Божии дворяне (Очерки орденской традиции в Христианстве)

Родосские рыцари находились в тяжелейшем положении. Сельские районы за городом Родосом и территория других островов Додеканеса, подвергавшиеся постоянным нападениям мусульман (а вдобавок к ним – еще и венецианцев!). Деревни были сожжены дотла, угодья опустошены. Разоренные крестьяне больше не могли платить Ордену оброка – ни натурой, ни деньгами. В результате, Орден Святого Иоанна страдал от нехватки денег и продуктов питания. Кроме запасов продовольствия, не хватало вооружения, артиллерийских орудий и боеприпасов к ним. Фортификационные сооружения столицы Родоса и прочих крепостей, в том числе и на других островах архипелага, нуждались в срочном укреплении и ремонте. Но ремонтные работы также требовали больших денег. Хотя Орден еще в 1462 г. обложил все импортируемые товары дополнительным двухпроцентным "цепным налого"» (называвшимся так потому, что взимался с торговых кораблей при входе в гавань, перегороженную огромной железной цепью), иоаннитам не хватало денег на покрытие всех расходов – даже текущих! Великий Магистр неустанно требовал материальной и финансовой помощи Родосу от европейских филиалов Ордена. В 1470 г. турки захватили принадлежавший Ордену остров Эвбею. На очереди стояло завоевание ими Родоса! К счастью для pодосских рыцарей, султан Мехмет II Гази был отвлечен необходимостью ведения войны в Далмации и Персии. Шах Персидский, увязнув в войне с османами, попросил Орден Святого Иоанна о военной помощи. И рыцари решили ему эту помощь оказать, хотя он был мусульманином (правда, в отличие от турок и тогдашних египтян, не суннитом, а шиитом).

Военные приготовления Ордена шли во все убыстряющемся темпе. Великий магистр Джованни Баттиста дельи Орсини, у которого угроза турецкого нападения превратилась в "идею фикс", определил, кому из рыцарей предстоит оборонять башню Святого Николая (иногда именуемую в литературе "фортом Санкт-Николас"), а кому – Мельничный Мол, также усиленный мощной крепостной башней. Он обязал каждый "язык" Ордена за собственный счет расширить и дополнительно укрепить тот участок крепостной стены, который данному "языку" было поручено оборонять. Общий надзор над фортификационными работами был поручен Пьеру д’Обюссону, обладавшему необходимыми техническими знаниями и навыками. После избрания д’Обюссона Великим магистром фортификационные работы стали проводиться в еще более усиленном темпе и объеме. Д’Обюссон не только укреплял крепостные стены, увеличивал запасы всего необходимого, усиливал гарнизоны опытными воинами из Западной Европы, но и поддерживал секретные дипломатические отношения с султанами Египта и Туниса, чтобы избежать концентрического окружения Родоса. В 1477 г. Орден заключил торговый договор с египетским, а в 1478 г. – с тунисским султаном.

В 1478 г. Софианос (Абу Суфьян), губернатор расположенной напротив Родоса малоазиатской провинции Османской державы, прибыл на Родос в качестве посланника принца Джема (Джиджима или Зизима), младшего сына турецкого султана Мехмета II (от сербской княжны-христианки). Были начаты переговоры. Однако ни турки, ни рыцари Родоса не верили всерьез в возможность мирного завершения нараставшего конфликта. Обе стороны надеялись лишь выиграть время, чтобы завершить свои военные приготовления.

ПЕРВАЯ ОСАДА РОДОСА ОСМАНАМИ

(23 мая – 17 августа 1480 г. )

И вот наступил этот грозный день. 23 мая 1480 г. в Триандский залив на северо-западном побережье о. Родос, в непосредственной близости от орденской столицы, вошел военный флот османской Турции, состоявший из 170 больших кораблей. На берег Триандского залива сошла турецкая армия – 100 000 отборных бойцов, воодушевленных своей священной миссией "гази" - воинов ислама, и готовых стать "шахидами" - мучениками во имя веры Магомета – в том числе янычаров и сипахов. Турецким десантом командовал Великий визирь и Капудан-паша Меши, или Месих (именовавшийся ранее Мануилом Палеологом, отрекшийся от христианской веры грек, родственник последнего византийского Самодержца Константина XII, героически павшего с мечом в руке, обороняя в 1453 г. свою столицу Константинополь от турок!). Таких вероотступников было в то время немало.

К описываемому времени жители греческих селений уже укрылись, по приказу Великого Магистра рыцарей Родоса, в сильно укрепленных орденских крепостях Линдос, Фараклос, Монолитос, Ниокастро (Кастеллос) и Каттавия , в то время, как жители мелких островов Нисироса, Халки и Тилоса своевременно укрылись за стенами города Родос. Защищать главную резиденцию Ордена на Родосе прибыло более 600 рыцарей Святого Иоанна всех восьми "лангов".

В ходе боевых действий скоро выяснилось, что тактика Месиха Паши и его военачальников заключалась в том, чтобы отрезать город Родос от моря, откуда осажденные могли получать подкрепления и припасы, а затем взять город штурмом со стороны моря, где он был укреплен недостаточно сильно.

Ключевое значение для обороны двух родосских портов имела башня Святого Николая, построенная иоаннитами в 1464-67 гг. на крайней оконечности одноименного мола. Поскольку эта башня была выдвинута примерно на 500 м севернее основных фортификационных сооружений Родоса, она могла контролировать как гавань Порто Мандраччо (Эмборио), так и расположенную восточнее Акандийскую бухту. Башня Святого Николая – покровителя моряков - была центром обороны твердыни рыцарей Родоса со стороны моря.

Поэтому захват этой башни стал первоочередной целью турок. После многочасового жестокого обстрела башни из тяжелых осадных орудий турки 9 июля пошли на штурм башни. Но гарнизону башни удалось отразить несколько приступов подряд. На помощь осажденным поспешил сам Великий магистр Пьер д’Обюссон. После ожесточенного боя турецкий натиск удалось отразить.

Одновременно турки предприняли штурм города – тоже со стороны моря. Восточный участок крепостной стены Родоса, прилегавший к Акандийской бухте, оборонялся рыцарями Итальянского "языка". В этом месте фортификационные сооружения были довольно слабыми. Турецкая тяжелая артиллерия сосредоточенным огнем пробила в стене на участке, оборонявшемся "языком" Италии (за которым находился иудейский квартал Родоса) большую брешь. Но рыцари, при помощи горожан, выкопали за поврежденным участком стены новый глубокий внутренний ров и построили за ним новое укрепление, заняв которое, приготовились к отражению нового штурма. Возобновив артиллерийский обстрел участка Итальянского "языка", турки одновременно начали вторичный штурм башни Святого Николая. Рыцари Родоса вновь проявили максимум решительности и мужества. После новой кровопролитной схватки (по воспоминаниям очевидцев, "море окрасилось кровью убитых и раненых"!), турецкий приступ были вновь отбит с большими потерями.

Последний акт кровавой драмы разыгрался в иудейском квартале города Родоса. На рассвете 27 июля, в день Святого Пантелеимона Целителя, турки начали общий штурм города. Авангард осаждающих, состоявший из 2500 янычар, сломив ожесточенное сопротивление итальянцев, овладел их бастионом и ворвался в пылающий город, подожженный турецкой артиллерией. Ожесточенный бой продолжался в узких улочках иудейского квартала. Турки накатывались все новыми волнами. Изо всех частей осажденного города на подмогу итальянцам спешили рыцари и сержанты других "языков». Их вел в бой сам Великий магистр, истекавший кровью из пяти ран, полученных в схватке в проломе стены, не раз с копьем в руке бросавшийся в рукопашную. После трехчасового боя на улицах города турки, утомленные и понесшие тяжелые потери, начали отступать, а затем обратились в беспорядочное бегство, включая их Великого визиря и Главнокомандующего. Преследуя их, рыцари Родоса выбили турок за пределы городских стен, сделали вылазку и дошли до турецкого лагеря. Разграбив часть лагеря, они, в числе прочих многочисленных трофеев, принесли в город Зеленое знамя Ислама. В этот памятный день турки потеряли от трех до четырех тысяч бойцов только убитыми, не считая раненых и пленных. Последних, рыцари Родоса (хотя позднейшая благочестивая легенда описывает их при осаде Родоса "врачующими раны врагов, как свои собственные"!) в действительности обезглавили, изрубили на куски, вздернули на виселицу или посадили на кол (о чем свидетельствуют многочисленные описания очевидцев и хронистов, снабженные красочными иллюстрациями). Это была месть туркам за зверское истребление ими пленных иоаннитов и прочих христианских пленников при Никополе и в других местах.

Эта кровопролитная битва, по сути дела, ознаменовала собой окончание первой осады Родоса турками в 1480 г. Родосские рыцари, активно используя брандеры, подожгли немало турецких галер. 17 августа Месих Паша Палеолог снял осаду, погрузился с остатками своего войска на корабли и взял курс на гавань Фискоса, откуда он в свое время отплыл завоевывать Родос.

Весной следующего, 1481 г. султан Мехмет II, утратив доверие к ренегату Месиху Паше, вознамерился лично возглавить новый поход турецкой армии на Родос. Собрав до 300 000 войска (если верить орденским хроникам), султан направил их в Вифинию, с намерением посадить их там на суда и двинуться на завоевание Родоса, но… по пути в Вифинию неожиданно умер "от колики"(?).

Его внезапная кончина дала Ордену Святого Иоанна желанную передышку.

В том же 1481 г. остатки родосских укреплений, уцелевшие после турецкого обстрела и штурма, были окончательно разрушены сильнейшим землетрясением. Согласно воспоминаниям очевидцев, Родос выглядел ужасно. Укрепления и большинство домов превратились в груды развалин. Села были разорены и сравнены с землей, оливковые и плодовые деревья срублены, поля вытоптаны, скот угнан. Сильно поредевшее население острова буквально голодало.

Воинственные и благочестивые рыцари-монахи отреагировали на это в духе верности своим идеалам. Они служили мессы, постились, издавали указы, направленные против падения нравов. Иоанниты освободили народ от налогов и податей и бесплатно раздавали населению зерно из орденских запасов. Были приняты меры по восстановлению сельского хозяйства, восстановлению фортификационных сооружений, административных зданий и частных домов.

ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД

Пока родосские рыцари пытались восстановить разрушенное во время осады и путем дипломатических переговоров (им удалось заключить союз с губернатором Икония, или Карамании), в Турции вспыхнула война между претендентами на султанский престол.

После смерти Мехмета II  Гази его 2 сына, старший - Баязид и младший - Джем выступили в качестве претендентов на верховную власть. После жестокой, кровопролитной борьбы верх одержал Баязид, а Джем (сын сербской княжны-христианки, поддерживавший связи с рыцарями Родоса еще в свою бытность губернатором Малой Азии), бежал на Родос. Великий магистр Пьер д’Обюссон принял турецкого принца со всеми подобающими тому почестями, надеясь использовать его как постоянную угрозу для Баязида и гарантию ненападения турок на орденское государство.

 Старший брат принца Джема, Баязид, вошедший в историю как султан Баязид II, имел все основания опасаться, что Магистр иоаннитов и другие христианские государи помогут Джему завладеть троном. Посланника Баязида явились на Родос и потребовали от рыцарей выдать им беглого принца. Опасаясь за жизнь Джема, иоанниты в сентябре 1482 г. переправили его с Родоса в свою приорию Овернь, где и поселили – в качестве знатного заложника и одновременно - постоянной угрозы Баязиду. В том же 1482 г. Ордену удалось заключить с Баязидом мирный договор, взыскав с него вдобавок 40 000 венецианских флоринов "на достойное содержание его царственного брата". Не желая ссориться с д’Обюссоном, султан Баязид II подарил Ордену родосских рыцарей величайшую святыню – десницу (правую руку) небесного покровителя Ордена – Святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

Страницы: 1 ... 50 51 52 53 54 55 56 57 58 ... 71

Ссылка на статью "Божии дворяне (Очерки орденской традиции в Христианстве)"

Ссылки на статьи той же тематики ...

  • - ГРАДУ И МИРУ
  • - Казачий Харьковский полк
  • - О ВОЗНИКНОВЕНИИ ФЛОТА ОРДЕНА СВЯТОГО ИОАННА ИЕРУСАЛИМСКОГО
  • - СУВЕРЕННЫЙ МАЛЬТИЙСКИЙ ОРДЕН В ХХ и ХХI ВЕКЕ
  • - О первой битве при Газе
  • - Последние десятилетия латинян в Земле Воплощения
  • - Орден Милосердия
  • - ОБ ОРДЕНЕ СВ. ИОАННА КОРОЛЯ ПЕТРА II ЮГОСЛАВСКОГО И О ЕГО ПРЕДШЕСТВЕННИКАХ


  • Название статьи: Божии дворяне (Очерки орденской традиции в Христианстве)


    Автор(ы) статьи: Вольфганг Акунов

    Источник статьи:  

    Дата написания статьи:  {date}


    ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна !
    html-ссылка на публикацию
    BB-ссылка на публикацию
    Прямая ссылка на публикацию
    Страницы: 1 ... 50 51 52 53 54 55 56 57 58 ... 71
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
    Поиск по материалам сайта ...
    Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
    Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
    Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
    Книга Памяти Украины
    Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...
    Top.Mail.Ru