Тевтонский Орден ежегодно выставлял против турок воинские контингенты, численность которых колебалась от 500 до 1000 конных и пеших бойцов.

В составе современной австрийской армии (Федеральных вооруженных сил, или Бундесгеер, нем.: Bundesheer) еще сегодня существует 1-й Венский егерский батальон "Гох-унд-Дейчмейстер" (нем.: Jaegerbataillon Wien 1 Hoch-und-Deutschmeister, бывший 1-й Венский батальон милиции (Milizbataillon Wien) - воинская часть, являющаяся прямой преемницей основанного в 1696 году венского пехотного полка "Гох-унд-Дейчмейстер" (нем.: Regiment Hoch-und-Deutschmeister), или просто "Дейчмейстер" (Regiment Deutschmeister), до самого падения монархии Габсбургов в 1918 году возглавлявшегося австрийскими принцами, носившими титул "Верховного и Германского магистра" Тевтонского (Немецкого) Ордена, офицерский состав которого столетиями комплектовался почти исключительно из тевтонских рыцарей. Даже полковая форма "дейчмейстеров" долгое время была традиционных цветов Тевтонского Ордена - белого с черным (пока не стала белой с синим), Во второй половине XIX века ее заменили небесно-голубые с желтым мундиры и темно-серые брюки-панталоны.

Страницы: 1 ... 21 22 23 24 25 26 27 28 29 ... 53


Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!

Ссылка на статью "Тевтонский Орден. История и Наследие."

Ссылки на статьи той же тематики ...

  • - КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ВОЕННОГО (РЫЦАРСКОГО) ТЕВТОНСКОГО (НЕМЕЦКОГО) ЛЕВАНТИНСКОГО ОРДЕНА
  • - Орден Тамплиеров: история и современность
  • - Тайны Тевтонского ордена
  • - Устав Тевтонского ордена, история создания
  • - Командные слова. Приложение к Корабельному уставу Военно-Морского Флота СССР
  • - ГЛАВНАЯ ХОРУГВЬ ТЕВТОНСКОГО ОРДЕНА
  • - ТЕВТОНСКИЙ ОРДЕН ГАБСБУРГСКОЙ ЭПОХИ
  • - СУВЕРЕННЫЙ МАЛЬТИЙСКИЙ ОРДЕН В ХХ и ХХI ВЕКЕ


  • Название статьи: Тевтонский Орден. История и Наследие.


    Автор(ы) статьи: Вольфганг Акунов

    Источник статьи:  


    ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна !
    html-ссылка на публикацию
    BB-ссылка на публикацию
    Прямая ссылка на публикацию
    Страницы: 1 ... 21 22 23 24 25 26 27 28 29 ... 53
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
    Поиск по материалам сайта ...
    Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
    Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
    Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
    Книга Памяти Украины
    Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...
    Top.Mail.Ru