Арсений Грек, иеромонах
Арсений Грек — иеромонах, переводчик греческих и латинских книг, учитель греко-латинской школы. Родился около 1610 года, по одним источникам в Солуни, а по его собственным словам — в турецком городе Трикале. Когда ему минуло 14 лет, старший брат, архимандрит Афанасий, по обычаю греков того времени, отвёз его в Венецию для обучения грамматике, а оттуда — в Рим. Здесь Арсений, по его позднейшим показаниям князю Н.И. Одоевскому в Москве, учился «Омирову и аристотелеву учению и седьми соборам». Когда дело дошло до 8-го и 9-го соборов, от него потребовали клятву о принятии римской веры, «ибо иначе того учения никому не открывают и учить не велят». Чтобы избежать преследований, Арсений притворился больным и бежал из Рима. Позже, находясь в ссылке в Соловках, он признался, что временно принял католичество для допуска к учёбе.
Три года Арсений обучался философии и медицине в Падуанском университете. Вернувшись на родину и столкнувшись с подозрениями в отступничестве, он публично проклял папскую веру и в 23 года принял монашество. Был игуменом монастыря на острове Кяфе, затем жил при дворах валашского воеводы Матвея и молдавского Василия. Решив отправиться в Киевскую академию, он узнал во Львове, что для поступления требуется разрешение польского короля. В Варшаве Арсений вылечил короля от каменной болезни, получив грамоту к митрополиту Сильвестру Коссову.
В Киеве Арсений встретился с иерусалимским патриархом Паисием, который взял его с собой в Москву. Прибыв 26 января 1649 года, Арсений был представлен как «патриарший уставщик» и получил царское жалованье. После отъезда Паисия начал учительствовать, но вскоре патриарх донёс царю, что Арсений, по слухам, был «басурманином, униатом и способен на всякое злое безделие». На допросе Арсений отрицал обвинения, заявив: «Буде кто уличит меня — пусть снимут с меня шкуру!» Однако под угрозой пыток признал, что был вынужденно обращён в ислам, но покаялся перед янинским митрополитом.
Сосланный в Соловки, Арсений за три года снискал расположение монахов. Помилованный царём, он вернулся в Москву, где патриарх Никон поручил ему управление библиотекой и исправление богослужебных книг. Арсений считается основателем первой греко-латинской школы в Москве, хотя историки долго путали его с Арсением Глухим.
Несмотря на образованность, Арсений был известен беспринципностью: менял веру, лгал, предавал покровителей. Старообрядцы называли его «волхвом и еретиком». После падения Никона перешёл на сторону его врагов.
Труды:
-
Перевод «Скрыжали» Иоанна Нафанаила (1655).
-
«Анфологион» (1660) — сборник житий святых.
-
«Хронограф» Дорофея Монемвасийского (1665, не издан).
-
Славяно-латинский лексикон (совместно с Епифанием Славинецким).
-
«Арсениевская азбука» — уникальный почерк для книгопечатания.
Источники:
— Митрополит Евгений. Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина. Ч. I, 1818. С. 41–42.
— Филарет. Обзор русской духовной литературы. Кн. I. С. 239–240.
— С. Белокуров. Адам Олеарий о греко-латинской школе Арсения Грека // Чтения общества любителей духовного просвещения. 1888. Апрель.
— Н. Каптерев. Следственное дело об Арсении Греке // Чтения общества любителей духовного просвещения. 1881. Июль.
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.