Пульхерия, Императрица

Элия Пульхерия (Константинополь, 19 января 399 - † Константинополь, июль 453).

Флавия Пульхерия (399–453 гг., лат.: Aelia Pulcheria), старшая сестра императора Феодосия IIОтец: Аркадий
Сестра: Флаццилла
Правление: регентство для младшего брата, с 414 г.
Мужья:
               
Феодосий II (младший брат),
               Маркиан

Флавия Пульхерия (399–453 гг., лат.: Aelia Pulcheria), старшая сестра императора Феодосия II, представляет собой уникальный для позднеримской истории пример женского правления, осуществлявшегося под знаменем христианской аскезы. Провозглашённая АВГУСТОЙ в 414 году, она на полтора десятилетия стала фактической регентшей Восточной Римской империи, совмещая государственное управление с ролью духовной наставницы брата. Её политика, характеризовавшаяся религиозным ригоризмом и жёсткой волей к власти, оказала существенное влияние на развитие империи в критический период нарастания внешних угроз и внутренних теологических споров.

После смерти отца Аркадия в 408 году многие константинопольские военачальники предлагали Пульхерии руки и сердца, но она хранила обет целомудрия. Главным кандидатом был алан Аспар, которого она отвергла не только из религиозных соображений, но и чтобы помешать им править ею и империей.

Регентство и формирование «монастырского» двора

В управление империей в 414 году, началось когда пятнадцатилетняя (или 16) была провозглашена АВГУСТОЙ и регента своего младшего брата Феодосия II и правительства, ввиду необходимости обеспечения преемственности власти при юном Феодосии II. Современные исследователи подчёркивают, что её регентство представляло собой тщательно продуманный политический проект, основанный на демонстрации христианских добродетелей [Holum, 1982]. Её семья была фанатичной христианкой (её отец Феодосий был учеником святого Амвросия), Вскоре после получения титула Пульхерия вместе с сёстрами Мариной и Аркадией принесла обет девственности (посвятила своё девство Господу, дав публично запечатанный обет, она пожертвовала великолепный алтарь с надписью церкви Святой Софии), что стало не просто актом личного благочестия, но и стратегическим ходом. Этот обет, соответствуя аскетическим идеалам времени, одновременно устранял угрозу появления альтернативных центров власти через династические браки сестёр императора.

Уделяла большое внимание подготовке брата Феодосия II к правлению, как пишет Созомен (Sozomeno, церковный историк, IX) она с большим вниманием готовила его к тому, чтобы он стал лучшим государем, и заставляла его брать уроки верховой езды, боя и литературы у лучших мастеров того времени. Но сестра также учила его порядочности и царственным манерам; она показала ему, как поправлять одежду, сидеть и ходить; она учила его сдерживать смех, принимать кроткий или грозный вид, в зависимости от ситуации, и вежливо рассматривать дела, с которыми ему обращались в прошениях. Но особенно она заботилась о том, чтобы он непрестанно молился; она наставляла его регулярно посещать церковь и почитать молитвенные дома дарами и сокровищами. Она ревностно и мудро старалась, чтобы религия не пострадала от нововведений ложных догматов [ересей]».

Придворный этикет при Пульхерии претерпел значительные изменения, приобретя черты монастырского устава. Хронисты отмечают, что двор более походил на обитель, где строгие молитвенные правила (божественные хвалы воспевались день и ночь, читалось Священное Писание, люди вместе обедали и постились) сочетались с беспрецедентным для женщины контролем над государственными делами. Властный характер Пульхерии и её гибкий ум позволяли ей удерживать бразды правления, формируя вокруг брата среду, практически исключавшую несанкционированное влияние. Характерно, что именно Пульхерии в 434 году была поручена опека над Юстой Гратой Гонорией, сестрой западного императора Валентиниана III, уличенной в любовной связи с придворным. Этот эпизод демонстрирует признание константинопольским двором авторитета Пульхерии как хранительницы династической нравственности.

Придя к власти, она изгнала всех иудеев из Константинополя, отняв у них всё имущество, убедила брата объявить войну персам, поскольку те не исповедовали христианскую религию, запретила язычникам занимать государственные должности.



Церковь Влахернской Богородицы была построена в 5 веке. В 473 году из Иерусалима в церковь был перевезен омофор Пресвятой Богородицы. Именно здесь юродивый Андрей увидел Богоматерь, раскинувшую Покров над верующими. С тех пор появился праздник Покрова Богородицы.

Постройку храма у подножия шестого константинопольского холма инициировала императрица Пульхерия в 450 году, а завершил строительство после её смерти император Маркиан.
При императоре Льве I, когда в 473 году из Святой земли была доставлена Честная Риза Богородицы (празднование 2 июля), для её хранения построили специальное здание, был перенесен Влахернский источник. 

При Императоре Юстиниане I комплекс расширили, а построенный рядом императорский дворец стал основной резиденцией монархов [Janin, 1969].
Влахернская икона Божией Матери обретена в Иерусалиме императрицей Евдокией во времена святителя Ювеналия, Патриарха Иерусалимского (память 2 июля), и преподобного Евфимия Великого (память 20 января). Святая икона была послана в Константинополь, где императрица Пульхерия поставила ее в церкви Влахернской.

Эту святую икону называют еще Одигитрией, то есть Путеводительницей.

 

Влахернской иконе Богородицы приписывалась ключевая роль в спасении города во время осад:

В 626 году явление Богородицы на стенах устрашило аварского хана, пока патриарх Сергий обносил чудотворный образ по укреплениям
В 910 году произошло явление Богородицы, простершей над городом покров (омофор) - событие, легшее в основу праздника Покрова
Предание связывает с заступничеством святыни спасение от арабов (718), русов (864) и болгар (926).

В память этой и других побед, одержанных благодаря заступничеству Пресвятой Девы, было установлено ежегодно в субботу пятой седмицы Великого поста совершать праздник Похвалы Пресвятой Богородице («Суббота Акафиста»). Первоначально празднование совершалось только во Влахернском храме в Константинополе. В IХ веке праздник был внесен в устав монастыря преподобного Саввы Освященного и в Студийский устав, а затем включен в Постную Триодь и сделался общим для всей Православной Церкви.

После падения Константинополя в 1453 году, Влахернская икона была перенесена на Афон, а в 1654 году прислана афонскими иноками в дар царю Алексею Михайловичу в Москву, где была помещена в Успенский собор.

Чудотворная икона сделана из восковой мастики и широко почитается среди православных верующих.

В эпоху иконоборчества в храме провели последний Иконоборческий собор, а чудотворную икону скрыли. После восстановления иконопочитания в 843 году именно во Влахернах провели первый праздник Торжества Православия.

После пожара 1070 года церковь отстроили заново, но латинское владычество (1204-1261) стало началом упадка.
Храм сгорел 29 февраля 1434 года и более не восстанавливался.
Нынешнее здание построено греческой общиной в XIX веке, от древнего комплекса сохранились лишь источник и купель.


Религиозная политика и управление империей

Религиозный фанатизм Пульхерии оказывал непосредственное влияние на государственную политику. Наиболее показательным примером стала её реакция на убийство в 415 году александрийской философини Ипатии. Толпа христиан, заподозрившая женщину-учёного в колдовстве, растерзала её. Пульхерия, демонстрируя приоритет защиты церковного мира над отправлением правосудия, не стала наказывать виновных. Эта позиция отражала общую тенденцию усиления христианского радикализма в городской среде и готовность власти мириться с насилием под религиозными лозунгами.

Пульхерия была обвинена в кровосмешении перед магистратом Павлином. Патриарх Несторий запретил ей входить во дворец епископа, велел стереть её изображение с вышеупомянутого вотивного алтаря* и отозвал разрешение, выданное её предшественником Сисиннием, причащаться на Пасху в алтаре собора.

Примечание:

*Вотивный алтарь (от лат. ex voto — по обету) — это алтарь, посвящённый божеству, на котором размещены вотивы (подношения, сделанные «по обету» или в знак благодарности). Эти предметы, такие как картины, скульптуры, реликвии или украшения, приносят в храм или на священное место в благодарность за оказанную милость или исполненное желание. Вотивные алтари были распространены в древности и сохранились в некоторых странах, особенно в католических, где до сих пор можно встретить подобные пожертвования. 

В 441 году между Пульхерией и новым императорским кубикулярием (титул, главным секретарём дворца) Хрисафием разгорелась холодная война. Однако она проиграла, а не кубикулярий, была отстранена от двора. В 450 году Феодосий II, 49 лет, умер без наследника, и Хрисафий с Пульхерией снова столкнулись. Однако Пульхерия вышла замуж за трибуна пятидесятилетнего Маркиана, пользовавшегося благосклонностью варваров на императорской службе, сделав его императором, при условии, что брак не будет консуммирован, а военачальник примет его.

Церемония бракосочетания была пышной, на ней присутствовал патриарх Анатолий, и, как говорят, Пульхерия сама возложила императорскую диадему на голову своего жениха. Маркиана также причисляет к лику святых Католическая церковь. 

Она изгнала патриарха Нестора (Нестория) из Константинополя, считая его еретиком. Она была терпима только к арианам, но лишь потому, что все варвары, сражавшиеся за империю, были арианами, и без войск готов и аланов Константинополь пал бы за считанные дни.

В 449 году папа римский Лев Великий направил Пульхерии несколько писем, умоляя её помочь ему подавить эту новую ересь Евтихия, позже осуждённую в 451 году на Халкидонском соборе, и вмешаться в поддержку участия Византии во Вселенском соборе, который папа Лев I хотел созвать в Италии.

Примечание:

Ересь Евтихия, греческого архимандрита (378–454), или «монофизитство», утверждала, что человеческая природа Иисуса была поглощена божественной, и поэтому в Нём присутствовала только Божественная природа. Она была объявлена ​​ложной и, следовательно, еретической, одновременно утверждая «диофизитство», то есть сосуществование двух природ в Иисусе Христе – человеческой и божественной.

Поэтому титул «Христотокос» (матерь Христа), приписываемый Марии, которую Церковь признаёт «Богоматерью» (Теотокосом), был признан ложным.

Титул «Христотокос» был применён к ней несторианами, в некоторой степени противопоставленными монофизитам, поскольку в их учении человеческая и Божественная природы Иисуса Христа совершенно разделены и не могут сосуществовать. Следовательно, Мария родила бы человека Иисуса, а не Бога, и поэтому она отказывает Ей в титуле «Богоматерь» (Theotókos), признавая Её лишь «Матерью Христа» (Christotókos), и утверждает, что рождённый Марией был лишь человеком, в которого Бог затем сошёл, как Он сошёл в пророков.

Августейшая Пульхерия ответила утвердительно и вовлеклась в спор между святым Флавианом, патриархом Константинопольским, евнухом Хрисафием и египетским патриархом Анатолием; в контексте которой произошла так называемая «кража Эфеса», убийство самого Флавиана, изгнание евнуха, признание ошибки Феодосием II и способствовало возвращению ко двору Пульхерии.

На Соборе, в котором также участвовали византийские правители, Пульхерия была неоднократно провозглашена новой Святой Еленой в присутствии своего мужа, императора Маркиана. Между ней и папой святым Львом Великим шла оживленная переписка, направленная на укрепление норм Халкидонского собора и разрешение монофизитских волнений, особенно в Палестине. В 453 году Пульхерия вмешалась, направив два письма палестинским монахам, а также святой Вассе и ее монахиням. Императрице был присвоен титул «Хранительница веры», признаваемый как на Восточной, так и Западной церковью.

В области государственного управления правление Пульхерии оценивалось современниками неоднозначно. Языческий историк Евнапий, чьи свидетельства требуют критического подхода в силу предвзятости, тем не менее фиксирует важную проблему, указывая на царившую при дворе продажность: «власть над целыми областями и народами открыто становилась предметом купли-продажи». Эта критика, вероятно, отражала реальные злоупотребления в системе назначения на должности (suffragium), характерные для позднеримской бюрократии в целом.

Возвращение к власти

Бюст императора Феодосия II (или Валентиниана III), ЛуврСложность придворной борьбы при константинопольском дворе наглядно проявилась в отношениях между Пульхерией и супругой Феодосия II, Евдоксией:

Она познакомилась с молодой женщиной (будущей Евдоксией, Евдокией), которая пришла ко двору искать справедливости после дела своих дядей, лишивших её отцовского наследства. Афинаида была язычницей, Пульхерия была впечатлена её характером, умением публично выступать и защищать свои права, словно адвокат. Пульхерия, помимо возвращения украденного наследства, предложила Феодосию руку и сердце Афинаиды, обладавшая красотой и образованностью. Афинаида приняла христианство и стала императрицей под именем Евдокия. Молодой Феодосий II некоторое время был сильно увлечён своей женой, между Пульхерией и ним начались разногласия и с  421 году влияние Пульхерии постепенно начало ослабевать. Двум августам стало «тесно» при одном дворе. Возвышение Евдоксии, обладавшей собственными амбициями и поддержкой, привело к открытому конфликту. Около 439 года Пульхерия, проиграв в этой борьбе, была вынуждена удалиться из дворца в фактическое изгнание.

Однако её отстранение от власти оказалось временным. Падение Евдоксии в 441 году и последующее усиление влияния евнуха Хрисафия, фаворита Феодосия II, создали условия для возвращения Пульхерии. Она возглавила придворную оппозицию против Хрисафия, и после неожиданной смерти Феодосия II без наследника в 450 году вновь вышла на авансцену политики.

Императрица-соправительница: Брак с Маркианом

Смерть брата стала моментом наивысшего проявления политической воли Пульхерии. Согласно хронике Марцеллина Кома, она «предусмотрительно постаралась скрыть смерть брата», чтобы организовать бескровный переход власти [Marcell. Com. s.a. 450]. Её выбор пал на опытного военачальника и сенатора Маркиана (450–457), военачальника, пользовавшегося благосклонностью варваров на императорской службе, сделав его императором, при условии, что этот фиктивный брак не будет консуммирован (без первого полового акта между супругами), и военачальник примет это условие и что он «отнесётся к её обету девственности с уважением». Этот стратегический союз позволил легитимизировать власть Маркиана через связь с династией Феодосия, а Пульхерии — сохранить данные обеты и положение августы-соправительницы.

Их совместное правление было отмечено важными событиями, в частности, проведением Четвёртого Вселенского (Халкидонского) собора в 451 году, на котором Пульхерия активно поддерживала ортодоксальную линию против монофизитства.

Скончалась Пульхерия в июле 453 года, после 3-х лет брака, завещав значительную часть своего имущества бедным, что стало последним актом её последовательной политики христианского меценатства.

Погребена в церкви Святых Апостолов в Константинополе.

Солид Императрицы Пульхерии. Константинопольский монетный двор, 10-е отделение.  423-429 гг. 
Солид Императрицы Пульхерии.
Константинопольский монетный двор, 10-е отделение.  423-429 гг.

Императрица Пульхерия построила:

- церковь Сорока мучеников Севастийских в связи с обретением их мощей;

- святилище во дворце Дафны, посвященное святому Стефану, с мощами десницы первомученика;

- особую церковь в честь пророка Исайи;

- великолепный атриум святого Лаврентия для хранения мощей святого Лаврентия и святой Агнессы, а также временно – святых Стефана и Исайи;

- церковь святого Мины на Акрополе;

- Начиная с 449 года, при поддержке Маркиана, она посвятила себя строительству различных святилищ Марии, проявляя глубокую преданность Богоматери, что, однако, считалось своего рода ересью.


Правление Пульхерии стало важным этапом в консолидации христианской идентичности Восточной Римской империи. Сочетая религиозный ригоризм с незаурядными политическими способностями, она доказала возможность эффективного женского правления в патриархальном обществе. Её стратегия использования аскезы как инструмента легитимации власти предвосхитила модели правления, характерные для более поздней византийской истории. В критический для империи период Пульхерии удалось обеспечить стабильность престолонаследия и сохранить династические традиции, что в значительной степени определило дальнейшую траекторию развития Византийской державы. Пульхерия стала самой заметной фигурой в Византийской империи, настолько, что 30 декабря того же 414 года префект Аврелиан установил в Сенате три бюста в честь Пульхерии и императоров Гонория и Феодосия II.


Ссылка на статью "Пульхерия, Императрица"

Ссылки на статьи той же тематики ...

  • - Афинаида
  • - Феодосий II Младший, Император
  • - Хэ-ди, регентское правление
  • - Долгоруков Федор Сергеевич, князь, генерал-майор
  • - Челядины, бояре
  • - Империя, от смерти Феодосия I до создания Византийской государственности
  • - Раннее христианство. От апостола Павла до смерти императора Константина Великого
  • - В Париже открылась выставка «Кипр между Византией и Западом, IV – XVI века»


  • Название статьи: Пульхерия, Императрица


    Источник статьи:  

    Дата написания статьи:  {date=d-m-Y}

    Рекомендуемая литература по теме этой статьи: - C. Angelidi - Pulcheria. La castità al potere (399-455) - Milano - Jaca Book - 1996; - Charles Diehl - Figure bizantine - introduzione di Silvia Ronchey - Einaudi - 2007; - Hubert Jedin - Breve storia dei Concili - ed.italiana Morcelliana - Brescia - 1989; - Hans van Loon - The Dyophysite Christology of Cyril of Alexandria - Leiden-Boston - Basil BRILL - 2009.

    ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна !
    html-ссылка на публикацию
    BB-ссылка на публикацию
    Прямая ссылка на публикацию
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
    Поиск по материалам сайта ...
    Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
    Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
    Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
    Книга Памяти Украины
    Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...
    Top.Mail.Ru