Афинаида
Афинаида — Евдокия (конец 90-х IV в. ― 460, августа с 423, факт. ― до 442)
Афинаида, принявшая в крещении имя Евдокия, была дочерью афинского софиста Леонтия, наследницей эллинской мудрости и изящной словесности. Её жизнь круто переменилась в 421 году, когда после смерти отца она оказалась на грани нищеты. Леонтий, странно распорядившись своей волей, завещал всё состояние сыновьям, а дочери оставил лишь сто золотых, пророчески заметив, что «ее от всех забот избавит счастливый случай, удача — какой не выпадало на долю ни одной женщине»*.
*- Диль Ш. Византийские портреты: В 2 т./ Пер. М. Безобразовой. М., 1914. (Новое издание: Диль Ш. Византийские портреты/Пер. М. Безобразовой, пред. П.Безобразова. М.,1994.), т. I, с. 2.
Привыкшая к достатку и утонченной жизни, Афинаида не впала в отчаяние, но решила испытать судьбу. Она отправилась в Константинополь, к своей тетке, имевшей связи при императорском дворе. Та, оценив ум и красоту племянницы, сумела устроить ей аудиенцию у самой августы Пульхерии. Образованная и прекрасная, Афинаида произвела на властную сестру императора сильнейшее впечатление. Пульхерия, искавшая достойную партию для своего брата, узрела в афинянке идеальную кандидатуру. Когда Феодосий II увидел Афинаиду, он был пленен ею без памяти. Вскоре патриарх Аттик лично крестил её, и все преграды для брака были устранены. 7 июня 421 года Афинаида, ставшая Евдокией, обручилась с императором. Год спустя молодая императрица подарила супругу дочь, Лицинию Евдоксию, будущую супругу Валентиниана III, а 2 января 423 года Феодосий II торжественно провозгласил её августой.
Блестящее образование Афинаиды-Евдокии не осталось втуне; она вошла в историю как талантливая поэтесса, чьё творчество было многогранно. Её перу принадлежали как героические поэмы, воспевавшие победы римского оружия над персами, так и глубокие религиозные сочинения — стихотворные переложения книг Ветхого Завета и евангельских текстов, а также известная вплоть до позднего Средневековья поэма о святом Киприане*.
*- Памятники византийской литературы IV-IX вв./ Отв. ред. Л.А.Фрейберг. М, 1968.
В 438 году августа Евдокия, движимая религиозным чувством, предприняла паломничество в Святую Землю, в Иерусалим. По пути она посетила сирийскую Антиохию, где проявила щедрую благотворительность, пожертвовав городу огромные средства на восстановление стен и общественных зданий. Благодарные антиохийцы ответили ей восторженными овациями и воздвигли в её честь статую.
Однако блистательная судьба императрицы была омрачена зловещей тенью. История с Павлином, разыгравшаяся в 441 году, навсегда лишила Евдокию благосклонности супруга. Опальная, овеянная придворными сплетнями, она добровольно покинула Константинополь и удалилась в Иерусалим, где провела остаток своих дней. Мрачные слухи преследовали её и на чужбине: ходили толки, что двух местных клириков казнили по обвинению в связи с ней. В отместку за эти клеветнические измышления Евдокия, как утверждают, сумела тайно расправиться с автором доносов, неким столичным сановником.
Скончалась первая византийская поэтесса тихо, 20 октября 460 года, и нашла вечный покой в базилике святого Стефана, которую сама возвела на собственные средства. Перед смертью, по словам летописцев, она в горькой исповеди своему духовнику сетовала о своей невиновности в истории с Павлином, утверждая, что стала жертвой злобной клеветы и придворных интриг.
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.