Божии дворяне (Очерки орденской традиции в Христианстве)
Впрочем, нет никаких оснований сомневаться в том, что историкам будущего удастся пролить больше света на истоки Ордена Святого Иоанна (как бы им при этом ни мешали!). Пока же исследователям удалось установить, что, примерно в середине XI в. , в Иерусалиме уже существовали христианские благотворительные организации. Купцы из итальянского г. Амальфи (находившегося под властью православной Византии), получили от багдадского халифа (духовного главы всех мусульман-суннитов) дозволение учредить неподалеку от Церкви Святой Марии (именуемой Латинской из-за большого числа посещавших ее "латинских", т. е. западноевропейских, паломников) госпиталь (странноприимный дом) для размещения и лечения христианских паломников, прибывавших в Святую Землю. Руководство странноприимным домом осуществляли монахи духовного Ордена бенедиктинцев. Судя по всему, этот "франкский" госпиталь до конца XI, если не до начала XII в. , то есть до I Крестового похода и до освобождения Иерусалима "латинянами", несмотря на сходное название, имел никакого отношения к собственно госпитальерам (fratres Hospitalis, freres hospitaliers), как первоначально именовались члены братства иоаннитов (их второе название, "иоанниты», было дано им по имени их небесного заступника – Святого Иоанна Крестителя, Предтечи Господня).
Не ранее начала XII в. (хотя орденская легенда иоаннитов и говорит о помощи, оказанной им участникам I Крестового похода при осаде Святого Града!) в Иерусалиме появилась загадочная фигура Пьера Герарда (Жерара), именуемого также Герард Тенк (Жерар Тенке, Жерар Тонк, Тома Токе Жерар и т. п. ). Образ Герарда окутан бесчисленными легендами. У нас не имеется точных сведений о его происхождении, воспитании и даже родине (одни называют в качестве таковой итальянские города Амальфи и Скала, другие южнофранцузскую область Прованс). Однако все известные о нем на сегодняшний день факты указывают именно на него, как на основателя Ордена иоаннитов. Странноприимный дом, основанный в Иерусалиме амальфитанцами, был всего лишь своеобразным подготовительным учреждением, если можно так выразиться. При жизни Герарда его госпитальеры (hospitalarii), скорее всего, всецело посвящали себя уходу за больными и не имели никаких военных или рыцарских амбиций.
В 1120/1121 г. Герард скончался. Его преемником стал Раймунд дю Пюи, первым из руководителей госпитальеров принявший титул магистра (magister). Со временем Орден был преобразован в военную организацию по образцу западноевропейской феодальной системы, не отказываясь в то же время от своей изначальной, чисто благотворительной задачи. Благодаря щедрым пожертвованиям и земельным пожалованиям, Орден приобрел обширные владения и даже целые провинции, как на Западе, так и на Востоке. Совместно с Орденом тамплиеров рыцари Святого Иоанна стали важнейшими протагонистами идеи Священной войны во имя Веры. Они силой оружия боролись с враждебной мусульманской верой на восточных землях, в свое время – также силой оружия! - отнятых магометанами у христиан. Этим объясняется готовность, с которой феодальная Европа оказывала рыцарям-монахам финансовую и военную поддержку. Рыцари Белого Креста (иоанниты), рыцари Красного Креста (тамплиеры-храмовники), рыцари Зеленого Креста (лазариты), рыцари Черного Креста (тевтоны), рыцари Адамовой головы (Ордена Благой Смерти) и другие были мечом в руках Запада, при помощи которого тот завоевывал себе на Востоке новые земли, позднее удерживал свои восточные владения, а еще позднее – защищал Европу от завоевания ее исламскими ордами. Орден Святого Иоанна владел многочисленными военными опорными пунктами (сегодня мы сказали бы – военными базами) в Сирии и Палестине, в Акре, Иерусалиме, Кесарии, Капернауме, Иерихоне, Аскалоне, Маргате и Краке.
Несмотря на прилагаемые ими поистине титанические усилия, западным европейцам удалось продержаться на Ближнем и Среднем Востоке не более двух столетий. Столкнувшись с новым военно-религиозным подъемом среди арабов и тюрок, крестоносцы постепенно утратили все находившиеся в их руках городские центры и военные крепости. Рыцари-монахи участвовали в их обороне, отступая последними, как того требовала их миссия. За окончательным падением Иерусалима и Аскалона в 1247 г. последовала сдача знаменитой крепости Крак де Шевалье в 1271 г. и потеря Маргата в 1281 г. Последним оплотом франкского владычества в Палестине осталась Акра (Аккарон, Аккон или Птолемаида), попавшая в руки мусульман в 1291 г. после ожесточенного сопротивления. При штурме Акры были перебиты все тевтонские рыцари и рыцари Святого Лазаря и погиб Великий магистр тамплиеров. Горстке уцелевших иоаннитов во главе со своим тяжко израненным Великим магистром Жаном де Вилье удалось бежать на остров Кипр и обосноваться там близ Лимассола.
Однако на Кипре иоанниты оказались в стесненных обстоятельствах, ибо были вынуждены признать себя подданными "франкского" короля "Кипра, Иерусалима и Армении" и лишились свободы действий. В 1306 г. "рыцарям Кипра" (как иоанниты стали называться после объединения с рыцарями другого военно-монашеского Ордена – Святого Самсона), однако, представилась возможность основать новую резиденцию своего Ордена в месте, которое в большей мере соответствовало их представлениям о независимом существовании, чем Кипрское королевство. Великий магистр рыцарей Кипра, Фульк де Вилларе, вступил в переговоры с генуэзским феодалом Виньоло де Виньоли, формально являвшимся ленником византийского автократора на Додеканесе (а в действительности больше промышлявшим морским разбоем), с целью овладения о. Родос. Иоанниты планировали использовать Родос, расположенный недалеко от палестинского побережья, как базу для последующего возвращения Ордена в Иерусалим. Договор, заключенный между генуэзским корсаром и "рыцарями Кипра», предусматривал, что де Виньоли, после захвата Родоса госпитальерами, сохранит за собой одну треть территории острова, а к Ордену Святого Иоанна отойдут остальные две трети территории Родоса, остров Лерос и одна треть территории острова Кос.
ОСНОВАНИЕ НОВОЙ ОРДЕНСКОЙ РЕЗИДЕНЦИИ НА РОДОСЕ
Заручившись поддержкой короля французского Филиппа Красивого, короля Английского, папы римского, короля неаполитанского Карла II и Генуэзской республики, Великий магистр иоаннитов Фульк де Вилларе 27 мая 1306 г. высадился с войском, состоявшим из 35 орденских рыцарей и 500 пеших воинов, на Родосе, имевшим две первоклассные гавани – Мандракий (Порто ди Мандраччо) - в северной части острова - и Порто Мерконтильо – в южной - и захватил две важнейшие в стратегическом отношении крепости острова – Фараклос и Филеримос. Иоаннитам пришлось преодолевать местами достаточно ожесточенное сопротивление сторонников Льва Гавалы, навербовавшего в свои отряды греков, турок и сарацин. Завоевание острова завершилось в 1309 г. взятием города Родос. Мало помалу в руки иоаннитов попали и другие острова Додеканесского архипелага. С тех пор рыцари стали именоваться не только "госпитальерами" и "иоаннитами", но и "родосцами" ("рыцарями Родоса", как до этого – "рыцарями Кипра"), а Великий магистр их Ордена – Сувереном Родоса. Лишь три острова Додеканесского архипелага не вошли в число орденских владений. Это были острова Карпафос и Кассос, которыми владело семейство венецианских патрициев Корнаро, и остров Астипалея, находившееся во владении фамилии Квирини из Наксосского герцогства.
В течение первого десятилетия после завоевания Родоса иоаннитами жизнь на острове была неспокойной. Не говоря уже о том, что приспособление к нравам и обычаям местного греческого населения оказалось для латинских рыцарей нелегким делом, положение дополнительно осложнялось постоянными морскими нападениями турок, сразу же осознавших, какими опасностями им грозит существование военного рыцарского Ордена, можно сказать, у них под самым боком. Однако, несмотря на прилагаемые турками огромные усилия, им так и не удалось захватить остров и выбить с него воинственных рыцарей-монахов. Но гораздо большим потрясением для Ордена, чем волнения среди родосских греков или турецкие нападения, стал мятеж рыцарей, взбунтовавшихся против своего же Великого магистра Фулька де Вилларе, настроившего против себя членов Ордена своим образом жизни, подобавшим скорее не монаху, а светскому государю, и своим деспотизмом (он пытался править самодержавно, не советуясь с Генеральным Капитулом Ордена). Мятежники объявили о смещении Фулька де Вилларе, провозгласив вместо него Великим магистром своего предводителя – Мориса де Паньяка. Фульку де Вилларе удалось избежать ареста. Он бежал из дворца и укрылся в крепости Линдос. Для прекращения внутриорденской распри потребовалось вмешательство папы. Оба Великих магистра – как "законный", так и "незаконный" - были освобождены от занимаемой должности. Новым главой Ордена Святого Иоанна был в 1319 г. назначен Гелион (Элион) де Вильнев.
ОРГАНИЗАЦИОННО-АДМИНИСТРАТИВНАЯ СТРУКТУРА ОРДЕНА НА РОДОСЕ
Орденские классы и национальный состав Ордена
Наиболее характерной особенностью организационной структуры Ордена Святого Иоанна в период его пребывания на о. Родос было строго иерархическое разделение членов Ордена на классы, подвергавшееся постоянному и неусыпному контролю. Члены Ордена подразделялись на три класса: рыцарей, клириков и сержантов. Эта троичная структура соответствовала средневековой сословной структуре западноевропейского общества, подразделявшегося на дворянство, духовенство и простонародье. Скорее всего, корни этой классовой структуры восходят к XII в. , когда Великий магистр госпитальеров Раймунд дю Пюи начал преобразовывать прежний, чисто монашеский Орден странноприимцев в духовно-рыцарский военный Орден.
Рыцари (milites, буквально: "воины", или equites, буквально: "всадники") должны были иметь благородное (дворянское) происхождение. Именно они являлись основными носителями власти в Ордене в описываемый период. Члены Ордена, относившиеся к другим классам, могли достигать высоких должностей лишь в исключительных случаях. Как правило, все важнейшие административные и военные должности – например, должности Великого Магистра, глав орденских "языков" ("лангов" или "наций") или приоров, могли заниматься лишь рыцарями.
Клирики (сapellani) могли не иметь благородного происхождения, но их родители должны были обладать личной свободой (то есть не быть "рабами", или "крепостными"). Обязанности клириков ограничивались совершением церковных треб. Класс орденских клириков, в свою очередь, подразделялся на три ранга, или степени: простых клириков, капелланов (капелянов) и приоров (этих приоров не следует путать с приорами – главами орденских территориально-административных единиц - приорств, приорий или приоратов). Простые клирики прислуживали во время богослужения. В каждом командорстве (комменде) Ордена имелся свой капеллан. Немало капелланов постоянно пребывало в резиденции Орденского руководства в г. Родос. Другие капелланы сопровождали орденский флот или сухопутные войска Ордена в период военных действий. Достичь высшей духовной должности приора клирик мог только в возрасте 26 лет, прослужив не менее года. Каждое духовное приорство (приорат, приория) имело своего собственного приора, которому подчинялись все капелланы соответствующего региона. Самой почетной должностью для членов Ордена этого класса являлась должность приора Церкви Святого Иоанна в Колахии. Приору этого храма подчинялись все капелланы острова Родос. Его ранг считался весьма высоким не только среди орденского духовенства, но и в рамках всей орденской иерархии.
Сержанты, сервиенты, сервандармы или оруженосцы (servientes armorum, servienti d'armi), подобно клирикам, должны были не обязательно иметь благородное происхождение, но происходить от лично свободных родителей. Они оказывали рыцарям помощь на войне, но также и в делах управления, при уходе за больными, бедными и нуждающимися. Однако они могли занимать лишь подчиненные административные и военные должности. Наряду с сержантами-оруженосцами имелись и сержанты, не участвовавшие в боях наравне с орденскими рыцарями, а использовавшиеся по гражданской части (servienti di staggio).
Рыцари Родоса являлись интернациональным по составу Орденом, члены которого происходили из разных стран Европы. В рамках этого многонационального, но подчинявшегося единому централизованному руководству Ордена между отдельными национальными группами существовали четкие различия. Употреблявшийся для обозначения этих групп термин "язык", или "ланг" (от латинского "lingua"), вполне соответствует современному понятию "нации" или "национальности". Когда Орден Святого Иоанна обосновался на Родосе, он состоял из 7 "языков".
Последовательность, в которой эти "языки" всегда перечислялись, соответствовала их "орденскому стажу". На первом месте всегда стоял древнейший "язык" Ордена – Прованс (откуда, по наиболее распространенной версии, происходил сам основатель Ордена – Жерар), затем шли Овернь, Франция, Италия, Арагон (этот "язык" включал в свой состав всех "рыцарей Родоса" с Иберийского полуострова), Англия и Германия (Аллемания). На заседании орденского Генерального Капитула, созванного в 1461 г. на Родосе Великим магистром П. Р. Закостой, было принято решение о разделении Арагонского "языка" на две части. Одна его часть сохранила прежнее название и прежнее место в иерархии, то есть, последовательности перечисления орденских "языков", в то время, как вторая часть стала именоваться "языком Кастилии" и упоминаться на 8-м месте, после "языка Германии".
"Язык" Прованса включал в свой состав 2 Великих Приорства – Сен-Жилльское (54 комменды) и Тулузское (35 комменд) и отдельный Маносский бальяж.
"Язык" Оверни включал в себя Великое Приорство Овернское (40 кавалерских, или рыцарских, комменд, и 8 сержантских комменд), и отдельный Лионский бальяж.
"Язык" Франции включал в себя 3 Великих Приорства - Французское (45 комменд), Аквитанское (65 комменд) и Шампанское (24 комменды) и два бальяжа, во главе которых стояли капитулярный бальи Мореи (он же – глава комменды при храме Святого Иоанна Латеранского в Париже) и Великий казначей (глава комменды Святого Иоанна Корбейльского).
"Язык" Италии включал в себя Великое Приорство Римское (19 комменд) и 6 приорств - Ломбардское (45 комменд), Венецианское (27 комменд), Барлеттское (25 комменд), Капуанское (25 комменд), Мессинское (12 комменд) и Пизанское (12 комменд), а также отдельные бальяжи Святой Евфимии, Святого Стефана, Роселлы, Иоанна Неаполитанского, Святой Троицы Венозской, Кремонский и особый бальяж родовой комменды (командорства) Святого Себастиана (учрежденный папой Урбаном VII).
"Язык" Арагона включал в свой состав 3 Великих Приорства – Арагонское (29 комменд), Каталонское (28 комменд) и Наваррское (27 комменд), 2 отдельных бальяжа – Майоркский и Капский, а также особый бальяж Негропонтский (находившийся род совместным управлением "языков" Арагона и Кастилии).
"Язык" Германии включал в свой состав 5 Великих Приорств – Германское, Богемское, Венгерское, Датское и Польское – и 2 бальяжа – Бранденбургский и Святого Иосифа в Далмации (всего 67 комменд).
"Язык" Кастилии состоял из 2 Великих Приорств – Кастильского (27 комменд) и Португальского (31 комменда) и 5 бальяжей – Акрский, Лангонско-Лезский, Нововиланский, Лорский и Святого Гроба в Тори.
"Язык" Англии включал себя (в период пребывания иоаннитов на Родосе) объединенный бальяж трех достоинств Великого Приора Английского, бальи Эгльского и бальи Армянского. Позднее он был преобразован в Англо-баварский язык (с включением в свой состав Великого Приорства Баварии).