Угрия
Угрия — греческое и славянское название Венгрии.
Статистический обзор её см. в статье - Австро-Венгрия.
История. — Угры, именующие себя маджарами (мадьяры), принадлежат к урало-финским племенам; их родоначальниками считают вогулов.
Угры были народ сильный, здоровый, способный переносить всякого рода лишения.
В Европу их призывало константинопольское правительство, для борьбы против болгар; но гораздо важнее, по своим последствиям, призвание, сделанное в 892 г. германским королем Арнульфом, против кн. Святополка Велико-Моравского.
Разрушив державу последнего, Угры утвердились в Паннонии, на Дунайской равнине, откуда начали нашествия на Италию и особенно на Германию.
Внезапностью вторжений, жестокостью, быстрыми передвижениями, они навели на Европу ужас, который мало чем уступал ужасу, наведенному в V в. по P. X. гуннами. Свидетельством страха остались басни о причине непобедимости угров.
Рассказывали, будто они питались сердцами убитых неприятелей, что и делало их непобедимыми.
В Среднюю Европу Угры пришли с берегов Камы и Волги, под предводительством Арпада, дом которого и царствовал до начала XIV в.
Утверждение угров в центре Европы (они основали государство в обширном бассейне от Тисы до Дуная, от Карпат до Адриатического моря и от Саргеги до Трансильванских гор) — событие величайшей важности.
Чешский историк Палацкий считает его несчастнейшим в истории славянских племени: оно разъединило славянские народности и содействовало их разобщению, т. к. чехи и поляки был совсем оторваны от сношений с сербами и болгарами.
В державе Святополка Моравского, Палацкий видел зародыш славянской империи, которая могла бы противостоять империи Каролингов.
Иначе смотрит на дело Угорский историк Майлат: торжество романо-германского мира в центре Европы он прямо приписывает уграм, и не будь их нашествия (по словам Майлата), борьба Германцев со славянами имела бы другой исход.
Но не надо забывать, что набеги угров долго не прекращались; они остановлены были победами Генриха I в 934 г. и Оттона Великого в 955 г. (см. Германия).
Христианство проникло в Угрию при короле Гейза, который был женат на польской княжне, сестре Мечислава, уже ранее крещеного.
Гейза крестился в 994 г., a потомки его сын Стефан, вступивший на престол в 997 г. Стефан, и утвердивший христианство в Угрии, наречен святым. Он действовал при этом не столько проповедью, сколько рядом постановлений в христианском духе. Больше политик, чем апостол, Стефан сразу понял опасность, которая грозила Угрии подчинение зальцбургскому архиепископу и вообще немецким епископам. Он понял, чего не поняли короли Чехии и Польши, что за таким подчинением последует и подчинение Угрии германскому императору. Вследствие этого соображения, Стефан решился поставить Угорскую церковь в непосредственную зависимость от папы, к которому и отправил посольство.
Папа Сильвестр, посланием от 27 марта 1000 г., объявил Угорский народ состоящим под покровительством церкви.
В том же послании папа даровал Стефану королевский сан, уполномочил его учредить архиепископство в Граве и несколько новых епископий. Т.о. Стефан установил самостоятельность между Западною и Восточною империями.
Из Угорских старшин он создал совет, в котором угорские историки видят зачатки, хотя и грубые, последовавших сеймов.
Арпад привел с собою 7 вогульских колен, и тогда же установилось 2 рода собственности — государственная и земская (отдельных колен); 1-ю Стефан оставил, a 2-ю упразднил, и допустил частную собственность.
Славянский элемент, или изгнанный, или подчиненные уграм, оставил следы своего влияния и политическом делении на комитаты, в названии сановников (ispan — от славянского жупан, начальник жупы или округа). Тогда уже обозначилась аристократия: высшая — в лице испанов, списков, может быть потомков колен вождей и старшин, низшая — воины.
В городах жили бюргеры; этот класс с немецким названием включал в себе и много немецкого элемента.
Класс удворники (от славянского двор) состоял из ремесленников и съемщиков земель, доходы с которых шли в пользу короля.
Замечательно завещание Стефана — покровительствовать иностранцам; он мотивировал свою мысль такою аксиомой: царство, в котором один язык и одинаковые нравы, бывает глупо.
Уголовный кодекс, данный Стефаном, не превышал понятий варваров; иначе и быть не могло. Между прочим, он напоминал и нашу „Русскую Правду". За всякое преступление взыскивалась пеня; например за убийство знатного человека — 50 коров, знатной дамы — 10, простой женщины — 5 коров; виновный в убийстве раба обязан был заплатить владельцу его стоимость.
В суде председательствовал сам король, a в случае отсутствия его — граф палатин (по угорски — надор, от славянского надворник, и начальник двора и дворца, palatium).
Стефан умер 1038 г.
При преемниках его, царствовавшем 2 раза Петре, Самуиле, Андрее I, Беле I, Гейзе I, до вступления на престол Ладислава, Угрия едва не утратила всех плодов деятельности Стефана: язычество еще не был побеждено окончательно, и подняло голову; германские императоры почти совсем обратили Угрию в вассальное государство. Такое течение дел остановлено Ладиславом I (1079-95). Он умел извлечь выгоды из хороших отношений к папе, не делаясь его вассалом на самом деле.
Но желанию Ладислава, был канонизирован Стефан с сыном Эмерихом.
Папа Григорий VII, еще до вступления Ладислава на престол, оказал большую нравственную помощь Угрии, объявив, что это государство не обязано повиноваться кому бы то ни было, кроме Св. церкви. Ладислав, однако, дал понять, что его вассальство относительно папского престола только номинальное. Так, вопреки распоряжениям Григорий VII, Ладислав разрешил вступать в брак готовившимся принять священство, урегулировал десятину с доходов, которая собиралась в пользу церкви. Но католическая церковь была благодарна ему за усмирение обнаружившегося язычества, умиротворение в среде угорского духовенства и канонизировала его по смерти.
Ладислав отразил Куман (половцев), вторгнувшихся в Трансильванию, и печенегов — со стороны Дуная. Победив тех и других, он дал им и места для поселений. В 1090 г., пользуясь смутами в Кроации, он посадил на кроатский престол угорского принца и т.о. подготовил соединение державы Звонимира, 1-го кроатского короля, с державою Св. Стефана.
Ладиславу наследовал Коломан (1095-1114), при котором крестоносцы (1-го похода) прошли через Угрию.
Самым важным актом его царствования было окончательное соединение Кроации с Угрией в лице Короля.
Кроация удержала свою национальная самостоятельность в лице бана, вице-короля, всегда избираемого из славян, и кроме того — свою монету, национальное ополчение и свою систему податей. Кроаты и до сих пор не забывают главных условий соединительного договора: королевство королевству (т. к. угорского правительства кроатскому) не будет предписывать законы. Коломан покорил и Далмацию, отняв ее y Венециан. Он привял титул Короля Кроации и Далмации. О выходящем из ряда уме Коломана свидетельствует прекращение, по его распоряжению, процессов о колдовстве. Но в вопросе о безбрачии священников, римская церковь настояла на своем.
Царствования Стефана II и Белы Слепого были ни чем не замечательны.
Гейза II (1141-61) устроил немецкие колонии на русско-польских границах, в предгорьях Карпат.
При Стефане III и Беле III Византийский император Мануил пытался подчинить Угрию своему влиянию. При тех же королях начались то враждебные, то дружественные сношения с Русью.
Коломан помогал Великому князю киевскому Святополку Изяславовичу против Володаря Ростиславовича Галицкого.
Стефан II хотел отомстить за поражение отца своего, но был разбит поляками и русскими, при своем нападения на Володаря; эти события происходили в 1-е 10-летие XII в.
Лет через 40 с небольшим, Гейза II опять был втянут, по родству с домом Мономаха, в усобицу русских князей, в качестве союзника Юрия Долгорукого.
Гораздо упорнее был борьба с Венецией.
Венецианский дож Фалиери вступил в союз с константинопольским двором, которому также угрожало быстро развивавшееся могущество Угрии.
Венецианцы отвоевали Далмацию, но ее, за исключением Зары, возвратил Бела III.
В 1180 г. он вверил защиту Далмации фамилии Франжипан, получившей с этого времени весьма важной значение в истории Угрии.
Бела III умер 1196 г., его преемник Эмерих — 1204, a Лaдислав II — 1205, и на престол вступил Андрей II (1205-37). Бела III вмешался в усобицу князей в Галиче, в борьбу Владимира Ярославовича с Олегом, внебрачным сыном Ярослава Осмомысла. Угорский король обещал помощь Владимиру, но вместо того захватил Галич и на Великокняжеский стол посадил сына своего Андрея, который отразил нападение Романа Волынского. Благодаря этим обстоятельствам, Андрей долго оставался в Галиче, откуда был изгнан поляками.
Владимир Ярославович возвратился в Галич, но скоро умер; Галичем овладел Роман Великий, друг Андрея. Т.о. Андрей со смерти отца, в царствование его братьев и в 1-е годы своего царствования был полностью поглощен галицкими делами. Через несколько лет он должен был снова заняться этими делами, ибо дети Романа был неугодны всесильным боярам Галича, и в нём снова начались смуты. В 1211 г. повешены северские князья. На престол сел боярин Владислав. Против него вооружились польский и угорский короли, и все русские князья. Андрей посадил на Галицкий стол своего 3-летнего сына Коломана, обручив его с польской княжною.
Мстислав Удалой выгнал Коломана.
Только татарское нашествие прекратило эти смуты.
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.