О "ФИДАИНАХ" И "ЗИНВОРАХ"
Итак, значительная часть влиятельнейших нефтепромышленников России, тесно связанная с международным (в первую очередь - банковским) капиталом, находилась в крайней оппозиции к существующей власти и поддерживала в борьбе с ней самые радикальные и архиреволюционные силы.
Первоначально партия "Дашнакцутюн" ставила себе целью освобождение от власти османов Турецкой Армении, но с 1897 г. она начала борьбу и против правительства Российской империи. Правда, борьба с царским правительством не являлась главным направление в ее деятельности. Острие борьбы "дашнаков" было направлено против султанской Турции (одной из самых нашумевших террористических акций "дашнаков" тех времен был захват здания Оттоманского банка в Константинополе-Стамбуле; турецкое правительство под давлением иностранных держав было вынуждено дать "революционным экспроприаторам" возможность выехать за границу).
Положение дел, однако, резко изменилось после того, как в 1903 г. правительство Российской империи конфисковало имущество армянской церкви. Эта конфискация была вызвана оппозиционностью немалой части армянского духовенства. Решение о секуляризации имущества армянской церкви было принято правительством Российской империи 12 июня 1903 г. Посредством конфискации предполагалось подорвать экономическое влияние армянского духовенства и сделать его более покладистым, однако эффект оказался прямо противоположным. Армянская церковь почти полностью перешла в оппозицию царскому правительству и встала на путь широкой поддержки "дашнакского" национально-революционного движения.
Характеризуя сложившееся положение, Главноначальствующий гражданской частью на Кавказе князь Г.С. Голицын 13 мая 1904 г. писал министру внутренних дел Российской империи В.К. Плеве (вскоре убитому бомбой эсера-террориста):
"Истинным главою и вдохновителем этого ("дашнакского" - В.А.) движения является сам патриарх-католикос, именем которого и действуют заправилы движения", а "имеющееся в Вагаршапате (Эчмиадзине, резиденции главы армянской церкви - В.А.) отделение Кавказского армянского революционного комитета в своей деятельности фактически слилось с легально существующей канцелярией католикоса, через посредство которой поддерживается связь между католикосом и революционерами ("дашнаками" - В.А.)".
Заведующий полицией на Кавказе генерал Е.Н. Ширинкин писал 9 января 1906 г.:
"Армянский католикос выдал дашнакистам ("дашнакам" - В.А.) особые книжки за своей печатью для сбора денежных пожертвований в пользу пострадавших в Турции (от резни - В.А.) армян. В действительности же собранные таким путем суммы поступают в распоряжение организции "Дашнакцутюн".
Стремясь расколоть армянское духовенство, царское правительство, с одной стороны, было вынуждено в 1905 г. пойти на возвращение армянской церкви ее имущества, но, с другой стороны, усилило карательные действия против наиболее непримиримых представителей армянского клира. В частности, по обвинению в связях с партией "Дашнакцутюн" был предан военному суду архимандрит С. Корюн, занимавший пост секретаря католикоса всех армян. В связи с предъявленным обвинением начальник тифлисского Главного Жандармского Управления полковник П.М. Еремин 23 октября 1908 г. писал в Департамент полиции:
"По имеющимся в делах вверенного мне управления сведениям, архимандрит Корюн состоял членом Елисаветпольского Центрального комитета партии "Дашнакцутюн" и в то же время, числясь и в организации "Паторик" при Эчмиадзинском Синоде, председателем коего состоит известный своей революционной деятельностью епископ Ашот, - является одним из самых крупных и вредных деятелей в местной организации "Дашнакцутюн". По агентурным сведениям, Корюном (священнослужителем, да вдобавок еще и монахом! - В.А.) были утверждены смертные приговоры (! - В.А.) ротмистру корпуса жандармов Апелю, подполковнику пограничной стражи Быкову, шушинскому полицмейстеру подполковнику Сахарову, прапорщику Лоладзе и многим другим. Особенно Корюном преследовались армяне, не признававшие авторитета партии "Дашнакцутюн", которых по инициативе Корюна было убито значительное число". Авторы "кавказского запроса" утверждали, что "через его (архимандрита Корюна - В.А.) руки прошло на покупку оружия 60 000 руб.".
С момента секуляризации имущества армянской церкви властями Российской империи "борьба с царизмом" вышла для "дашнаков" на первый план. В сентябре 1904 г. представители партии "Дашнакцутюн" приняли участие в Парижской конференции российских революционных и оппозиционных партий, поставившей задачу объединения всех антиправительственных сил для свержения Самодержавия.
11 мая 1905 г. взрывом бомбы, брошенной "дашнаком" Дро (Драстаматом Мартиросовичем Канаяном), будущим командиром 2-го Армянского Добровольческого отряда царской армии на Кавказском фронте в годы Первой мировой войны, военным министром Первой ("дашнакской") Армянской треспублики (1918-1920), членом Ревкома Армении (1920), исполняющим обязанности Командующего вооруженными силами Армянской Советской Социалистической республики (1920-1921) и организатором Армянского Легиона в составе германского вермахта (1941-1945), был убит бакинский губернатор князь М.А. Накашидзе, обвиненный "дашнаками" в организации армяно-татарской (а выражаясь современным языком - армяно-азербайджанской) резни 1905 г. в г. Баку.
В мае 1905 г. Совет партии "Дашнакцутюн" распространил проект новой партийной программы, в которой ставилась задача создания Закавказской Федеративной демократической республики в составе Федерации других российских республик (что и осуществилось - правда, ненадолго! - после Февральского переворота 1917 г.). Таким образом, хотя "дашнаки" перешли к борьбе с российским Самодержавием, планов полного отделения Армении от России у них не имелось.
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.