О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ РОССИЙСКОГО ПЕРИОДА ИСТОРИИ ОРДЕНА СВЯТОГО ИОАННА ИЕРУСАЛИМСКОГО
В-четвертых, хотелось бы знать, почему "один из первых странноприимных домов госпитальеров в Европе" (Н.К.) носил название не ордена иоаннитов, а "ордена милосердного боевого топора" (нам, грешным, много лет занимающимся изучением монашеских и военно-монашеских орденов, название "ордена милосердного боевого топора" - увы! - ни разу не встречалось). Не меньшее недоумение вызывает и утверждение о том, что "карантинные мероприятия" средневековья не служили охране здоровья не зараженных людей от инфекции при контакте с больными, а, оказывается, носили "преимущественно карательный характер"(?!). Больницы ордена святого Иоанна считались во всем тогдашнем мире образцовыми и пользовались высочайшими авторитетом и популдярностью (не только в эпоху Средневековья, но и вплоть до Нового времени) именно потому, что всем было известно - госпитальеры эффективно лечат (а не "калечат")!
В-пятых, боевой топор (пусть даже милосердный"!), "гизарма", в отличие от другого древкового оружия - распространенных, главным образом, в Савойе "боевых вил", или "людоловов" (по-немецки - "меншенфенгеров"), в действительности отнюдь не "напоминающая ухват или двузубые вилы", а представляющая собой насаженный на длинное древко плоское лезвие с одним или несколькими боковыми крюками-отвлетвлениями (и предназначенная отнюдь не "для отлова инфицированных больных в карантинной зоне", а для стаскивания неприятельских всадников с коня на поле боя!) и рогатина (короткое, копье с плоским наконечником, используемое преимущественно при охоте на кабанов) - совершенно разные по виду, форме и предназначению виды холодного оружия. "Милосердным" оружием в Средние века считался и именовался отнюдь не "боевой топор", а специальный кинжал с тонким и узким лезвием, которым на поле боя приканчивали раненых врагов через щели в доспехах или отверстия в шлеме с глухим забралом (лат.: misercordia). Причем ни боевые топоры, ни гизармы, ни рогатины, ни "кинжалы милосердия" никогда не являлись "эксклюзивным" оружием одних только госпитальеров. Трудно поверить, что кто-то в наше время может путать их между собой (в конце концов, если человек не ходит в музеи, не читает книг и не смотрит альбомов, то к его услугам всегда есть телевизор, Ди-Ви-Ди-плеер и киноэкран)!
Бальяж и командорство - "две большие разницы" (как говорят в Одессе). Бальяж (баллей) был крупнее, в него входило несколько командорств. Во главе бальяжа стоял, действительно, бальи, а во главе командорства - командор. Но он был не "владельцем", а орденским управителем подчиненной ему территориально-административной единицы. О родовых командорствах мы подробнее расскажем ниже.
Никаких "белых балахонов" госпитальеры-иоанниты поверх одежды (не "обычной", а форменной, предписанной орденским уставом!) никогда не носили. По уставу форменная орденская одежда (кафтан или ряса) госпитальеров (лат.: Habitus) была не белого (как, скажем, у членов ордена тамплиеров), а черного цвета (как и у членов ордена святого Лазаря, специализировавшихся на лечении больных, в первую очередь - прокаженнных; первыми "лазаретами" были именно больницы ордена святого Лазаря). Поверх черного кафтана (рясы) иоанниты носили не белый, а черный плащ с белым крестом напротив сердца. Со временем, когда иоаннитам пришлось все активнее участвовать в вооруженной борьбе с мусульманами, они стали в военное время носить поверх доспехов красные кафтаны (впоследствии - полукафтанья) с белым крестом на груди (орденский плащ же оставался черного цвета, с белым крестом напротив сердца). А "символом ордена" святого Иоанна всегда был белый крест на красном поле (а не "белый балахон или халат"!).
Госпитальеры никогда не занимались "конвоированием иудеев при переселении последних из страны в страну" и не носили "хирургических респираторных масок". Кстати, никто зачумленных иудеев (как, впрочем, и чумных больных иных вероисповеданий) из одной страны в другую бы не выпустил (именно с целью недопущения распространения заразы и устраивались местными властями те самые "карантинные зоны", о которых пишет сам же Николай Козлов в своей статье)!
Рыцари ордена святого Иоанна никогда не занимались "генетической селекцией" и "регулированием численности европейского населения" (они и слов-то таких никогда не слыхали!)... "Жрецами Ваала" госпитальеры-иоанниты были не в большей мере, чем тамплиеры-храмовники - "жрецами Бафомета"...Уф-ф-ф...Пожалуй, хватит...
Уважаемый читатель видит, с каким количеством абсолютно ни на чем не основанных сведений (или, говоря "по-новорусски" - "черного пиара")приходится порой иметь дело. При этом для наиболее интересующей нас истории взаимоотношений ордена иоаннитов с Россией и русскими характерна особая разноголосица в плане понимания причин и следствий тех или иных событий, освещаемых под самыми различными углами зрения, что до сих пор вызывает у читателей недоумённые вопросы.
Хотя, в общих чертах, история ордена святого Иоанна Иерусалимского, надо полагать, сегодня всем известна (несмотря на "откровения" вроде процитированного выше), всё-таки, чтобы подойти к интересующей нас её русской странице, нам представляется необходимым кратко перечислить главные этапы его развития.
При основании - около 1040 года - благочестивыми итальянскими купцами из города Амальфи (подчиненного в описываемое время Православной Восточной Римской, или Византийской, империи) братства, преследовавшего поначалу чисто религиозно-филантропические цели, в Святом граде Иерусалиме был построен монастырь с часовней (капеллой) в честь святого Иоанна - Предтечи и Крестителя Господня - и при нем странноприимный дом (госпиталь) для паломников, прибывающих в Святую землю поклониться главнейшим святыням всего Христианского мира (тогда еще не расколотого Великой схизмой на Восточную - греко-православную, и Западную - римско-католическую церковь, ибо начало этой Схизме было положено лишь взаимным отлучением Папы Римского и Патриарха Константинопольского в 1054 году).
Египетские халифы-измаилиты из династии Фатимидов (являвшиеся "еретиками" с точки зрения господствующего - суннитского - толка ислама, которого придерживались претендовавшие на духовную и светскую власть над всем мусульманским миром багдадские халифы из династии Аббасидов, и потому позволявшие себе некоторые "послабления" и "вольности" в отношениях с иноверцами) не препятствовали (за исключением краткого периода правления безумного халифа Хакима) мирной и благотворительной деятельности содружества иерусалимских госпитальеров (или, по-русски - странноприимцев, или гостеприимцев, именуемых, по своему Небесному покровителю, также иоаннитами), которое стало быстро расти, крепнуть и через купцов и паломников (пилигримов) скоро установило прочные связи со всей Европой (хотя и преимущественно - с Западной).
Через 50 лет с небольшим, при осаде Иерусалима западными крестоносцами, именуемыми православными византийцами ("греками") чаще всего "латинянами" (реже - "кельтами"), а мусульманскими ("сарацинскими") хронистами - "франками", в 1099 году, иоанниты-госпитальеры способствовали захвату города воинством Креста, так сказать, изнутри, и с этого времени, приобретя привилегии от вождей крестоносцев (в первую очередь - от королей Иерусалимских) постепенно начала выявляться способствовавшая превращению их в воинское братство духовно-рыцарская структура будущего ордена святого Иоанна, с высокой степенью организованности и строгой дисциплиной.
Рыцари (кавалеры) ордена иоаннитов данными Церкви обетами освобождались от семейных, имущественных и иных гражданских обязательств.
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!
Ссылка на статью "О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ РОССИЙСКОГО ПЕРИОДА ИСТОРИИ ОРДЕНА СВЯТОГО ИОАННА ИЕРУСАЛИМСКОГО"
Ссылки на статьи той же тематики ...
Название статьи: О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ РОССИЙСКОГО ПЕРИОДА ИСТОРИИ ОРДЕНА СВЯТОГО ИОАННА ИЕРУСАЛИМСКОГО
Категория темы: Вольфганг Акунов
Источник статьи:
ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна
!
html-ссылка на публикацию
BB-ссылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.