Облачение членов Тевтонского ордена
Вольфганг Акунов
ОБЛАЧЕНИЕ ЧЛЕНОВ ТЕВТОНСКОГО ОРДЕНА ПРЕСВЯТОЙ ДЕВЫ МАРИИ.
Это был очень крупный человек, весь в черных доспехах, без всяких украшений и геральдических знаков, ибо все светское и показное запрещалось правилами того военного братства, к которому он принадлежал. Ни перо, ни герб не украшали его простой шлем, и на копье не было обычного вымпела. За плечами развевался белый плащ, на левой стороне которого резко выделялся широкий черный крест, прошитый серебром, - хорошо известная эмблема рыцарей тевтонского ордена. Под ним был конь, такой же массивный и черный и такой же строгий, как он сам.
Артур Конан "Дойл. Белый отряд".
Как известно, начало военно-монашескому Тевтонскому (Немецкому) ордену Пресвятой Девы Иерусалимской было положено странноприимным (гостеприимным или госпитальерским) братством, основанным, по одним сведениям, после Первого Крестового похода в Иерусалиме под эгидой братства иоаннитов (будущего ордена рыцарей-госпитальеров Святого Иоанна Иерусалимского), по другим – в ходе Третьего Крестового похода при осаде Аккона (Акконы, Акко, Акры, Аккарона, Екрона, Сен-Жан д’Акра, Птолемаиды, Птолемеиса) без участия иоаннитов. Как бы то ни было, первоначальное одеяние (хабит, от латинского слова "хабитус", то есть "облачение") тевтонских (то есть, немецких) странноприимцев было черным, как и у их "старших братьев"-иерусалимских иоаннитов-госпитальеров, в свою очередь, заимствовавших черное облачение, как и устав, у монашеского ордена августинцев, или у бенедиктинцев – древнейшего монашеского ордена Западной Европы, основанного еще в VI веке Бенедиктом Нурсийским, со временем причисленным римско-католической церковью к лику святых.
Тот факт, что первые странноприимцы-"тевтоны", в подражание странноприимцам-иоаннитам, избрали для себя черное облачение, объясняется сходством задач обоих госпитальерских братств, заключавшемся в предоставлении паломникам бесплатного крова и пищи, в лечении больных и раненых.
С момента возвращения большинства крестоносцев, завершивших свое вооруженное паломничество, из Святой Земли на родину, созданные оставшимися в Сирии и Палестине крестоносцами государства столкнулись с нехваткой воинов для обороны своих границ от сарацин. Выход был найден в форме преобразования странноприимно-монашеских братств в военно-монашеские (духовно-рыцарские) Ордены и создании новых орденов в исключительно военных целях, безо всякой уставной странноприимной деятельности.
Наиболее ярко выраженным типом (или. скорее, даже "архетипом") такого чисто военного духовно-рыцарского ордена было братство храмовников-тамплиеров - "орден бедных рыцарей (соратников) Христа и Храма Соломонова" -, получивших, в качестве орденского облачения, длинные белые плащи-мантии (белый цвет олицетворял целомудрие, чистоту помыслов и, вообще. Христианскую веру). Белый плащ-мантия "братьев-рыцарей" Тевтонского ордена именовался "господским плащом" (нем.: "герренмантель").
Вследствие нарастания сарацинской угрозы пришлось переключиться, в первую очередь, на военную деятельность и тевтонам. Отражением этой переориентации явились включение в первоначально чисто бенедиктинский и странноприимнический устав тевтонского братства элементов Устава тамплиеров и присвоение "тевтонам" римским папой длинного белого "тамплиерского" плаща-мантии (что вызвало большое недовольство у храмовников, опасавшихся, что их будут путать в бою с тевтонами из-за аналогичного облачения, что, вероятно, было связано с опасениями, что тевтоны смогут таким образом похитить у храмовников не только часть славы, но и часть добычи).
Необходимо заметить, что белый цвет орденского облачения храмовников был заимствован последними у монахов ордена цистерцианцев, под чьим покровительством был создан орден Храма. Вероятно, плащи у храмовников и "тевтонов" первоначально были просто белыми, безо всяких эмблем (на это наводят мысль некоторые средневековые миниатюры, изображающие орденское знамя "тевтонов" в виде простого белого полотнища без каких бы то ни было изображений).
Недоразумение было улажено путем предоставления папой римским обоим духовно-рыцарским орденам права носить на своих белых плащах две разные отличительных эмблемы. Тамплиеры получили в качестве орденской эмблемы красный крест, нашивавшийся напротив сердца и смотревшийся на белом плаще, как символ мученичества.
Первоначально это был простой прямой латинский (с более длинным нижним лучом) красный крест. Но после взятия мусульманской крепости Аскалон в Святой Земле, оборонявшейся египетским гарнизоном, храмовникам, отличившимся при штурме особой доблестью и понесшим громадные потери, были дарованы расширения на концах их кроваво-красного "мученического" орденского креста – так называемые "иерихонские трубы" (в знак того, что перед доблестью воинов Христа и Храма не смогли устоять стены твердыни врагов Божиих, как не смогли устоять стены ветхозаветного Иерихона перед натиском ратей Иисуса Навина). Крест, дарованный папой римским "тевтонам" на их белый "тамплиерский" плащ, был, в отличие от креста храмовников, не красного, а черного цвета.
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.