Облачение членов Тевтонского ордена
Это не было чем-то из ряда вон выходящим – так, например, у госпитальеров-иоаннитов донат(ор)ы-жертвователи (спонсоры) носили, в качестве знака отличия, крест без верхнего луча.
Со временем появившиеся у Тевтонского ордена светские ленники-вассалы рыцарского звания, т.н. "ландриттеры" или "ландесриттеры" (миряне-рыцари, получившие от ордена Девы Марии земли в лен и обязанные ему за это воинской службой), а также наемные воины, служившие ордену за плату, носили на своих доспехах, одежде, попонах коней или щитах знак своей службе ордену – обычно небольшое изображение черного орденского креста тевтонов на белом геральдическом щитке.
Заметим, что члены большинства военно-монашеских орденов, возникших по образцу тамплиерского, (известная под названием "ордена меченосцев" ливонская "Бедная братия Христова", "Добринские братья", орден Святого Гроба Господня, иберийские духовно-рыцарские ордены Калатравы-Сальватьерры; Алькантары; Христа; Святого Иакова и Меча, или Сантьяго; Эворы, Святого Бенедикта Ависского, Сан Хорхе д' Альфама и др.), носили аналогичное тамплиерскому и цистерцианскому белое облачение – плащи и сюрко – с крестами различной формы (но обычно "тамплиерского" красного цвета, символизировавшего постоянную готовность принять мученическую смерть во имя Господа Христа).
В то же время некоторые военно-монашеские ордены, в уставе которых странноприимные задачи изначально играли основную роль (например, иерусалимский орден Святого Лазаря) как бы ориентируясь на иерусалимских странноприимцев-иоаннитов, носили плащи и одеяния под плащами черного "бенедиктино-иоаннитского" цвета.
Сохранилось не так много сведений о цвете одежды сервиентов-сержантов всех этих орденов. Вероятнее всего, он был, как и у сервиентов ордена Храма, на который они во всем ориентировались, "церковных цветов", то есть черного, коричневого или серого цвета.
В качестве головных уборов члены Тевтонского ордена носили круглые суконные шапочки (белые - у "братьев-рыцарей", серые - у "братьев-сариантов" и "полубратьев") с плоским верхом (орденский Устав в силу каких-то причин запрещал им ношение шапок с остроконечным верхом и черного цвета).
На военных полукафтаньях (сюрко, якках) членов Тевтонского ордена черные кресты были нашиты не только на груди, но и на спине.
Крест на одеянии Верховного магистра, в отличие от черных суконных крестов всех прочих членов ордена Девы Марии, был изготовлен из черного шелка.
Подобно членам других военно-монашеских орденов, члены Тевтонского ордена носили подвешенными к поясу четки (по-латыни: "розарии", по-немецки: "розенкранцы").
По Уставу "братьям-рыцарям" Тевтонского ордена (как, кстати, и "братьям-рыцарям" ордена тамплиеров) полагалось коротко, "под горшок" ("так, чтобы оставались открытыми уши", но допускались и более длинные волосы, "оставляющие открытыми лишь мочки ушей"), стричь волосы и носить бороды (таким образом, рижский оккультист и советский кинорежиссер т. Сергей Эйзенштейн изобразил тевтонов в своем фильме "Александр Невский" длинноволосыми и бритыми безо всяких на то оснований).
Это правило, однако, не распространялось на орденских "братьев-сариантов", "братьев-священников" и "полубратьев", в обязательном порядке бривших усы и бороду ("братья-священники" к тому же выбривали на макушке тонзуру; впрочем, иногда тонзуру носили и особо благочестивые "братья-рыцари" и "братья-сарианты").
Бороды простых "братьев-рыцарей" Тевтонского ордена не должны были отличаться слишком большой длиной. В то же время бороды "повелителей" ("гебитигеров") ордена Девы Марии были длинными (и часто раздвоенными на конце). Сохранилось описание этих длинных бород, срезанных победителями - поляками и литвинами - после поражения орденского войска при Танненберге (15 июля 1410 г.) с трупов павших в битве "гебитигеров", вместе с кожей подбородка, в каычестве трофеев (пощажен от поругания был только труп Верховного магистра "тевтонов" брата Ульриха фон Юнгингена).
К началу XIII века "братья-рыцари" Тевтонского ордена стали в боях и походах носить под белым плащом белое же одеяние с черным крестом. Черный крест на белом одеянии и белом плаще главы ордена Пресвятой Девы Марии – Верховного магистра -Гохмейстера, первоначально ничем не отличавшийся от обычного орденского креста, к описываемому времени уже было принято окаймлять серебром (в знак уважения к его высокому сану).
В мирное время тевтонские "братья-рыцари" носили под белым плащом прежнее черное облачение (длинный, похожий на монашескую рясу, черный кафтан), именуемое теперь (в отличие от военного - белого у рыцарей и серого у "сариантов"), "монастырским" или "конвентуальным". Черное "конвентуальное" облачение Гохмейстера было украшено его "должностным" гербовым крестом, о котором речь пойдет чуть ниже.
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!