О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ РОССИЙСКОГО ПЕРИОДА ИСТОРИИ ОРДЕНА СВЯТОГО ИОАННА ИЕРУСАЛИМСКОГО


       В 1113 году иоанниты получили благословение, признание и утверждение Папского престола именно как военно-монашеский орден, и первоначальная скромная благотворительная деятельность милосердного братства, хотя и продолжалась, но отступила на задний план перед чисто военной - направленной на защиту христиан и борьбу с неверными не только "мечом духовным", который есть Слово Божие, но и железным мечом.

       Вынужденный, после разгрома войска короля Иерусалимского и его вассалов в 1187 г. мусульманами под Хаттином (Хиттином), покинуть Святой град Иерусалим, орден иоаннитов переселился в крепость Маргат, а оттуда - в библейский Аккарон (Птолемаиду, Сен-Жан д’Акр или Аккон), после падения этого последнего оплота рыцарей Креста в Святой Земле - на остров Кипр (именуясь в период пребывания там "кипрскими рыцарями", а оттуда - на остров Родос (получив название "родосских рыцарей"). Но все это время Орден продолжал именоваться Иерусалимским и именуется им по сей день (ибо Иерусалим всегда был и есть место не только его основания, но и всегдашнего упования и его идеальный центр).

      В соответствии со сложившейся к тому времени тактической обстановкой Орден святого Иоанна Иерусалимского (правильнее, кстати, именовать его по-русски "орденом рыцарей-странноприимцев Святого Иоанна, что в Иерусалиме" или "орденом рыцарей Иерусалимского странноприимного дома (госпиталя)" - ибо эпитет "Иерусалимский" относится не к Небесному Покровителю и заступнику ордена - святому Иоанну, а к странноприимному дому, основанному в Иерусалиме; ведь никакого "Святого Иоанна Иерусалимского" Христианская традиция не знает) перешел к преимущественно морской войне с врагами Святого Креста, в которой достиг немалых успехов - как военных, так и экономических. Хотя и в "родосский" период иоаннитом довелось не раз скрестить мечи с кривыми саблями воинов исламского Полумесяца и на суше - например, в 1386 году под Никополем в Болгарии, где турецкий султан Баязид (Баязет) Йылдырым ("Молния") разгромил объединенное войско крестоносцев многих стран Европы во главе с королем Сигизмундом Венгерским, будущим Императором "Священной Римской империи".

       В 1522 году турки-османы (уже во второй раз за 100 лет) блокировали и осадили твердыню ордена святого Иоанна на острове Родос. После геройского сопротивления "родосские рыцари" вынуждены были согласиться на почетную капитуляцию, с правом уйти с острова на своих кораблях, с оружием, знаменами и артиллерией. На 50 орденских галерах и других судах уплыли иоанниты в Италию, где вскоре получили от Императора "Священной Римской империи" (являвшегося одновременно королем Испании и Неаполя) Карла V Габсбурга в ленное владение острова Мальтийского архипелага (Мальту, Гоццо и Комино), где они окончательно обосновались на очередные 200 с лишним лет.

       Орден святого Иоанна, со своими навыками и традициями морской войны, оказался в самом центре Средиземного моря. Участвуя, с неизменным успехом, во множестве морских сражений (в том числе в знаменитой битве при Лепанто, или Навпактосе, в которой был "сломан хребет" османскому могуществу в Средиземноморье), иоанниты совершали частые набеги на африканское побережье во владения тунисских и алжирских корсаров, и помогал христианам в борьбе с маврами-(испанскими арабами) на Иберийском полуострове. Быстроходные корабли ордена святого Иоанна наводили страх на мореплавателей-магометан и спасли множество жизней христианских моряков и прибрежных жителей, страдавших от нападений "берберийских" ("варварийских") корсаров. По месту своего нового пребывания иоанниты-госпитальеры стали именоваться "мальтийскими рыцарями" ("рыцарями Мальты"), а их белый, восьмиугольный орденский крест - "мальтийским крестом".

       Еще во времена пребывания иоаннитов-госпитальеров на острове Родос в сокровищнице их ордена было накоплено немало драгоценностей и Христианских реликвий, которые они затем перевезли на Мальту, где и хранили до разграбления столицы ордена святого Иоанна - Ла Валетты безбожными ратями генерала Бонапарта, захватившими Мальту по пути в Египет, который Наполеон намеревался превратить в колонию революционной Франции.

       Согласно данным, приводимым отечественным историком, Приором Русского Ордена Святого Иоанна Иерусалимского кандидатом исторических наук Владимиром Александровичем Захаровым в его книге "История Мальтийского Ордена в России", "к числу особо чтимых Святынь мальтийских рыцарей относились: Чудотворная икона Божией Матери Одигитрии Филермской ("Мадонна Филермо"), украшенная золотым венцом с драгоценными каменьями, с нимбом в виде мальтийского креста, а также золотой ковчег-реликварий с десницей (правой рукой) Покровителя ордена - святого Иоанна Крестителя (которой в Восточной Римской Империи, до захвата Константинополя западными крестоносцами в 1204 году,  Патриархи Константинопольские благословляли при поставлении на кафедру Митрополитов греческой Православной Церкви) - и частицей древа от Животворящего Креста Господня.

       Икона была, по преданию, написана самим святым евангелистом Лукой, перенесена в свое время в Константинополь, где пребывала во Влахернской церкви, вместе с другими святынями, после взятия Константинополя латинскими крестоносцами в 1204 году досталась рыцарям-иоаннитам. Упомянутый выше ковчег-реликварий был поднесен Великому магистру (главе) ордена святого Иоанна - Пьеру д’Обюссону - в 1480 году султаном турок-османов Баязетом, искавшим дружбы и союза с могущественными тогда Рыцарями Белого Креста. Святыню Баязет взял из главной константинопольской (стамбульской) мечети Айя София, в которую турки превратили Храм Святой Софии после захвата "агарянами" Константинополя в 1453 году, глее она пребывала нетронутой.

       Эти Мальтийские Святыни стали впоследствии и святынями Русской Православной Церкви. 12 октября 1800 года, в правление Императора Павла Петровича - 72-го Великого Магистра ордена Святого Иоанна - Святейший Синод установил празднование памяти "Перенесения в Гатчину части древа Креста Господня, десницы Иоанна Крестителя и иконы Божией Матери Филермской", что является неизменным и поныне (хотя в современной России, кажется, день 12/25 октября почти нигде не празднуется).

       И здесь мы, наконец, вплотную подходим к русской, или российской, странице в истории ордена святого Иоанна, мимо которой невозможно пройти, отделываясь лишь несколькими дежурными, общими фразами. Многие и поныне не совсем ясно вникают в ход событий, а потому превратно представляют себе, что же именно произошло в короткий, продолжавшийся неполных пяти лет, промежуток времени с орденом иоаннитов, существовавшим ко времени его прихода в Россию уже более семи столетий.

       Объяснения тому даются самые разные, более или менее обоснованные, но, несмотря на множество вышедших, в том числе и у нас в России, брошюр, статей и книг (среди которых есть не только опусы типа цитировавшихся нами выше "Гиен войны", но и серьезные исследования), большинство наших соотечественников, кажется, все еще склонно приписывать "мальтийский эпизод" прежде всего "чудачествам Императора Павла Петровича", сменившего игру в "солдатики" (гатчинский период) игрой в "мальтийских рыцарей" (петербургский период).

       В действительности дело обстояло гораздо сложнее. Шла крупная политическая игра между революционно-разрушительными и консервативно-охранительными силами Европы. Одновременно затрагивался вопрос о том, кому владеть Мальтой - "ключом к Средиземному морю". Российская Империя представляла собой в этой игре внушительную морскую и военную силу, одинаково опасную как для революционной Франции, так и для некоторых государств "старой", консервативной Европы (свидетельством тому - Итальянский поход командора Мальтийского ордена генералиссимуса Суворова и его неосуществленные намерения; Средиземноморская экспедиция командора Мальтийского ордена адмирала Ушакова, освобождение Ионических островов, русские десанты в Италии, посылка русских войск для личной охраны короля Неаполитанского и, наконец, обещание Императором Павлом русской военной помощи Мальте и выделенные Царем-рыцарем крупные денежные субсидии Мальтийскому ордену).

Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!


Название статьи:О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ РОССИЙСКОГО ПЕРИОДА ИСТОРИИ ОРДЕНА СВЯТОГО ИОАННА ИЕРУСАЛИМСКОГО
Категория темы:Вольфганг Акунов
Автор(ы) статьи:
Источник статьи:
ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна !
html-ссылка на публикацию
BB-ссылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7
Добавить комментарий

Оставить комментарий

Поиск по материалам сайта ...
Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»
Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
Сайт Международного благотворительного фонда имени генерала А.П. Кутепова
Книга Памяти Украины
Музей-заповедник Бородинское поле — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений...
Top.Mail.Ru