Арсений Глухой, монах

Арсений Глухой
Арсений Глухой – один из образованнейших русских монахов XVII века; был также известен под названием А. «Селижаровец» на том основании, что сначала жил в Ниловой пустыни, которая называлась Селижаровскою (по озеру Селигеру), потом перешёл в Троицко-Сергиеву лавру. Достигнув конечной цели своих странствований – лавры, Арсений занялся самообразованием под руководством монастырского библиотекаря Антония Крылова, с которым сошёлся близко. Молодой монах часто обращался к своему руководителю, который, «любяй истинное богомудрое и душеполезное», нередко сам предупреждал просьбы любознательного Арсения: одни книги давал ему в келью для исправления, другие сличал с ним вместе в книгохранилище. Затем Арсений стал брать из библиотеки различные списки книг и, сличая их между собою, переписывал правильный текст. По собственным словам Арсения, скитаясь в иноческом одеянии по обителям, он успел изучить грамматику и «священную философию» (диалектику). В монастыре он основательно изучил риторику, латинский и греческий языки.

Эти занятия скоро обратили на него внимание, и когда царь Михаил Фёдорович 24 октября 1615 г. впервые вызвал в Москву лиц, способных заняться исправлением церковно-богослужебных книг, то среди приглашённых справщиков – лаврского библиотекаря Антония Крылова и священника подмонастырского села Клементьева Ивана Наседкина – оказался и Арсений, бывший тогда монастырским кононархом. Они неохотно брались за дело, зная, что добросовестное исправление богослужебных книг от «тьмочисленных неисправностей» восстановит против них многих, причастных к печатанию прежних книг. Антоний Крылов, как более опытный, отказался ехать в Москву, сославшись на болезнь. Тогда Арсению и Наседкину поручили исправить книгу «Потребник», но они, по их словам, сознавали, что любое исправление «простым людем будет смутно».

Чтобы уклониться от работы, Арсений подал в царский приказ отзыв, что «у тое книги Потребника быти им не мочно без настоятеля от власти», а без сличения списков нельзя приступить к делу. Кроме того, он указал, что в «Потребнике» все чиноположения священнические, а он не имеет сана священства. В челобитной Арсений добавил: «ни поп, ни дьякон» не может исправлять «поповские потребы». Наседкин же просил отпустить его к семье. По ходатайству Бориса Михайловича Салтыкова, покровительствовавшего Арсению, царь поручил исправление «Потребника» архимандриту Сергиевской лавры Дионисию. 8 ноября 1616 г. Дионисий, Арсений, Антоний Крылов, иеродиакон Закхей и священник Наседкин приступили к работе.

Рассматривая «Потребник» издания 1602 г., они, как писал Арсений Салтыкову, «безо всякие хитрости сидели полтора года, день и ночь». Царь велел исправлять книги «согласно свидетельствам священных книг, как вразумит св. Дух». Арсений уговаривал Дионисия: «Откажи дело государю, не сделати нам того в монастыре без митрополичьего совета». Но Дионисий, под влиянием честолюбивого Ивана Наседкина, настоял на продолжении.

Сличив 20 списков, справщики обнаружили ошибки в Цветной Триоди, Октоихе, Псалтири, Канонике, Минеях и церковном уставе 1610 г., изданном под наблюдением Логгина (головщика лавры). Арсений предвидел мщение со стороны виновных в прежних ошибках. Летом 1618 г., когда Дионисий привёз исправленный текст в Москву, патриарх Иона (временный глава церкви при пленённом Филарете) созвал собор, формально для обсуждения исправлений, а фактически – для осуждения справщиков.

Главными обвинителями выступили Филарет (уставщик), Маркелл (ризничий дьякон) и Логгин. Особое негодование вызвало удаление слов «и огнем» из молитвы на Богоявление. Справщики доказывали, что эта прибавка отсутствует в греческих и славянских списках, но их не слушали. Арсения истязали в Вознесенском монастыре, затем год держали в заточении на кирилловском подворье. Оттуда он писал Салтыкову и Лукьяновичу, обличая невежество духовенства: «Не знают-де ни православия, ни кривославия, точию на строку зрят… разума же сих не нудятся сведети».

В челобитных Арсений умолял: «Наше дело в мир не пошло… довольно наказания для трудившихся по принуждению». Но письма не доходили. Девять месяцев он провёл в оковах, «в одной свитке», часто без пищи.

В июле 1619 г. заступничество иерусалимского патриарха Феофана освободило справщиков. Окончательная реабилитация наступила с возвращением Филарета, который, проверив исправления по греческим книгам, исключил слова «и огнем» из Требника 1625 г.

После освобождения Арсений много лет работал на Печатном дворе.


Источники:
— Митрополит Евгений. Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина. Ч. I, 1818. С. 39.
— Филарет. Обзор русской духовной литературы. Кн. I. С. 219.
— Н. Аристов. Статья в Энциклопедическом словаре русских учёных и литераторов. Т. V. С. 455–487.
— Макарий. История русской церкви. Т. X. С. 75–94; Т. XI. С. 10–14.
— Смирнов. История московской греко-славянской академии. С. 4–5.
— Казанский. Исправление книг при ФиларетеЧтениях общества древностей. Т. VIII).
— В. Вишневский. Статья в Православном собеседнике. 1882. Февраль–март.
— С. Венгеров. Критико-биографический словарь. Т. I. С. 754–756.
— С. Белокуров. Статья в Чтениях любителей духовного просвещения. Апрель 1888.
— И. Е. Андреевский. Энциклопедический словарь. Т. II. С. 170–171.



Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!

Ссылка на статью "Арсений Глухой, монах"

Ссылки на статьи той же тематики ...

  • - Васятин Арсений Николаевич
  • - Арсений Грек, иеромонах
  • - Калашников Арсений, казак
  • - Колянковский Арсений Михайлович, подполковник
  • - Арсений Печерский, преподобный
  • - Арсений Константинович, князь
  • - Арсений Тверской, святитель, епископ Тверской
  • - Овцын Арсений Степанович


  • Название статьи: Арсений Глухой, монах


    Источник статьи:  Русский биографический словарь. Том 2

    Дата написания статьи:  {date=d-m-Y}


    ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна !
    html-ссылка на публикацию
    BB-ссылка на публикацию
    Прямая ссылка на публикацию
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
    Поиск по материалам сайта ...
    Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
    Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
    Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
    Книга Памяти Украины
    Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...
    Top.Mail.Ru