Днепровско-Бугский водный путь
Военно-исторический обзор до периода Первой Мировой войны.
Днепровско-Бугский водный путь был устроен в XVIII в. с целью осушки болот, но имелось ввиду и судоходство.
С конца того же столетия уже начинают признавать важность этого пути в военном отношении и составляются соображения об улучшении его.
В 1824 г. особая комиссия, назначенная для осмотра воен. сообщений, вторично признала важность Днепровско-Бугского водного пути; вновь были составлены проекты улучшения преимущественно в целях стратегических.
Работы начаты в 1837 г., а окончены в 1846 г. Однако, и на этот раз благоприятного результата не достигли, вследствие различных упущений при составлении проекта и его выполнении.
Затем, в течение 20 л. производились частичные улучшения, также не приведшие к успеху.
В последующее время, совпавшее с усиленной постройкой железных дорог, коренных улучшений уже не производилось.
Состав Днепровско-Бугского водного пути следующие: Днепровская ветвь: р. Припять от Днепра до устья Ясольды (468 вер.; Ясольда до устья р. Пины (21 вер.), р. Пина до канала (55 вер., от канала на 39 вер. вниз шлюзована 4-мя плотинами); Днепровско-Бугский канал, 76 вер. с 7 плотинами (не шлюзами), ширина по дну 5 сж., водой питается из двух водопроводов (каналов Ореховского и Белозерского), летом воды мало, плоты могут ходить только караванами при попусках воды из водохранилищ.
Вислянская ветвь: р. Муховлок (3 вер.); р. Муховец до впадения в 3ападный Буг у крепости Брест-Литовска (80 вер., шлюзована 9 плотинами); 3ападный Буг от устья Муховца до Вислы (308 вер.). Наревом Днепровско-Бугский водный путь связывается с системой Августовского канала (см.); по р. Висле выходит к прусской границе (166 вер.).
Мост через Днепровско-Бугский канал Жабино-Пинской железной дороги.
Фотография. Последняя треть XIX в. Фотобумага полуматовая, картон,
фотопечать, 26х38,5, размер паспарту 33х48 см.
ГАУК Ярославской обл. "Рыбинский государственный историко-архитектурный
и художественный музей-заповедник"
Общее протяжение водного пути от Днепра до Брест-Литовска (важнейшая часть в военном отношении) — 703 вер., а от Днепра до Вислы (Новогеоргиевск) — 1.011 вер., с 22 плотинами.
Навигационный период 8 мес., с марта по ноябрь.
Грузовое движение ограничивается сплавом лесных материалов к Висле для экспорта в Данциг; судоходство совершенно прекратилось в конце XIX - начале XX века.
В состоянии на начало XX в. этот путь не имел никакого значения. Между тем, прорезывая с востока на запад труднодоступное Полесье, от Днепра до Бреста (главного железнодорожного узла Передового театра), он выводил к важнейшим оборонительным линиям (Висла и Нарев), на которых располагалось ряд крепостей и укреплений; наконец, следуя по Висле, выводил и к ряду германских крепостей, вместе с тем имел и длинный навигационный период.
Сопровождаясь на всем протяжении стратегической Жабинка-Гомельской железной дорогой и будучи приспособлен для парового движения, Днепровско-Бугский путь м. бы совместно с железной дорой прочно связать хлебородный юг и промышленный центр России с Брест-Литовском, а через него со всем Передовым театром, и образовать удобную коммуникационную линию.
На этом пути возможно было бы образовать подвижные магазины, из которых подавались бы запасы в Передовой театр, Дубно-Ровненский район (по р. Стыри или по железной дороге Лунинец – Ровно) и по Огинской водной системе к оборонительной линии р. Неман. ().
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.