О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ РОССИЙСКОГО ПЕРИОДА ИСТОРИИ ОРДЕНА СВЯТОГО ИОАННА ИЕРУСАЛИМСКОГО
Александр I, вступив на Престол, восстановил в 1801 году все прежние российские Императорские ордена "во всей их силе и пространстве", не упомянув об ордене Святого Иоанна Иерусалимского и удалив его знак из государственного герба Российской империи, а титул его Гроссмейстера - из Императорского титула (куда он был введен его Державным Отцом). Мальтийский орден прекратил свое существование в России в 1811 году, с избранием Великим Магистром уже не русского Царя, а итальянца-католика Джованни-Баттиста Томмази, все орденское имущество отошло в российскую Государственную казну, дела были сданы, архив и орденские знаки потеряли наградное значение.
О последнем нам остается только пожалеть, ибо обычно, когда в других государствах упразднялся тот или иной орден (как сообщество единомышленников), знаки принадлежности к этому ордену превращались в светские Императорские или Королевские наградные ордена. Так произошло и с знаками принадлежности к ордену святого Иоанна Иерусалимского ("мальтийскими крестами").
В Испании они в 1802 году превратились в королевский Орден Святого Иоанна Крестителя (Сан-Хуан); в Пруссии (в 1812 году) - в светский королевский Орден иоаннитов; в Великобритании (в 1830, а окончательно в 1888 году) - в королевский Орден Святого Иоанна (Джона); в Австрии (без уничтожения находившегося на ее территории Богемского Приорства ордена святого Иоанна Иерусалимского, по-прежнему подчиненному Великому Магистру и папскому престолу) - в династический Императорский (а в Венгрии - Королевский) Мальтийский орден.
Знаки всех этих светских наградных орденов представляют собой очень красивые, гладкие белые Мальтийские Кресты с различными украшениями в углах креста, соответственно традициям и гербам перечисленных стран - бурбонские золотые лилии, прусские черные и золотые (в зависимости от степени) одноглавые орлы, золотые британские львы и единороги, золотые двуглавые габсбургские орлы.
Кому-кому, а уж Императорской России по праву принадлежит Мальтийский Крест -эмблема борьбы с неверными за освобождение христианских народов от ига неверных. На протяжении всего XIX века Христолюбивое русское воинство, под знаменами с этим девизом, обильно проливало свою кровь в борьбе с исламским Полумесяцем.
А государства, оставившие в своих наградных системах унаследованные от древних иоаннитов Мальтийские кресты, зачастую ставили препоны этим благородным русским начинаниям, а порой и прямо вступали в союз с "неверными агарянами" против Православной России. Особенно сказанное относится к англичанам, покончившим с орденской Мальтой раз и навсегда. В 1800 году, после долгой блокады, изнуренный голодом французский гарнизон был вынужден сдать остров англичанам. С тех пор Мальта (хотя англичане и обязались возвратить ее Русскому Императору, как Протектору ордена святого Иоанна Иерусалимского, по Амьенскому миру 1801 г.) надолго обратилась в колонию британской короны и важнейший стратегический пункт, надолго обеспечивший Британской Державе владычество над всем Средиземноморьем.
Думается, что русскому сердцу было бы куда ближе сохранение Мальтийского ордена и его знака - Мальтийского Креста, чем, например, введение в 1831 году в Капитул Российских Императорских орденов польских орденов Святого Станислава или Белого орла, ничего общего по духу и традициям с русскими и Россией никогда не имевших. Возможно, это, на склоне лет, почувствовал и сам инициатор их введения в Капитул русских орденов - Государь Император Николай Павлович.
На одном из своих последних прижизненных портретов (1850 года), кисти художника Франца Крюгера Император Николай I был изображен с чисто русскими орденами - Святого Георгия 4-й степени, а также Святого Владимира и Святой Анны 2-й степени на шее, при соответствующих орденских звездах. Орден Святого Станислава на Царском портрете отсутствует, зато его шею украшает третий орденский знак - Мальтийский Крест, при соответствующей орденской звезде (также в виде большого белого Мальтийского Креста, но без золотых лилий и других украшений по углам креста).
По-видимому, на шее у Императора Николая I не тот мальтийский почетный Крест рыцаря чести и благочестия, кавалером которого он стал еще при жизни своего Державного Отца - Императора Павла Петровича, а крест прусского Ордена иоаннитов, пожалованный Николаю I - Христолюбивому Царю-воину и Державному строителю, поднявшему меч в защиту угнетенных Православных Христиан Востока и Балкан - его тестем, королем Прусским Фридрихом-Вильгельмом III (Протектором прусских иоаннитов). Выбор Императором Николаем I (как впоследствии и Его сыном, наследником и преемником - Царем-Освободителем Александром II, также запечатленным на многих портретах с прусским иоаннитским крестом на шее) именно этого, а не какого-либо иного прусского ордена, которым он был награжден, представляется нам весьма знаменательным.
Как бы то ни было, "российский мотив" играл немаловажную роль в истории Мальтийского ордена. Об этом никак не пристало забывать современному папскому римско-католическому Суверенному Военному (Рыцарскому) ордену Святого Иоанна Иерусалимского, Родоса и Мальты (S.M.O.M.) и - в особенности! - высшему руководству этого столь богатого славными традициями духовно-рыцарского братства.
Здесь конец и Богу нашему слава!
Вольфганг Акунов
Если у Вас есть изображение или дополняющая информация к статье, пришлите пожалуйста.
Можно с помощью комментариев, персональных сообщений администратору или автору статьи!
Ссылка на статью "О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ РОССИЙСКОГО ПЕРИОДА ИСТОРИИ ОРДЕНА СВЯТОГО ИОАННА ИЕРУСАЛИМСКОГО"
Ссылки на статьи той же тематики ...
Название статьи: О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ РОССИЙСКОГО ПЕРИОДА ИСТОРИИ ОРДЕНА СВЯТОГО ИОАННА ИЕРУСАЛИМСКОГО
Категория темы: Вольфганг Акунов
Источник статьи:
ВАЖНО: При перепечатывании или цитировании статьи, ссылка на сайт обязательна
!
html-ссылка на публикацию
BB-ссылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.