Девиация компаса
Девиация компаса, отклонение компас, стрелки от направления магнитного меридиана, вызванное влиянием судового железа.
Во время постройки или продолжит, стоянки в одном направлении (например, во время капитального ремонта, в доке и т.п.) стальной корпус корабля под влиянием земного магнетизма превращается в огромный магнит, сила которого проявляется частью в виде постоянного магнетизма (твердое железо и сталь), частью в виде переменного (мягкое железо).
Сила Девиации меняется с изменением курса корабля. Ворочая корабль на разные курсы через 1 — 2 румба, замечают компасные пеленги отдалённого предмета или азимут солнца и сличают их с истинным направлением на этот предмет или действительным азимутом, вычисленным для данного момента, и, т. обр., приняв во внимание склонение компаса, получают величину Девиации для разных курсов.
Нанеся полученные отклонения на диаграмму Непира (см.), через ряд точек проводят согласную кривую, с которой затем снимают Девиацию уже для всех курсов корабля.
По исправлении Девиации компасный курс превращается в магнитный.
Диаграмма Непира может служить для определения как магнитного курса по компасному, так и обратно. Для каждого из корабельных компасов Девиация определяется отдельно, путем сличения замеченных по нему курсов с магнитными курсами в то же самое время.
Кроме курса корабля на величину Девиации влияют местонахождение корабля относительно магнитного полюса, его крен, сотрясения во время стрельбы, гроза, быстрые колебания температуры и т.п. Поэтому за изменением Девиации приходится постоянно следить, определяя от времени до времени её величину на нескольких румбах. В целях упрощения компасных наблюдений и уменьшения колебаний Девиации, на военных судах обыкновенно стремятся совершенно ее уничтожить или довести до возможного минимума.
Впервые практический способ уничтожения девиации был предложен английским географом Барроу в начале XIX ст., теоретические же изыскания в этой области было начаты французским физиком Пуассоном, который в 1841 г. издал свой знаменитый труд «Sur les d?viations . de la boussole, produites par le fer des vaisseaux». Затем астроном Эри предложил уничтожать Девиации с помощью располагаемых вблизи компаса магнитов и брусков мягкого железа.
В половине XIX ст., после целого ряда крушений, вызванных неточными показаниями судовых компасов под влиянием непринятой во внимание или изменившейся с течением времени Девиации, английские ученые Джон Эванс и Арчибальд Смит применили теорию Пуассона к практике, изложив её выводы общедоступным языком в виде ряда правил для простейшего уничтожения Девиации.
Магнитные силы, действующие на стрелку компаса, м. быть измерены практически с помощью дефлектора, — прибора, изобретенного капитан-лейтенантом русского флота де Колонгом. Колонг значительно усовершенствовал и упростил ь способы уничтожения Девиации. С помощью предложенных им приборов Девиация м. быть уничтожена, не ворочая корабля на различные курсы. Уничтожение Девиации считается обязательным на всех военных судах нашего флота.
Для наблюдения магнитных румбов в некоторых портах (Кронштадт, Свеаборг) на стенках гаваней имеются особые знаки, на которых показаны в градусах магнитные направления их створов с отдаленным предметом (в Кронштадте трубой пароходного завода). Став на бочку в пределах видимости этих знаков, судно разворачивается машинами или с помощью буксира на разные курсы и определяет величину Девиации сличением компасных пеленгов с прочитанным на знаке магнитным направлением на тот же отдаленный предмет.
В других случаях Девиация определяется сличением компасного пеленга с магнитным в момент пересечения определенного (нанесенного на карту) створа. Благодаря трудам де Колонга, уничтожение Девиации, как и вообще компасное дело, поставлены в русском флоте очень высоко.
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.