Облачение членов Тевтонского ордена
Существует широко распространенное и глубоко укоренившшееся заблуждение (разделявшееся и втором данного очерка в некоторых из своих прежних трудов - в частности, в миниатюре "Тевтоны в Ливонии и опричный орден Иоанна"-, будто, в отличие от братьев-рыцарей, "тевтоны"-"сарианты" носили на своих серых облачениях (а также на щитах) "половинный","половинчаитый" или "антониев" крест в форме заглавной буквы "Т" (именуемый также "Тау-крестом") черного цвета (казалось бы, подтверждавшееся тем несомненным фактом, что, когда в XVI веке вошло в моду ношения металлических орденских крестов на шейной ленте, многие "сарианты" Тевтонского ордена стали носить на шейной ленте черные эмалированные, с белой каймой, "Тау-кресты").
Между тем, в действительности "братья-сарианты" Тевтонского ордена (в отличие от сержантов-сервиентов орденов тамплиеров и госпитальеров-иоаннитов) в "классическую" эпоху его существования (XII-XV вв.) носили на своих серых кафтанах, полукафтаньях и плащах-мантиях не "половинные", а точно такие же черные кресты, как у "братьев-рыцарей" и у "братьев-священников". Да это и не удивительно, учитывая то обстоятельство, что "братья-сарианты" приносили те же орденские обеты целомудрия, послушания и нестяжания, что и "братья-рыцари" и "братья-священники" и, соответственно, являлись такими же полноправными членами Тевтонского ордена Пресвятой Девы Марии.
Каждый "брат-рыцарь" и "брат-сариант" Тевтонского ордена Приснодевы Марии имел следующий комплект одежды:
1) 2 пары полотняных нижних коротких, до колен, "штанов" (состоявших из 2 отдельных штанин и гульфика);
2)2 полотняные белые нижние рубахи с длинными рукавами;
3)черные длинные "штаны" (фактически - "бейнлинги", или "леггинги", то есть 2 отдельные штанины);
4)"конвентуальный" ("монастырский") кафтан ("конвентсрок") черного (у "братьев-рыцарей") или серого (у "братьев-сариантов") цвета, напоминающий покроем монашескую рясу;
5)куртку ("якке")черного (у "братьев-рыцарей") или серого (у "братьев-сариантов") цвета, укороченную (по сравнению с "конвентуальным кафтаном";
6)дорожный плащ ("рейнмантель", то есть "дождевик", или "каппа")с капюшоном, белого (у "братьев-рыцарей") или серого (у "братьев-сариантов") цвета, с черным орденским крестом на груди и на спине;
7)военный кафтан ("ваффенрок") белого (у "братьев-рыцарей") или серого (у "братьев-сариантов") цвета с черным крестом на груди и на спине, надевавшийся в боях и походах поверх доспехов (к началу 1-й трети XIV в. этот военный кафтан стал вытесняться более коротким полукафтаньем);
8)зимний военный кафтан аналогичной расцветки, но, в отличие от летнего подбитый овечьим (или козьим) мехом);
9)орденский плащ-мантию белого (у "братьев-рыцарей" и "братьев священников")или серого (у "братьев-сариантов") цаета с черным крестом на левом плече (напротив сердца).
Орденские кресты, нашивавшиеся на летние и зимние военные кафтаны (а впоследствии - полукафтанья) членов Тевтонского Ордена на груди и спине постепенно увеличивались в размерах.
Кресты на кафтанах и полукафтаньях "гебитигеров" и комтуров Тевтонского ордена с самого начала имели большие размеры, чем кресты других "братьев" ордена Приснодевы Марии.
"Полубратья" же (лат.: "семифратрес") Тевтонского ордена носили серые кафтаны, а поверх них - серые плащи (с рукавами - в отличие от плащей "братьев-рыцарей", "братьев-священников" и "братьев-сариантов") с черным "Тау-крестом" напротив сердца. Но "полубратья", в отличие от "братьев-сариантов", не являлись полноправными членами Тевтонского ордена и не были обязаны ордену военной службой. Правда, "полубратья" также вносили при вступлении в орден Девы Марии в качестве обязательного вклада свое движимое и недвижимое имущество и давали обет безбрачия, бедности и послушания, однако занимались главным образом сельским хозяйством и уходом за скотом в орденских имениях. Лишь в исключительных случаях (например, при неприятельских нападениях на владения Тевтонского ордена или при объявлении всеобщей мобилизации, как в Большую войну с Польшей и Литвой в 1409-1411 гг.), "полубратьям" приходилось браться за оружие.
По орденским "Законам", изданным еще в Святой Земле в 1289 г. Верховным магистром (Гохмейстером) братом Бурхардом фон Шванденом, "полубратьям" надлежало носить серый кафтан, а поверх кафтана - короткий и широкий серый плащ с "половинным" крестом (упоминавшимся выше "Тау-крестом"), черные штаны и обувь на ремнях. Башмакам "полубратьев" надлежало быть на 3 или 4 пальца выше, чем башмакам "братьев" Тевтонского Ордена. Кроме того, "полубратьям" полагалось выстригать волосы вокруг ушей и брить бороды (как "братьям-сариантам" и "братьям-священникам").
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.