БЕРЕГОВАЯ ОБОРОНА
Оставляя для обороны Спб. эшелон» в 30 тыс. пехоты, остальные войска он предлагал, пользуясь выпуклым обводом побережья, расположить в каком-либо центральном пункте между Ригою и Спб., откуда можно бы было действовать значительными силами наступательно, по радиусам к пунктам неприятельских десантов, имеющих целью направиться к столице, к Литве или к Белорусскому краю.
В случае надобности, войска эти в качестве эшелона» могли прибыть к Спб. по железной дороге, а также служили бы эшелоном для войск, занимающих Царство Польское, если бы главный театр военных действий оказался в Западном крае.
В тактическом отношении, к Береговой обороне могут быть применены те же основные положения, что и для обороны длинной речной линии.
Занятие всех пунктов, кажущихся важными, приводит к неправильному распределению сил, выражающемуся в их разброске и приводящему к слабому кордону. Непосредственно занимать следует только особо важные пункты, а большая часть сил должна находиться позади и располагаться так, чтобы с помощью железных дорог в кратчайший срок сосредоточиться к пункту, на котором ожидаются действия противника в крупных размерах. Для выяснения этого пункта необходимо вести деятельную разведку, которая должна быть активна, вынесена возможно далее вперед, хорошо обдумана, целесообразно организована, снабжена всеми техническими средствами связи.
При обороне реки нельзя помешать переправе; так и при обороне морского побережья нельзя совершенно воспрепятствовать высадке. Поэтому, в большинстве случаев, приходится прежде всего отбрасывать высадившегося противника и, воспользовавшись его ненадежным сообщением с флотом, наносить ему возможно полное поражение. Надо всегда иметь в виду, что коммуникационные линии высадившихся войск чрезвычайно чувствительны. По вопросу об оперативной подчиненности морских и сухопутных сил Береговой обороны следует считать, что подчинение флота командующему армией нецелесообразно. Желательна и необходима тесная связь в действиях обеих сил, согласно поставленной цели и идеи операции, но передавать распоряжения с суши на море и обратно — трудно. Неизбежное трение между флотом и армией и часто недостаточное понимание взаимных свойств устраняется лучше всего действиями в духе общей цели и идеи операции, но не подчинением одного рода вооруженных сил другому.
Управление Береговой обороной в мирное время вверяется либо военно-сухопутному ведомству, или возлагается на ведомство морское. Первая из этих систем была до последнего времени наиболее употребительной, но с изменением взглядов на морскую силу и распространением идеи предпочтительности наступательных действий в деле Береговой обороны, она некоторыми наиболее прогрессивными в военном отношении государствами была оставлена в пользу второй. Наконец, существуют государства, в которых оборона берегов распределена между военным и морским ведомствами, при чем деятельность их не объединена и каждому из них предоставляется действовать самостоятельно.
За передачу Береговой обороны в ведение морского ведомства первый высказался в Германии фельдмаршал Мольтке. По его мысли, весь Береговой фронт государства должен быть передан в полное ведение моряков.
Только морские офицеры, — говорит Мольтке,— способны дать правильное направление всем средствам морской обороны, т. к. только они одни могут заметить слабые стороны нападающих эскадр, оценить различные движения неприятеля и угадать его настоящую цель».
Организация управления Береговой обороны некоторых наиболее важных по своему значению и отношениям к России государств представляется в следующем виде.
Германия.
Береговая оборона находится всецело в ведении морского ведомства; комендантами приморских крепостей, смотря по важности последних для флота, бывают морские или сухопутные (меньшинство) офицеры. Войска, составляющие гарнизоны и прислугу батарей, также подчинены морскому ведомству во всем, что относится к обороне данной базы. Система управления Береговой обороны отличается ясностью, последовательностью и точностью разработки. Другой ближайший сосед России на западе — Швеция с 1902 г. также сосредоточила все дело Береговой обороны в руках моряков. Командующий флотом в военное время с прибытием в приморскую крепость становится начальником всего крепостного района. Офицеры крепостной Береговой артиллерии, по отбытии положенных 2 лет вольноопределяющимися (волонтер-офицеры), поступают на 1 год в морское училище, откуда и выходят офицерами в крепостную Береговую артиллерию.
Корпус морской артиллерии имеет в своем ведении также и минную оборону. Как в Германии, так и в Швеции задача Береговой обороны облегчается в высокой степени благоприятной конфигурацией и гидрографическими свойствами их берегов. Берега Германии—по своей отмелости, Швеция — благодаря своим шхерам, и те и другие — по своей изрезанности облегчают как минную, так и артиллерийскую оборону.
Организация Береговой обороны во Франции отличается сложностью отношений между морскими и сухопутными начальниками. Во главе руководства Береговой обороны стоит комиссия изучения обороны побережья, в которой имеются представители военного и морского ведомств. Комиссия ведает техническим выполнением предначертаний комитета обороны государства.
Береговая оборона пяти морских округов, на которые разбито побережье Франции, заведуют вице-адмиралы — морские префекты, которым в военное время подчиняются все военные средства их округов.
В отношении сухопутных войск, им подчиненных, морские префекты в свою очередь, подчинены военному министру. Морские округа подразделяются на сектора, которых всего 29. Во главе каждого сектора находится генерал или адмирал, в зависимости от того, какое ведомство представлено в данном секторе более обширно. Начальникам секторов подчинены:
1) все средства Береговой обороны морского ведомства,
2) бригады Береговой стражи и
3) сухопутные войска, назначенные для обороны сектора.
В случае нападения начальник сектора имеет право просить содействия генерала, командующего ближайшим территориальным отделением (subdivision).
Последний посылает требуемые войска, и если численность их превышает 3 батальона, то он принимает на себя руководство операциями, донося об этом начальнику военного округа (general commandant de la region).
Помощником морского префекта по сухопутной части назначается генерал; в случае болезни или отсутствия префекта, всегда исполняющего обязанности коменданта главного военного порта своего округа, начальствование по морской части переходить к старейшему из находящихся в округе адмиралов, а обязанности коменданта — к генералу, помощнику морского префекта. Так. обр., в приморской крепости получается двоевластие.
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.