Днепровско-Бугский водный путь

Схема. Днепровско-Бугский водный путь

Военно-исторический обзор до периода Первой Мировой войны.

Днепровско-Бугский водный путь был устроен в XVIII в. с целью осушки болот, но имелось ввиду и судоходство.

С конца того же столетия уже начинают признавать важность этого пути в военном отношении и составляются соображения об улучшении его.

В 1824 г. особая комиссия, назначенная для осмотра воен. сообщений, вторично признала важность Днепровско-Бугского водного пути; вновь были составлены проекты улучшения преимущественно в целях стратегических.

Работы начаты в 1837 г., а окончены в 1846 г. Однако, и на этот раз благоприятного результата не достигли, вследствие различных упущений при составлении проекта и его выполнении.

Затем, в течение 20 л. производились частичные улучшения, также не приведшие к успеху.

В последующее время, совпавшее с усиленной постройкой железных дорог, коренных улучшений уже не производилось.

Состав Днепровско-Бугского водного пути следующие: Днепровская ветвь: р. Припять от Днепра до устья Ясольды (468 вер.; Ясольда до устья р. Пины (21 вер.), р. Пина до канала (55 вер., от канала на 39 вер. вниз шлюзована 4-мя плотинами); Днепровско-Бугский канал, 76 вер. с 7 плотинами (не шлюзами), ширина по дну 5 сж., водой питается из двух водопроводов (каналов Ореховского и Белозерского), летом воды мало, плоты могут ходить только караванами при попусках воды из водохранилищ.

Вислянская ветвь: р. Муховлок (3 вер.); р. Муховец до впадения в 3ападный Буг у крепости Брест-Литовска (80 вер., шлюзована 9 плотинами); 3ападный Буг от устья Муховца до Вислы (308 вер.). Наревом Днепровско-Бугский водный путь связывается с системой Августовского канала (см.); по р. Висле выходит к прусской границе (166 вер.).

Мост через Днепровско-Бугский канал Жабино-Пинской железной дороги. Фотография. Последняя треть XIX в. Фотобумага полуматовая, картон, фотопечать, 26х38,5, размер паспарту 33х48 см. ГАУК Ярославской обл. "Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник"
Мост через Днепровско-Бугский канал Жабино-Пинской железной дороги.
Фотография. Последняя треть XIX в. Фотобумага полуматовая, картон,
фотопечать, 26х38,5, размер паспарту 33х48 см.
ГАУК Ярославской обл. "Рыбинский государственный историко-архитектурный
и художественный музей-заповедник" 

Общее протяжение водного пути от Днепра до Брест-Литовска (важнейшая часть в военном отношении) — 703 вер., а от Днепра до Вислы (Новогеоргиевск) — 1.011 вер., с 22 плотинами.

Навигационный период 8 мес., с марта по ноябрь.

Грузовое движение ограничивается сплавом лесных материалов к Висле для экспорта в Данциг; судоходство совершенно прекратилось в конце XIX - начале XX века.

В состоянии на начало XX в. этот путь не имел никакого значения. Между тем, прорезывая с востока на запад труднодоступное Полесье, от Днепра до Бреста (главного железнодорожного узла Передового театра), он выводил к важнейшим оборонительным линиям (Висла и Нарев), на которых располагалось ряд крепостей и укреплений; наконец, следуя по Висле, выводил и к ряду германских крепостей, вместе с тем имел и длинный навигационный период.

Сопровождаясь на всем протяжении стратегической Жабинка-Гомельской железной дорогой и будучи приспособлен для парового движения, Днепровско-Бугский путь м. бы совместно с железной дорой прочно связать хлебородный юг и промышленный центр России с Брест-Литовском, а через него со всем Передовым театром, и образовать удобную коммуникационную линию.

На этом пути возможно было бы образовать подвижные магазины, из которых подавались бы запасы в Передовой театр, Дубно-Ровненский район (по р. Стыри или по железной дороге Лунинец – Ровно) и по Огинской водной системе к оборонительной линии р. Неман. ().


Название статьи:Днепровско-Бугский водный путь
Автор(ы) статьи:
Источник статьи: Военная энциклопедия Сытина, 1916 г., т. 1-18.
Дата написания статьи: {date=d-m-Y}
Статьи, использованные при написании этой статьи:  Н. П. Пузыревский, Мысли об устройстве водных путей России, Спб., 1906; Днепровско-Бугская, Огинская и Августовская системы. Отчет комиссии по исследованию западной группы искусственных водных путей, 1893; В. А. Златолинский, Внутренние водные пути России и Германии в военном отношении, Спб., 1907
Источник изображений:ГАУК Ярославской обл. "Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник"
ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна !
html-ссылка на публикацию
BB-ссылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию
Добавить комментарий

Оставить комментарий

Поиск по материалам сайта ...
Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
Книга Памяти Украины
Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...
Top.Mail.Ru